В гости к весне
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
на тему:
«В гости к весне»
во 2 классе
Учитель начальных классов
Нафонова А.М.
Цель: познакомить детей с изменениями в жизни растений и птиц весной;
установить связь этих изменений с неживой природой; обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Тип урока: комбинированный
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Личностные результаты:
- понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять целевые установки урока;
- анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;
- отделять значимую информацию от второстепенной,
- использовать речевые средства для решения познавательных задач;
- использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых процессов;
- взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- формулировать выводы из изученного материала;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной;
находить информацию на заданную тему ,
различать известную и новую для себя информацию;
узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку ;
выступать с сообщениями в классе;
моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование:
Учебник 2 класс Плешаков
распечатка текстов;
карточки с заданием для групповой работы;
Презентация к уроку « В гости к Весне»
- технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Учащиеся вспоминили о своих наблюдениях в живой и неживой природе во время экскурсии. Свои впечатления ученики отразили в своих рисунках. Сделали выставку рисунков. Учитель проверил заполнение таблицы в рабочей тетради.)
III. Самоопределение к деятельности
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
— О каком времени года идет речь в стихотворении? (О весне.)
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор? (Прилетают птицы, реки освобождаются ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, цветут ландыши.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О весенних изменениях в природе.)
— Прочитайте тему урока на с. 86 учебника. (В гости к весне.)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Узнаем о весенних явлениях в неживой и живой природе. Будем учиться находить в тексте нужную информацию,рассказывать о своих наблюдениях в природе.)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной.
IV. Работа по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 36).
— Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)
— Выполните задание.
2. Беседа, работа по учебнику
— Послушайте загадки о весенних месяцах и скажите, о каком из месяцев идет речь и какие признаки этого месяца вы услышали.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это. (Май.)
(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 86—87, готовят сообщения о весенних изменениях в неживой природе.)
-Перед тем как приступить к работе, вспомните правила работы в группе (слайд)
- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?
-Сначала происходят изменения в неживой природе
Ученики I группы выполняют задание учебника с. 86–87 (знакомятся по учебнику с изменениями в неживой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.54, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в неживой природе).
1.-Как изменилась погода с приходом весны?
-С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака. Стало намного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.
. Осадки выпадают в виде дождя и снега.
«Почему с приходом весны стало теплее»,
-Солнце стало греть лучше.
-Какие новые понятия вам встретились.
-Ледоход Половодье
-Что можно наблюдать во время ледохода?
Слайд
-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.
-А почему весной опасно ходить по льду?
-Подтаявший лёд может проломиться.
Слайд
-Когда река грозит половодьем?
Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.
-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?
-Они могут погибнуть
-Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в природе
Работа на карточке (Самопроверка.Самооценка)(слайд)
V. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Беседа, работа по учебнику
Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?
-Становится теплее
-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе
С потеплением природа оживает, пробуждается.
Ученики II группы выполняют задание учебника с.88 – 89 (знакомятся по учебнику с изменениями в живой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.55, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в живой природе).
-Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
б) Заслушивается выступление учащихся II варианта.
Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково «Первая улыбка Весны?»
( предположения учащихся «Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)
Эту улыбку можете увидеть в классе..( слайды)
А как вы полагаете, почему их так назвали?
Они первыми появляются из земли и цветут очень рано
Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?
Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье.
Работа в паре
Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос:
Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.
Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?
Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано. (Взаимопроверка) (слайд)
Охрана первоцветов
Слайд
Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.
Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.
А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту ….
Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?
Не рвать цветы, а только любоваться !
О животных
-Докажите, что весна вносит свои изменения и в жизнь птиц
1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.
2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.
3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.
Узнайте перелетных птиц, которые прилетели на нашу полянку
Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
- Отгадайте загадки и скажите, когда каждая из этих птиц возвращается на родину.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица...
(грач — в марте).
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок — начало апреля.)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец — конец марта.)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
(Соловей — середина мая.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка — май)
Почему возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы?
Стало тепло , появились насекомые.
Подумайте, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.
Предположения учащихся
Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.
Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему?
Слайд
Определите другие связи и соедините их стрелкой
Что помогло установить связи неживой и живой природы.
Приметы весны Изменения в живой и неживой природе
5.Тест (Самопроверка. Самооценка)
Назовите основные примеры изменения в неживой и живой природе. Коротко
Прочитайте вывод в учебнике и сравните его с нашим выводом.
Есть ли в сообщении мудрой сова примеры, которые мы не назвали.
VII. Рефлексия
7. Контроль и оценка достижений (по вопросам учебника)
Оценивание с помощью сигналов
Прочитайте контрольные вопросы и оцените свою работу на уроке с помощью подснежников, исходя из критериев.
Синий подснежник выбираешь, если ты усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Жёлтый подснежник - если усвоил новое знание, но тебе еще нужна помощь.
Красный подснежник - если расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для тебя непонятной.
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы выполнили?
Мне понравилась ваша работа на уроке!
Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной!
Молодцы!
7.Выберите д/з к следующему уроку: (на карточках)
1.Рабочая тетрадь стр.56-57
2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
Почему возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы?
Стало тепло , появились насекомые.
Подумайте, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.
Предположения учащихся
Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.
Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему?
Слайд
Определите другие связи и соедините их стрелкой
Что помогло установить связи неживой и живой природы.
Приметы весны Изменения в живой и неживой природе
5.Тест (Самопроверка. Самооценка)
Назовите основные примеры изменения в неживой и живой природе. Коротко
Прочитайте вывод в учебнике и сравните его с нашим выводом.
Есть ли в сообщении мудрой сова примеры, которые мы не назвали.
VII. Рефлексия
7. Контроль и оценка достижений (по вопросам учебника)
Оценивание с помощью сигналов
Прочитайте контрольные вопросы и оцените свою работу на уроке с помощью подснежников, исходя из критериев.
Синий подснежник выбираешь, если ты усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Жёлтый подснежник - если усвоил новое знание, но тебе еще нужна помощь.
Красный подснежник - если расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для тебя непонятной.
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы выполнили?
Мне понравилась ваша работа на уроке!
Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной!
Молодцы!
7.Выберите д/з к следующему уроку: (на карточках)
1.Рабочая тетрадь стр.56-57
2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс
На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....
Урок окружающего мира "В гости к весне"
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...
В гости к весне
Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе«В гости к весне»Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе; дать представление об изменениях в жизни раст...
Урок окружающего мира "В гости к Весне"
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...
В гости к весне. 2 класс.
Систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним....
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
В гости к весне. Животные. 2 класс.
В презентациие есть и информация для учеников, и задания....