В гости к весне
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Дементьева Наталья Владимировна

Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе«В гости к весне»

Дать учащимся представление о характерных при­знаках весны в неживой природе; дать представление об изменени­ях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с не­живой природой; Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon v_gosti_k_vesne.zip2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беломечетская средняя общеобразовательная школа»

Кочубеевского района Ставропольского края

Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе               «В гости к весне»

 подготовила учитель начальных классов

Дементьева Наталья Владимировна

В гости к весне

Цели урока: Дать учащимся представление о характерных при знаках весны в неживой природе; дать представление об изменени ях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с не живой природой;

Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование:

1.  Карточки с индивидуальными заданиями;

2.  Карточки-таблички со словами;

3. Картинки с изображением раннецветущих растений, перелет ных птиц и т. д.;

4. Таблицы: «Части холма и горы», «Части реки»; картинки с изображением равнины, гор, холмов, оврага.

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин.

    Вот книжки на столе,

    А вот — тетрадки.

    Не хочется играть

    Сегодня в прятки,

    И недосуг дуть

    На корабль бумажный –

    Сегодня в классе у ребят

    Урок уж больно важный!

II. Проверка домашнего задания – 5 мин.

-  Для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока.

Учитель выдает трем ученикам карточки-задания для самостоя тельной подготовки. Ученики готовятся у доски.

Карточка 1. «Основные формы земной поверхности»

-  Назови основные формы земной поверхности. Выбери картинки с их изображением. Дай определения основных форм земной поверхности.

-  Как называются возвышения на равнинах? Выбери кар тинку с их изображением.

- Как называются углубления с крутыми склонами на рав нинах? Выбери картинку с их изображением.

Карточка 2. «Части холма и горы»

-  Что такое холм?

-  Что такое гора?

-  В чем их сходство, в чем различие? Покажи части холма и горы на таблице.

Карточка 3. «Части реки»

-  Назови и покажи на таблице части реки.

-  Определи и покажи на таблице левый и правый берег реки, левый и правый приток реки.

-  Объясни, чем река отличается от озера.

Пока ученики готовят ответы у доски, учитель работает с классом ,  на доску вывешивается

Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с карточками-заданиями. Учитель делает вывод о том, как дети ус воили тему предыдущего урока.

III. Введение в тему урока – 7 мин.

-  Послушайте внимательно стихотворение А. Фета и скажи те, о каком времени года в нем говорится?

                    Снова птицы летят издалека,

                    К берегам, расторгающим лед,                                                                                                                                                                                                 

                    Солнце теплое ходит высоко

                    И душистого ландыша ждет.                                                                                                                                                                                                                             

                                                                  (Весна)                                                                                                                                                                                                             

-   Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

-  Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворе нии? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце на ходится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)

-   Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нари совать картину весны.

IV. Весенние изменения в неживой природе – 10 мин.

-  Представьте, что доска — это наш альбомный лист, на ко тором мы изобразим, как меняется природа в каждый из весенних месяцев.

-   Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)

Учитель вывешивает таблички с названием весенних месяцев на доску.

-  Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали:

  Дует теплый южный ветер,

  Солнышко все ярче светит,

  Снег худеет, мякнет, тает,

  Грач горластый прилетает.

  Что за месяц? Кто узнает? (Март)

  Яростно река ревет

  И разламывает лед.

  В домик свой скворец вернулся,

  А в лесу медведь проснулся.

  В небе жаворонка трель.

  Кто же к нам пришел? (Апрель)

  Зеленеет даль полей

  Запевает соловей.

  В белый цвет оделся сад,

  Пчелы первые летят. Гром грохочет.

  Угадай, Что за месяц это?... (Май)

-  Итак, все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на нашей картине. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?'

(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)

Учитель вывешивает на доску рисунок солнца (или рисует его на доске), записывает:

Солнце выше, чем зимой;

                        Дни стали длиннее;

                                                    Потепление.

-  Одинаково ли солнце грело землю во все весенние меся цы? (Нет.)

-   Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло.)

-   Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высо кое, по нему плывут белые легкие облака.)

Учитель вывешивает широкую полосу голубой бумаги, прикреп ляет облака из белой бумаги (либо рисует мелом небо и облака на доске).

Учитель записывает в схеме:

 Небо высокое, голубое;

              Облака белые, легкие.

- Какие осадки выпадают весной? (В марте — снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)

Учитель вывешивает на доску бумажные снежинки и капельки дождя, в схеме появляется надпись:

 Осадки: снег, дождь.

-   Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае.)

Учитель вывешивает на доску «молнию» из бумаги, в схеме по является надпись:

 Первая гроза.

-  Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении:

Люблю грозу в начале мая,

           Когда весенний первый гром,

           Как бы резвясь и играя,

           Грохочет в небе голубом.

           Гремят раскаты молодые!

 Вот дождик брызнул, пыль летит,

 Повисли перлы дождевые,

 И солнце нити золотит.

 С горы бежит поток проворный,

 В лесу не молкнет птичий гам.

 И гам лесной, и шум нагорный –

 Все вторит весело громам.

-    Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной?

Почему? ( Весной почва оттаивает. В ней накапливается  много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной .) Учитель вывешивает на доску широкую полосу коричневой бумаги, а в схеме появляются слова:

Оттаивание почвы.

-  Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку  становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше,  в мае весь снег растаивает.)

Учитель вывешивает на доску сугроб из бумаги, изображения  проталины; в схеме — слова:

Таяние снега.

-   Что происходит весной с водоемами? ( Лед на водоемах темне ет , покрывается трещинами , тает. В конце апреля на реках  начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке,  сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. )

Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по  подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны  шалости на реке во время ледохода.

В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем.  Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

По ходу рассказа учитель выписывает на доске:

 Ледоход;

        Половодье;

                  Таяние льда;

Вывешиваются картинки с изображением этих явлений.

-   Итак, какие же изменения в неживой природе происходят  весной, как они связаны между собой? (Дети отвечают , используя схему и рисунок: солнце все выше поднимается над  линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце  сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед.)

V. Физкультминутка - 2 мин.

Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке . С поднятой гордо головой .Расцвел подснежник голубой. Он весь пушистый, серебристый . На солнце маленький стоит. Посланец он весны надежный Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие, Он первенец среди цветов.

VI. Изменения в живой природе – 10 мин.

-    Пришло время поговорить о том, какие изменения проис ходят в живой природе с приходом весны.

-   Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки ; появ ляются сережки , серебристые барашки , цветы , затем появ ляются листья . У хвойных деревьев меняется цвет коры , хвои . )

Учитель вывешивает на доску изображения дерева и кустарника:

а)     без листьев;

б)    с молодыми листочками;

в)    с цветами.

В схеме появляются слова:

  Набухание почек;

           Цветение растений;

                         Появление листьев.

-      Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покры вает молодая травка, многие растения начинают цвести.)

-    Назовите травянистые растения, которые зацветают самы ми первыми. (Ответы детей.)

Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением раннецве тущих растений. Дети рассматривают их на с. 88—89 в учебнике.

-    Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести.)

-   Почему же подснежники зацветают так рано?

Учитель выслушивает мнения детей и предлагает почитать об этом на с. 89 в учебнике, чтобы определить, чье мнение было верным.

Дети читают текст в слух по частям. Затем делается коллектив ный вывод: подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.

-    Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Учитель вывешивает на доску изображения этих цветов.

-    Многие собирают весной букеты весенних растений. Хо рошо ли это? (Ответы детей.)

-   Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняет ся жизнь птиц с приходом весны?        (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда , откладывают яйца, выводят птенцов.)

-   Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? ( Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми , а с приходом тепла насекомые выбираются из своих ук рытий. )

-   Каждая перелетная птица возвращается в родные края в оп ределенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.

   Всех перелетных птиц черней,

   Чистит он пашню от червей.

   Взад-вперед по пашне вскачь.

   А зовется птица...

                                 (Грач)

   Март — время прилета грачей в родные края.

   Свое гнездо он в поле вьет,

   Где тянутся растения.

   Его и песня и полет

   Вошли в стихотворения!

                                      (Жаворонок)

   Время прилета жаворонков — начало апреля.

   Он прилетает каждый год

   Туда, где домик ждет.

   Чужие песни петь умеет,

   А все же голос свой имеет. (Скворец)

   Конец марта — время прилета скворцов.

   Прилетел к нам, наконец,

   Лучший наш певец.

    Дни и ночи напролет

   Он поет.

                (Соловей)

   Соловьи прилетают в середине мая.

   Прилетает к нам с теплом,

   Путь проделав длинный.

   Лепит домик под окном

   Из травы и глины.

                               (Ласточка)

Время прилета в родные края — май.

Учитель вывешивает на доску картинки с изображением пере летных птиц. В схеме появляются надписи:

Появление насекомых; Возвращение перелетных птиц.

-   Как встречают весну звери?   (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются де теныши. Звери линяют. )

Учитель вывешивает на доску картинки с изображением зверей.

-   Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охра ны животных и птиц? ( Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не при касаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д. )

-    Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой приро де? (Ответы детей.)

К концу урока на доске получается схема:

Весенние изменения в природе

VII. Закрепление изученного – 3 мин.

Работа проводится в группах. Каждая группа должна составить рассказ «Весна пришла». В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, про исходящие в неживой природе, в жизни растений и животных.

После подготовки заслушиваются рассказы групп. Проводится коллективное обсуждение и анализ рассказов.

VIII. Домашнее задание – 2 мин.

1.   Читать текст в учебнике на с. 86—89; уметь пересказывать, от вечать на вопросы;

2.   Повторить темы: «Формы земной поверхности» и «Водоемы».

3.   Для самых любознательных: прочитать материал о раннецве тущих травянистых растениях в книге А. А. Плешакова «Зеленые страницы».

Приложение к уроку

Весенние раннецветущие растения

Чистяк

Травянистое растение высотой до 25 см. Растет на сырых лугах, в  тенистых лесах. Цветет в конце апреля и в мае ярко-желтыми бле стящими цветами. На ночь и в ненастную погоду цветки плотно за крываются, но не поникают. Листья округлые, сердцевидные. Свое название получил от того, что раньше этим растением выводили бородавки. Растение ядовито.

Хохлатка

Растет в дубравах. Цветет ранней весной, даже раньше веретеницы. Вскоре после того, как сойдет снег, мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневатых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и  очень изящное. Цветки ее имеют приятный аромат и богаты нектаром.  Цветение непродолжительное. Если стоит теплая погода, хохлатка  отцветает быстро — через несколько дней. Размножается только семена- 1 ми, которые распространяются муравьями.

За торопливым цветением следует быстрое увядание. Под землей  сохраняется небольшой клубень с запасом питательных веществ,  весной из него вырастает новое растение.

Хохлатка очень нежна. Если ее сорвать, скорее всего, даже до  дома не донесешь — растеньице увянет по дороге. Лучше любовать ся в лесу.

На свете насчитывается более 100 видов хохлатки.

Мать-и-мачеха

Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только  растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых от- I косах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые со цветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за  листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев  гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона — нежная и теплая, как родная мать.

Латинское название астения — туссилаго — означает выводящий  кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют  для лечения легочных болезней.

Размножается семенами и корневищем, на котором образуются I почки. Из почек вырастают новые растения.

Веретеница лютиковая

Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на  конце его - три листа, направленные в разные стороны и сильно  рассеченные, еще выше — тонкая цветоножка, которая заканчивается ярко-желтым цветком, немного напоминающим цветки лютика. Высота всего растения невелика — не больше карандаша.

Веретеница, подобно хохлатке, цветет всего несколько дней. Она очень любит свет и старается закончить развитие раньше, чем лес оденется листвой.

К концу весны веретеница совсем увядает. Однако в почве оста ется богатое питательными запасами корневище. Следующей вес ной из него появится новое растение.

Медуница

Это один из первых весенних цветов. У нее широкие листья, что бы ловить еще не жаркие солнечные лучи. На одном стебле стоят разноцветные цветочки - розовые, голубые, синие. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок сначала розовый или красный, затем становится синим, потом фиолетовым. Еще одна особенность ме дуницы: пчелы летят к ней только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!» Пройдет время и цветок изме нит окраску. Пчелы к нему не полетят. Это значит — нектара нет.

Пчел интересует нектар медуницы, а человека — ее листья. Ли стья медуницы употребляют как лекарство от легочных заболева ний. В переводе с латинского название этого растения — «легкое».

Галантус

Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осто рожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричне вую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и по раньше проснуться.

Послушайте легенду об этом цветке:

Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратить ся в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.

Весна — пора пробуждения природы. По календарю она начина ется 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом соко движения у деревьев, которое появляется после того, как оттаивает почва, и вода из корней начнет поступать во все органы растения. Почки, получив питательный сок, развертываются в бутоны цвет ков и листья. Начинается цветение деревьев.

Ива

А какие ласковые названия дают сережкам ивы! Колечки, лапки, пушки... И впрямь пушистые, легкие, нежные серебристо-серые цветки ивы напоминают шерстку котенка. Через некоторое время их серые цветы станут желтыми от пыльцы. Ива — один из первых весенних медоносов. Ее цветение — радость всем летающим насе комым.

Осина и тополь

Удивительно красивы сережки осины и тополя. Бордовые с ли ловым отливом, опушенные серой бахромой, - настоящее украше ние дерева.

Ветер поможет осине и тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца осина и тополь дадут семена, каждое из которых одето легким пушком-парашутиком ветер подхватит их и унесет далеко-далеко заселять в новые места.

Ясень

Цветет до появления листьев и ясень. Ранней весной также раз носит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем не похожи на се режки ив, осин, орешника. Эти цветы и сережками не называются. Красивыми розовыми букетиками сидят они по краям толстых ве ток. Желтой дымкой пыльцы опушен ясень до появления первых листочков.

Викторина «Первоцветы»

1.  Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими на трилистник.

(Печеночница.)

2.  Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать.

(Орешник.)

3.  На ее ветках ранней весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает быстро краснеть.

(Ива.)

4.  Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней вес ной. Ее цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

(Хохлатка.)

5.    Один из самых ранних цветков в наших лесах, часто его назы вают подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ветреница.)

6.    Так называли девочку из рассказа Носова о коротышках цветочного города. Так называется раннецветущее растение, цветки которого бывают разного цвета: розового, синего, фиолетового.

(Медуница.)

1. Раннецветущее травянистое растение с цветами желтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя - теплая и нежная.

(Мать-и-мачеха.)

Кроссворд «Какого цвета весна»

1. Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кор миться? 2. При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление назы вается ... 3. Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают капать под лучами весеннего солнца. Это явление называется ... 4. Текущие по склонам небольшие потоки воды. 5. У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение? (Подсказка: стоит в белой одежке, свесив сережки.) 6. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Эти темные пятна называются ... 7. Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зеленые ...

Ответы:

1. Грач. 2. Оттепель. 3. Капель. 4. Ручейки. 5. Береза. 6. Протали ны. 7. Листья.

Ключевое слово: ГОЛУБАЯ.

Список использованной литературы

1. Методические рекомендации к учебнику 4 класса «Окружающий мир»; Пособие для учителя. Смоленск 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс

На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....

Урок окружающего мира "В гости к весне"

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...

Урок окружающего мира "В гости к Весне"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"  с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...

В гости к весне. 2 класс.

Систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним....

В гости к весне. Животные. 2 класс.

В презентациие есть и информация для учеников, и задания....

Урок по окружающему миру "В гости к весне" 2 класс

Урок проведён  по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас"...