Урок окружающего мира "В гости к Весне"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Денисова Галина Павловна

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"  с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна,презентация детских проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira__v_gosti_k_vesne.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедиа технологий в начальной школе.

Разработка конспекта  урока по предмету «Окружающий мир»,

автор учебника А.А.Плешаков ,2 класс,

по программе «Школа России»

Учитель: Денисова Галина Павловна

Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с использованием ИКТ.

Образовательная цель:

  1. познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
  2. формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
  3. показать связь изучаемых предметов с жизнью;
  4. обогащать и расширять словарный запас;

Развивающие цели:

  1. развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах;
  2. развивать чувство прекрасного;
  3. развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  4. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитательные цели:

        формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

Оборудование:

  1. учебник;
  2. распечатка текстов;
  3. карточки с заданием для групповой работы;
  4. творческие работы детей с народными приметами о весне;

Презентация к уроку « В гости к Весне»

Фрагмент мультфильма «Весенняя песня»

Клип «Симфония весны»

  1. технические средства:
  1. компьютер;
  2. мультимедийный  проектор;

Домашнее задание к открытому уроку:

  1. Дети готовили творческие проекты о весне.

 Тема урока «В гости к Весне!»

Содержание урока

1.Начинается урок! Здравствуйте! Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями!

Проверим, все ли готово у нас для успешной работы?

 А чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним правила:

Читать - вдумчиво.

Писать - грамотно.

Слушать – внимательно.

Спрашивать – по существу.

Уважать других!

Работайте дружно и помогайте друг другу!

2.Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости…

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет,-

Значит к нам пришла … (весна)

-Я думаю, что вы уже догадались, какая тема нашего урока.

-Тема нашего урока замечательная, долгожданная – и называется  «В гости к Весне» (открывается табличка на доске) А точнее сказать она к нам  сама пришла в наши края!

- И сегодня на уроке мы с вами назовем  характерные признаки весны и попробуем нарисовать  ее образный портрет.

( вешается на доску табличка признаки весны)

3.Я  с удовольствием приглашаю вас на лесную опушку встречать весну!

Улыбнитесь!

Включение фрагмента мультфильма.

Обсуждение фильма.

1.-С чем же к нам  приходит весна? (с песнями, музыкой, журчанием ручья и т.д.)

2.- Какие признаки весны вы подметили?

Заполнение схемы на доске

 «Признаки весны» в порядке, предлагаемом детьми:

-потепление

-таяние снега

-ледоход (новое понятие)

-половодье (новое понятие)

-появление  листьев

-цветение растений

-прилет птиц

-появление насекомых, пробуждение животных

ЛЕДОХОД  (рассказ под шум ледохода)

-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

-Что вы наблюдали?

-лед ходит,  лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.

-В вашем учебнике вы прочитаете яркое описание этого весеннего явления.

 СИГНАЛ ОПАСНОСТИ! (появляется красный маячок)

-При всей  незабываемости  этого явления - Помните, что весенний лед опасен!

-  Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов. Вода затопляет  близлежащие луга, поля, леса. Это весеннее явление называется   ПОЛОВОДЬЕ

-Сильное половодье бывает опасно для зверей. Почему?

Около этого признака мы тоже оставим наш маячок.

СИГНАЛ ОПАСНОСТИ (выставляется маячок)

-Еще одна весенняя опасность - нависшие сосульки на крышах домов! Я вам напоминаю, что когда вы идете  по улице - выбирайте безопасный маршрут.

Итак, мы выделили с вами основные признаки весны.

4.-А теперь проверьте себя:

Откройте тетрадь с.57 задание 2 обведите весенние признаки

РАБОТА В ТЕТРАДИ С 57 №2

5.-  Как вы думаете - Какой из всех весенних признаков самый главный? (потепление)

-Почему? (благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе)

-С потеплением природа  оживает, пробуждается.

И нам от этого становится радостно!

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (магнитофон) » БОЖЬЯ КОРОВКА»-1 куплет

7. Ребята, что люди весной называют ласково  «Первая улыбка Весны?»

( предположения учащихся)

Подсказка в случае затруднения (загадка)

Первый вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Весной, один из самых ранних  ( коллаж слайда)

На свет явился первоцвет.

Как неизвестный, дивный странник

Пришел сказать нам всем: - "Привет!"

Первоцветы - это удивительное явление природы, характерное только для весны. Сегодня на уроке мы обратим внимание  на этот  удивительный признак весны.

Вывешивается табличка

ПЕРВОЦВЕТЫ

 А  почему  их  так назвали? (они  первыми появляются из земли и цветут очень рано)

Давайте  познакомимся поближе с некоторыми из них.

Экскурсию на поляну первоцветов проведут для нас наши юные  натуралисты.

1.Сообщение о ветренице дубравной

(подснежник) Каткова Полина

Вопрос: За что люди прозвали характер этого цветка «удивительный»?

(Зацветает в холода, а в жаркую пору лета прячется в земле)

2.Медуница. Копьев Артем

Вопрос: Как вы поняли, что особенность у этого растения?

(меняет окраску: цветки бывают разного цвета-розового,синего.фиолетового, пчелы летят только на розовый или красный цвет, полезно для человека

-Проверим эрудицию ребят.

-В каком произведении так звали одну из героинь? (Носов, девочка-коротышка из цветочного города)

3.Мать-и-мачеха.Бебенина Наташа

Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?

(Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать.

Учитель: Спасибо нашим юным натуралистам за интересную экскурсию.

8.Разновидностей первоцветов на земле много. Очень интересно о них рассказывается в нашей классной книге «Легенды о цветах». Можно прочитать и рассказать нам на уроках  о других растениях. ( Показ книги)

-9. Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю в своем полисаднике  появление первых цветов, но меня всякий раз волнует  один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

( предположения детей)  

10.Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ  в научной статье.- Работаем в парах.

-Прочитайте статью и обсудите ответ на вопрос:

Где источник силы маленького растения?

-Заслушивание ответов учащихся.

-Проверим  ваше решение?

-Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.

-Кто  был прав?

- Пожмите руки друг другу за сотрудничество.

СИГНАЛ  ОПАСНОСТИ

-Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

-Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу. А ведь так не сложно сберечь  весеннюю красоту – просто не рвать !

11.Весна - прекрасное время года. Люди издавна любили весну, называют  ее Весна – красна. Они воспевают ее в песнях, пишут картины, слагают стихи и музыку.

 КЛИП  «СИМФОНИЯ ВЕСНЫ»

-Так какая же она Весна?

(высказывания детей)

12.Составление синквейна.

   (запись на доске  судя по времени  или устно )

 1.Весна.

2.Яркая, теплая.

3.Торопится, поет, цветет.

4.Прекрасное время года.

5.Девушка (улыбка) песня, красавица.

- Замечательный портрет Весны  у нас получился!

-А вот Дима Веселов с мамой представляют Весну такой:

 (открывается плакат Девушка-Весна)

-Полюбуйтесь - какая Красавица!

13.Нельзя было к такой красавице в гости прийти  с пустыми руками.

-Я знаю, что вы приготовили Весне подарки!

-Наш класс в эти дни  расцвел от многообразия ваших рисунков и поделок.

Презентация  детских проектов. (выступление)

1.Денисова Алена Собственное стихотворение  «Божья Коровка»

2.Емельянова Катя. Приметы о Весне.

3.Лабутин Влад Загадки о Весне.

4. Клепикова Аня. Стихотворение «Зима недаром злится… Тютчев.

 -В гости к Весне мы будем приходить еще не раз. И все что вы приготовили или приготовите  для нее,  вы сможете на следующих уроках окружающего мира показать.

14.Выберите д/з к следующему уроку:

1.Рабочая тетрадь стр.56-57

2.Оформи плакат в защиту первоцветов!

3.Поищи ответ на вопрос «Кого называют вестником весны и почему?»

15.ОЦЕНКА.

Заканчивается наш урок, и наше  сегодняшнее путешествие в гости к Весне.

- Оно  вам понравилось?

-Ребята! А  мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!  Похлопайте себе!

-Оцените свою работу по «Шкале успеха» (выставление маячков) по рядам подходят

Приложение  (работа с научным текстом в паре)

Первоцветы - это первые цветы, которые появляются  после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше   могучих деревьев  и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую  луковичку. Эта  «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

Конспект урока окружающего мира "Как животные весну встречают"

Урок открытия новых знаний . Конспект урока с презентацией по УМК "ПНШ" в 1 классе....

Урок окружающего мира по теме "Весна: Пробуждение природы" ("Танец природы")

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. УМК «Школа России» Тема: «Весна: пробуждение природы». («Танец природы»)  Приглашённые: жюри конкурса. Аудитория: учащи...

презентация к уроку окружающего мира "Домашние животные весной" 1 класс ПНШ

Данный материал содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме "Домашние животные весной" 1 класс к УМК «Перспективная начальная школа». В содержании слайдов прослеживается ход урока:1) Организ...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"

Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...


 

Комментарии

Денисова Галина Павловна

Данный урок был разработан и проведен в рамках районного конкурса "Учитель Года-2012"