Самооопределение к деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Рушания Руслановна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? -Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики. Какие молодцы! Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением
| 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
|
УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению |
|
Актуализация знаний и мотивации (5-7 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Индивидуальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Взаимоконтроль Самопроверка | 1.Проверка пройденного материала Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке? Блиц-опрос -Что такое рельеф? -Каковы причины изменения рельефа? -Как человек влияет на изменение рельефа? Продолжим На доске схема оболочек Земли и схема внутреннего строения Земли (или макет). - У вас на партах карточки, вам в парах необходимо соединить название сферы Земли с её определением. Учитель раздает детям карточки для парной работы. Соедините: Оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю мантию, называется… |
| термосфера |
| гидросфера |
|
| Оболочка Земли, состоящая из воды в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном, называется… | литосфера |
| астеносфера |
|
| семисфера | Оболочка Земли, являю-щаяся средой обитания живых организмов, называется… |
| биосфера |
|
| мезосфера | Оболочка Земли, состоящая из смеси газов, называется… |
| атмосфера |
|
Учащиеся соединяют определения сфер Земли с названиями, откидывают лишние. Проверяют по слайду | 1. Минутка чистописания 2. Выполняют задание на повторение
Отвечают на блиц- опрос
Выполняют работу на карточках
Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера
Проверка по слайдам
| УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать |
Работа с карточками
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль | - Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.
– Что значит «литосфера»?
– Из каких слоев состоит литосфера?
-Всё верно. Слышали ли вы про землетрясение в Турции? -Ребята, а почему землетрясение произошло лишь там, почему не распространилось по всей поверхности Земли? -Чтобы ответить на это вопрос, нам необходимо подробнее рассмотреть строение литосферы, то есть внутренней оболочки Земли. -предположите тему сегодняшнего урока.
А что мы сегодня с вами узнаем, какая цель будет у нас на уроке? Узнать… Предлагаю составить план, с помощью которого мы достигнем поставленной цели. У меня уже есть готовые пункты плана, однако они запутались. Давайте восстановим его. - Подведём итог
- Выполним самостоятельную работу
- Узнаем о внутреннем строении земли.
Замечательно продолжим изучение новой темы | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.
– Каменная оболочка. Твердая оболочка Земли. -Земная кора и верхняя часть мантии (показывают на макете). -Да
-Не знаем
- Внутреннее устройство Земли.
-Узнать о внутреннем строении Земли.
- Узнаем о внутреннем строении Земли
- Выполним Самостоятельную работу
- Подведём итог
| УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Презентация
|
«Открытие детьми нового знания» (15 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог
Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации
Внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. – Рассмотрите карту (физическая карта мира). Что вы отнесете к земной коре? – Правильно ли я вас поняла: вы хотите сказать, что земная кора может быть под материками и под океанами? – Она так и называется: материковая и океаническая земная кора. Как вы думаете, одинаковую ли толщину имеет материковая и океаническая земная кора? - Земную кору разделяют на океаническую и материковую (или континентальную). Океаны занимают 70% площади нашей планеты, поэтому ее правильно было бы назвать не Земля, а Океан. Толщина материковой земной коры колеблется от 20 до 70 километров, в то время как толщина океанической земной коры не превышает 6 километров. Океаническая кора состоит в основном из базальта – черной породы вулканического происхождения. Материковая земная кора сложена из гранитов и риолитов, представляющих собой по существу шлаки, легкие побочные продукты глубинных химических процессов, поднявшиеся в верхнюю часть гигантской плавильной печи, созданной Природой во внутренних областях Земли. Как пена накипи на супе поднимается на поверхность кастрюли, так и эти породы поднялись и застыли, образовав материки.
– Посмотрите на карту Мира, назовите все материки.
– Внимательно посмотрите и сравните береговую линию Южной Америки и Африки. Что интересного вы заметили? - Более того, ученые обнаружили, что эти два материка в древности были заселены одинаковыми животными, а вот современные животные и растения на них совсем разные, не похожие – Попробуйте сначала сами предложить, выдвинуть свои гипотезы, почему так?
Схематически фиксирует гипотезу на доске.
?
– Как убедиться, верна наша гипотеза или нет? -Предлагаю прочитать отрывок из статьи и подтвердить или опровергнуть ваши догадки. - Немногим более 20 лет назад окончательно сформировалась и получила опытные доказательства теория движения континентов, впервые выдвинутая Альфредом Вегенером. В этой теории внешняя твердая поверхность Земли рассматривается как система крупных жестких плит, постоянно перемещающихся в горизонтальном направлении относительно друг друга. Плиты в основном состоят из океанической земной коры. В плитах заключены гигантские плавучие блоки-плиты другого рода: континенты (или материки), образованные более легкими породами. – После прочтения текста у вас не возникло больше никаких вопросов?
– Вопросы довольно сложные, подробно вы их будете рассматривать в старшей школе. Но сейчас мы попробуем замоделировать в наиболее простом виде. Для этого предлагаю посмотреть видеоролик.
– Обсудите в парах человека и сделайте вывод: какое же условие необходимо, чтобы плиты земной коры легко двигались?
– Ученые тоже выдвинули такую гипотезу, что вещество в верхней части мантии находится в расплавленном состоянии, поэтому плиты земной коры легко двигаются.
– Рассмотрите схему и ответьте сами на второй свой вопрос: движутся ли сейчас плиты? - Как вы считаете, может ли движение плит на что-то повлиять? -А на что именно? -Действительно, при столкновении плит образуются горы и впадины, расщелины и вулканы. -Вулканы- знаете ли вы из-за чего происходит извержение? -Находящаяся внутри земного шара горячая магма постоянно циркулирует, то поднимаясь вверх, то снова опускаясь вниз. Если магма поднимается на место смыкания тектонических плит или территорию, где земная кора слишком тонкая, она вырывается наружу. В этом процессе также участвуют газы, которые становятся причиной возникновения взрывов. -Узнав столько новой информации, я думаю вам необходимо отдохнуть Физминтука | 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом – Всю сушу. Материки. Дно под океанами тоже земная кора. – Да.
– Наверное, материковая толще, океаническая тоньше.
Показывают материки по береговой линии, читают названия. – Линии похожи, совпадают, как пазлы.
Выдвигают различные гипотезы, чаще всего близкие к той, что эти материки раньше были одним целым: - Это был один материк в древности. - Он раскололся, и части отодвинулись друг от друга.
– Найти информацию в специальной литературе.
Читают отрывок самостоятельно.
–
1). Почему плиты движутся? Какие силы их толкают? 2). Движутся ли в настоящее время эти плиты?
Просмотр видеоролика
-Между мантией и земной корой должен быть слой, похожий на масло.
– Плиты земной коры движутся и в современное время. -Может
Выдвигают предположения
| УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи
| Работа с учебником
Работа с учебником
|
Первичное закрепление (4-5 мин) |
Усвоение нового способа действий
|
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, учебник Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. -На странице 139 учебника задание к тексту про вулканический остров Кракатау. Прочитайте, что необходимо выполнить? -Предлагаю выполнить это задание в парах. -Давайте послушаем планы некоторых пар. -Вы молодцы, получились разные планы. -Прочитав текст, вы должны бы узнать об одном очень опасном природном явлении, которое нанесло огромный вред всей поверхности Земли, что это? -Верно. Я предлагаю вместе отгадать название этого природного явления. Для этого перед вами на слайде дан ребус. Решите его. -Да, правильно, это было цунами
Выполните задание в группах: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Проверим на слайде | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор -Прочитать и составить план рассказа. Выполняют задание Зачитывают
-Гигантская волна
-Цунами | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей |
Работа с учебником
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин) |
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную работу. -Следующее задание вам необходимо выполнить самостоятельно. Тест 1. Альфред Вегенер – немецкий ученый, создатель теории 1) дрейфа материков + 2) появления землетрясений и вулканов 3) шарообразности Земли 4) движения Земли вокруг Солнца 2. Альфред Вегенер выдвинул и обосновал теорию о том, что 1) Земля круглая 2) все материки много миллионов лет назад были соединены в суперконтинент + 3) благодаря землетрясениям и извержениям вулканов литосферные плиты раздвинулись 4) на других планетах Солнечной системы есть жизнь 3. Литосферные плиты движутся благодаря А) движению Земли вокруг своей оси Б) движению горячей магмы + В) землетрясениям 4) извержениям вулканов 4. Дрейф материков – это 1) изменение названий материков 2) изменение положения материков + 3) изменение формы материков 4) изменение размеров материков 5. Литосфера – это 1) воздушная оболочка Земли 2) каменная оболочка Земли + 3) водная оболочка Земли 4) живая оболочка Земли 6. Определи правильную последовательность внутреннего строения Земли (от глубины до поверхности) 1) мантия, ядро, литосфера 2) ядро, литосфера, мантия 3) ядро, мантия, литосфера + 4) мантия, литосфера, ядро
-Поменяйтесь листочками. Проверьте работу соседа. Выставьте оценку по критериям.
| 1.Выполняют самостоятельную работу.
Взаимоконтроль и оценка. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников |
Работа на карточках
|
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) |
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самопроверка | - Организует включение в систему знаний
И снова я попрошу вас объединиться в пары. Ваша задача решить кроссворд.
Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1. Гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени может извергаться огонь, лава, пепел. 2. Твёрдая оболочка Земли. 5. Часть Земли, расположенная непосредственно под корой и выше ядра.
По вертикали: 3. Все неровности земной поверхности. 4. Верхняя часть литосферы. 6. Центральная, наиболее глубокая часть планеты Земля, геосфера, находящаяся под мантией Земли.
-Проверяем на слайде. Встаньте те пары, у которых не было ни одной ошибки и они всё выполнили. -Молодцы | 1. Выполняют упражнения для включения в систему знаний
|
|
|
|
| 3Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
| 1В | У | Л | К | А | Н |
|
|
|
|
|
|
| Ь |
|
|
|
|
|
|
|
| 4К |
| Е |
|
|
|
|
| 2Л | И | Т | О | С | Ф | Е | Р | А |
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5МММ | А | Н | Т | И | 6Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
|
|
|
Самопроверка | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Работа на карточках
|
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) |
Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. Какая тема была на сегодняшнем уроке? – А какую цель мы ставили перед собой? -Верно -Все ли пункты плана мы выполнили?
-Сейчас с помощью оценочного листа мы определим уровень вашей работы на уроке и понимания темы. Критерии на экране. -Я благодарю вас за урок, спасибо за работу | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема: Внутреннее строение Земли. Цель: Узнать о внутреннем строении Земли. Да | УУРД: Оценивать свою работу | Оценочный лист
|