Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Рушания Руслановна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - С давних времён из века в век Узнать стремился человек Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог, Садитесь, мы начнём урок. - На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. -И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай”
| 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
|
УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению |
|
Актуализация знаний и мотивации (5-7 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Индивидуальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Взаимоконтроль Самопроверка | 1.Проверка пройденного материала - Ребята, у меня для вас невероятная новость: в открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь. Поможете понять её и помочь с поиском людей? - И так, слушайте послание: команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор, и находясь в водах Атлантического океана, попали в шторм. Нас вынесло к берегам А…... -Чтобы справиться с заданием, вспомните понятия, изученные ранее, и выберите самые необходимые -Что такое карта? - Чем могут отличаться карты? -Назовите масштаб этих карт. - В чём разница между этими изображениями? -Как вы это определили? - Всё верно, молодцы. Знаю | Не знаю | Карта Экватор | Материк Океан |
-А что же такое экватор?
| 1. Минутка чистописания 2. Выполняют задание на повторение
Да.
-Экватор, карта
Карты могут различаться по масштабу, по содержанию Работа со слайдом - Первое-карта, второе -план местности. -По масштабу и тому, что изображено - Это воображаемая линия на земной поверхности, проведенная на равном расстоянии от северного и южного полюсов. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать |
Работа с карточками
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль | - Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.
-Исходя из нашей таблицы определение тему урока. -Правильно, а какую цель мы можем поставить? -Выберите вид транспорта для путешествия. -Итак, транспорт выбран, цель поставлена. Не хватает плана. На слайде слова подсказки.
- Начнём! | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.
– Материки и океан
-Узнать о материках и океанах
- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода - Узнаем о материках и океанах
- Выполним самостоятельную работу
- Подведём итог
| УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Презентация
|
«Открытие детьми нового знания» (15 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог
Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации
Внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по -Однажды, для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в поиске людей -Обратимся к карте полушарий. Какой цвет преобладает на карте? -Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?
-Как можете объяснить понятие «океан» -Сравните своё понимание с научным объяснением на слайде. «Огромные водные пространства, окружающие материки и острова -Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана - Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан · Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно. · Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан. · Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан. · Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. -Предлагаю поработать в парах. Прочитайте текст «Тайны пяти океанов» и заполните таблицу Название океана | Происхождение названия | 1 Тихий океан |
| 2 Атлантический океан |
| 3 Индийский океан |
| 4 Северный Ледовитый океан |
| 5 Южный океан |
|
Подведение итогов по эталону на доске. Команды сигналом показывают, что справились. -Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие «материк». -Сравните своё понимание с научным объяснением. -Давайте вновь обратимся к карте полушарий. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков. Я предлагаю заполнить ещё одну табличку, но уже по материкам. Я буду читать информацию, а вы параллельно заполняете. Материк | Полушарие | Особенность |
|
|
|
-Самый большой материк называется Евразия. Находится в восточном полушарии, на севере от экватора. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация. Второй по величине территории материк - Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка - Северная и Южная Америка. Пятый материк - Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк - Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света. Частей света тоже шесть: (части света) - Европа, где жили наши предки; - Азия - соседняя территория с Европой; - Африка; - Австралия; - Антарктида; - Америка. Материки - Северная и Южная Америка образуют одну часть света - Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света - Европа и Азия. Сколько материков на карте полушарий? -Верно. Сейчас мы с вами узнали или для кого-то раскрыли новую информацию о материках и океанах. | 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом
– Голубой
-Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра
-Предположения детей
Объяснения детей.
-6 | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи
| Работа с учебником
Работа с учебником
|
Физминутка |
Первичное закрепление (4-5 мин) |
Усвоение нового способа действий
|
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, учебник Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. -На странице 40 учебника задание к изображению. Что вам необходимо сделать? -Также прошу вас подписать океаны на этой карте. -Работу вы выполняете в паре. -Вспомним правила работы в паре. -Молодцы, приступайте.
-Проверка на доске, кто хочет дописать недостающее, а мы проверим.
-Поднимите руки та пара, которая выполнила всё верно? -Очень хорошо, но не забывайте, что мы только начинаем узнавать. Вы ещё успеете подтянуть знания. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор -Определить названия недостающих материков, найти их месторасположение.
Перечисляют Выполняют задание
Один на доске, остальные проверяют
Поднимают | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей |
Работа с учебником
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин) |
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Взаимоконтроль | 1.Организует самостоятельную работу. -Следующее задание вам необходимо выполнить самостоятельно. Задание в 2 вариантах Тест Вариант 1 1. Самый большой материк на Земле? а) Северная Америка; б) Евразия; в) Африка; 2. Полушарие, в котором находится маленький материк? а) Западное полушарие; б) Восточное полушарие; 3. Материк, который пересекается экватором почти посередине а) Австралия; б) Северная Америка; в) Африка; 4. Океан, в котором находится самая северная точка Земли? а) Южный океан; б) Индийский океан; в) Северный Ледовитый океан; 5. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? а) Индийский океан; б) Южный океан; в) Тихий океан;
Вариант 2 1. Самый маленький материк на Земле? а) Австралия; б) Антарктида; в) Африка; 2. Полушарие, в котором находится Северный полюс? а) Восточное полушарие; б) Западное полушарие; в) Северное полушарие; 3. Материк, через который проходят все меридианы? а) Африка; б) Антарктида; в) Евразия; 4. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы? а) Тихий океан; б) Южный океан; в) Атлантический океан: 5. Самый большой океан? а) Атлантический океан; б) Тихий океан; в) Индийский океан
-Поменяйтесь листочками. Проверьте работу соседа. Выставьте оценку по критериям.
| 1.Выполняют самостоятельную работу.
Взаимоконтроль и оценка. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников |
Работа на карточках
|
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) |
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самопроверка | - Организует включение в систему знаний
У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей. Задание «Собери карту» и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска. На что обратили внимание? Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?
-Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение? | 1. Выполняют упражнения для включения в систему знаний Ребята работают в группах, затем созданные карты капитан презентует у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска -Маршруты на карте не совпадают. -В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка. -Да. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Работа на карточках
|
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) |
Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. Какая тема была на сегодняшнем уроке? – А какую цель мы ставили перед собой? -Верно -Все ли пункты плана мы выполнили?
-Сейчас с помощью оценочного листа мы определим уровень вашей работы на уроке и понимания темы. Критерии на экране. -Я благодарю вас за урок, спасибо за работу | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема: Материки и океаны Цель: узнать о материках и океанах. Да | УУРД: Оценивать свою работу | Оценочный лист
|