Урок "Отечественная война 1812 года", 4 класс, окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Гавришко Елена Владимировна

Задачи:

Общеобразовательные:

Создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области «окружающий мир» по теме «Отечественная война 1812 года».

Развивающие: расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;

развивать познавательный аппарат, память, мышление.

Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Дать представление об Отечественной войне 1821 года, партизанском движении;

2. Создать образ М.И.Кутузова как великого полководца;

3. Познакомить с ходом Бородинского сражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:    Гавришко Елена Владимировна

Класс:        4

Предмет:  Окружающий мир

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Задачи и планируемые результаты

Задачи:

Общеобразовательные:

Создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области «окружающий мир» по теме «Отечественная война 1812 года».

Развивающие: расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;

развивать познавательный аппарат, память, мышление.

Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Дать представление об Отечественной войне 1821 года, партизанском движении;

2. Создать образ М.И.Кутузова как великого полководца;

3. Познакомить с ходом Бородинского сражения.

Личностные:

1. Способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;

2. Формирование интереса и уважения к культуре своего народа, родной страны.

Метапредметные:

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации через работу с учебным текстом.

Коммуникативные

- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

- готовность слушать и вести диалог;

- признавать существование различных точек зрения.

 Формы, связи и ресурсы:

Формы и методы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, беседа, работа в парах, работа в группах.

Тип и цель урока:

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель урока:

  1. Создать условия для ознакомления обучающихся с определением «отечественная война»;
  2. Способствовать формированию представления обучающихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
  3. Развитию интереса к истории своего Отечества.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Надеюсь на вашу плодотворную работу и сотрудничество.

Слайд 1

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Надо многое понять,

Чтоб историю России

На отлично знать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, присаживаются на свои места

Личностные:

формировать ответственное отношение к учению

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа по «Ленте времени

- Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по реке времени, путешествие против течения: из настоящего в прошлое, в прошлое нашей страны.

- Назовите даты, размещённые на «Ленте времени».

 ( на доске – 1240, 1242, 1380, 1480, 1612, 1709, 1790.)

- С какими историческими событиями, именами людей они связаны? Предлагает работу в группах

Игра «Домино»

Приложение 1, 2

Отвечают на вопросы учителя:

1240 год – Невская битва (князь Александр Невский);

1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I);

1790 год – Война с Турцией за выход к Черному морю (Екатерина II)

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями.

3. Актуализация знаний

–Сегодня на «Ленту времени» мы поставим новую дату. Догадайтесь, какой датой продолжим этот ряд?

Включает аудиозапись отрывка из  стихотворения  М.Ю. Лермонтова  «Бородино».

-О чём говорится в этом отрывке стихотворения?

М.Ю. Лермонтов написал в стихотворении «Бородино» о военных событиях, которые произошли, а в каком году, надо решить математическую задачу:

Слайд 2. «Это число записывается цифрами двух двузначных чисел: первое состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6».

- Правильно, это 1812 год. Он был непростым для России.

-Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «отечественная»

Слайд 3. Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».

- А вы что-нибудь знаете об этой войне?

-Насколько верны ваши  знания в этой теме? Ответьте на вопросы.

  Прием «Верные - неверные высказывания» или «Истинные или ложные высказывания» (ученики поднимают карточки «+», «?») Приложение 3

Слайд 4

-Между какими странами происходили боевые сражения?

- Почему войну 1812 года называют Отечественной?

- Кто возглавил русскую армию во время войны 1812 года?

- Кто такой Наполеон Бонапарт?

- Почему вы поднимали карточки с вопросами?

- Какие цели урока могут быть поставлены в связи с данным затруднением? Продолжите записи:

Приложение 4

- Почему эту войну……

- Сколько времени……

- Кто …..

- Что помогает открывать новые знания?

Учащиеся слушают

Что сожжённая  Москва была  отдана французам.

1812

Читают

Учащиеся делятся знаниями

Поднимают карточки

Между Россией и Францией.

- Не знаем ответов на вопросы.

называют Отечественной.

продолжалась эта война.

победил в этой войне.

- Учебники, энциклопедии, интернет, учитель, родители.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, вступать в диалог.

Познавательные: извлекают необходимую информацию. Личностные: проявлять  интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний

-Что значит слово «Отечество»?

 -Где можем узнать значение этого слова?

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Сегодня я предлагаю вам стать историками – исследователями. Вместе мы попытаемся узнать как можно больше об этой войне.

-Почему войну 1812 года называют Отечественной?

Для этого поработаем  по вариантам.

Приложение 5 .Карточки: №1 –1 вариант, №2 – 2 вариант.

Вызывает двух учеников.

Слайд 5-6

Рассказ о Наполеоне и Кутузове

Слайд 7-14

Рассказ о Бородинском сражении

Организует работу с учебником.

Предлагает поработать в паре по исследованию партизанского движения.

- Прочитайте на стр. 74 учебника и рабочих листах о партизанской войне.

Приложение 5 .Карточки: №3

Слайд 15-16

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ответы уч-ся.

В толковом словаре Ожегова. Работают со словарём. Зачитывают.

Слушают.

Самостоятельная работа по карточке: прочитывают и составляют рассказ по вопросам.

Учащиеся рассказывают.

Слушают и смотрят презентацию.

Работают с учебником, читают отрывок текста.

Самостоятельная работа по карточке

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, самостоятельного чтения, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике, контролировать свои действия, осознание правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Коммуникативные: Уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Дифференцированная работа

1 группа: карточка  «Заполни пропуски в тексте». (Приложение 6)

2 группа « Блицопрос» - задаю вопросы.

Слайд 17-18

1.Кто был у власти во Франции?

2.О чём мечтал Наполеон?  

3.Когда французская армия вторглась в Россию?  

4.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

5.Где произошло решающее сражение?

6.Почему Кутузов решил отступить?

7.Кто наносил урон отступающим французам?  

Слайд 19  Слова Кутузова

 

Отвечают.

Полководец Наполеон Бонапарт.

Покорить мир.

В 1812 году.

Михаил   Илларионович Кутузов.

У села Бородино, в 110 км от Москвы.

Чтобы сберечь войско.

Партизаны.

Читает ученик

Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета. Регулятивные: осуществление поиска решения поставленных задач, оценивание собственных знаний.

6. Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание

Выполнение «Графического диктанта», самопроверка, самооценка.

Приложение 7

Слайд 20-22

1.Во Франции к власти пришёл полководец Багратион.

2.Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3.Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

4.Бородинская битва произошла 26 августа 1821 года.

5.Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

6. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

Самостоятельная работа, записывают домашнее задание.

Ответы: 1 (-), 2 (+), 3 (+), 4 (-), 5 (+), 6 (+).

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: оценивать собственные знания. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.




Предварительный просмотр:

Рассказ учителя о Бородинском сражении

В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать вглубь страны. Мы долго молча отступали,  Досадно было, боя ждали,

И когда до Москвы оставалось 100 вёрст, (верста – русская мера длины, равная чуть больше 1 км). Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы. Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года и произошло Бородинское сражение.

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

 Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский.

     Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон, 

Москвы коленопреклонённой...

Нет, не пошла Москва моя,

К нему с повинной головою…”  

Наполеон , войдя в пустую , пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять. За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля.



Предварительный просмотр:

Партизанское движение

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из участников партизанского движения был Денис Давыдов. Лихой гусар, командир, одновременно – романтик, поэт, военный писатель. Вместе с Кутузовым разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Отступление французов было мучительным, они голодали, а наступившая зима совершенно измучила французских солдат. Также начались болезни.  Наполеон бросил свою армию и бежал во Францию. 25 декабря 1812 г. Было объявлено об окончании войны.

Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, положив конец завоевательной политике Наполеона.



Предварительный просмотр:

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Под Москвой находилось селение Бородино. Бородинское поле располагалось между двух дорог, которые вели на Москву. Заняв их, русские преградили путь к столице.

           На берегах реки Колочи построили редуты. Справа стояли войска князя Барклая де Толли, слева – князя Багратиона. В последнюю ночь незаметно для французов в центр выдвинули артиллерийскую батарею генерала Раевского.

           На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 120 тысяч русских и 140 тысяч наполеоновских солдат. В ночь перед сражением в русском лагере горели костры, около них сидели  и лежали солдаты. Покой и отдых длились недолго. Утром 26 августа 1812 года с восходом солнца прозвучали первые выстрелы. Ударили более ста французских орудий, с русской стороны ответили. Бородинская битва началась!

                             Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий

                             Французы двинулись, как тучи,

                             И всё на наш редут.

                             Уланы с пёстрыми значками,

                             Драгуны с конскими хвостами,

                             Все промелькнули перед нами,

                             Все побывали тут.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский.

          Главный удар французы направили на левый фланг, где стояла армия Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. 15 часов длился бой. Князь Багратион был смертельно ранен. К ночи бой затих.

________________________________________________________________________________

редут – военное укрепление.

уланы, драгуны – виды кавалерии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""

Цель урока- сфомировать представление  учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация позволяет на уроке восстановить события 1812 года, знакомит учащихся с героями того времени, знакомит с отрывами литературных произведений о войне 1812 года....

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

урок окружающий мир 4 класс "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года" Презентация к данному уроку.Красочное описание бородинского сражения, рассказ о  героях войны....

урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе

Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой  и исследовательской работы на уроке....

Отечественная война 1812 года .Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Урок насыщен историческими  материалами  о событиях, сведениями о полководцах и героях войны. Направлен на формирование чувства патриотизма....

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....