Отечественная война 1812 года .Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Каретникова Елена Михайловна

Урок насыщен историческими  материалами  о событиях, сведениями о полководцах и героях войны. Направлен на формирование чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otechestvennaya_voyna_1812_goda.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Отечественная война 1812 года

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Цель урока

Формирование представлений об Отечественной войне 1812 года (общую картину Отечественной войны: кто начал, когда, между какими государствами происходила, характером и итогами войны). Знакомство с   Бородинским  сражением.

Планируемые результаты

Предметные результаты

• знать и рассказывать о некоторых важных событиях
• понимать значимость этого события для истории России и истории Европы;
• называть памятники и памятные места Отечественной войны 1812 г.;
• объяснять понятие «Отечественная война»;
• соотносить годы, события, исторических деятелей;
• устанавливать последовательность событий.

Метапредметные результаты

• принимать и сохранять целевые установки урока;
• использовать несколько источников информации при освоении информации;

• взаимодействовать в паре и в группе;
• составлять план сообщения по нескольким источникам информации;
• формулировать понятия и термины по результатам освоения информации;
• формулировать выводы из изученного материала;
• осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты

• гордиться многонациональным народом России, отстоявшим нашу страну от вероломного захватчика и защитившего нашу государственность;
• понимать, что историческая память — это то, что связывает все поколения россиян в единую незримую нить, оберегает и сохраняет единство нашего многонационального народа;
• осознавать себя гражданином России.

Ход урока

Постановка проблемы

         Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее. Действительно, перелистывать страницы истории своей страны не только интересно.

Изучая историю, мы учимся любить свою Родину,  учится и трудится на ее благо, быть  преданными своему народу, то есть мы становимся ее …(патриотами).

А если все граждане нашей  страны будут патриотами, то и будущее России будет светлым и радостным.

Актуализация знаний

               Вспомнить уже известные нам страницы истории Отечества поможет задание в тетради на стр.38  № 1.

Прочитайте задание. Выполните его, работая в паре. Проверка работы

СЛАЙД    

 - Кто в вашей паре будет отвечать?  

- В каком году произошло это событие?

  • Основание Санкт-Петербурга 1703 ГОД.
  • Открытие первого в России университета. 1755 ГОД
  • Россия стала империей. 1721 ГОД                          

- Назовите полководцев. Что вы знаете о них?                          

- Каких наивысших воинских званий удостоились эти полководцы?

- Молодцы!

Формулировка темы и целей урока

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Таким великим событием в истории русского народа является Отечественная война 1812 г.

СЛАЙД

Ровно 200 лет отделяют нас от тех событий. Для недругов России воспоминания о войне 1812 года являются страшным потому, что свидетельствуют о могуществе нашей Родины.

Для россиян, потомков героев той войны,  воспоминания о войне 1812 года вызывают чувство гордости за свою страну и свой народ.

Сегодня на уроке.

  • Познакомимся с великими полководцами Наполеоном Бонапартом  и  М.И.Кутузовым.
  • Узнаем о событиях Отечественной войны 1812 года.
  • Выясним роль народного ополчения  в разгроме французской армии.

Формирование новых знаний

СЛАЙД      КАРТА

К началу 19 века Россия была огромной державой, имевшей земли от Балтийского моря до Тихого океана. Она имела выход не только в Балтийском море, но и в Черном,  где Россия продолжала войну с Турцией. В 1801 году на российский престол вошел внук Екатерины 2 Александр 1.

        В это время во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт.

 Сообщение 1 (выступает ученик).

 Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г.  Наполеона провозгласили  императором.

  В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

«Через 3 года я  буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее»,-  заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

 Армия Наполеона состояла из 1миллиона 200 тысяч  человек. В поход на Россию он взял только 600 тыс. человек, надеясь на скорую победу. «Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

 На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх.                                                        

- Спасибо, молодец.

На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.

12 июня 1812 года французская армия вторглась в Россию.

СЛАЙД

Началась Отечественная война русского народа против захватчиков. СЛАЙД

Русская армия имела всего только 200 тыс. человек против 600 тыс. армии Наполеона.

 СЛАЙД

Работа с учебником ОТКРОЙТЕ с.112-113. (2 абзац)

- Кто был назначен главнокомандующим русской армией?

Сообщение 2 (выступает ученик). 

     Кутузов стал известен еще при Екатерине 2.

Именно о нем Александр Васильевич Суворов говорил: «Кутузов шел у меня на левой руке, но был моей правой рукой»

Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

 «Видно, говорил доктор,- Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран».

В Кутузове соединялись огромный  жизненный  опыт, редкостная интуиция, точный расчета и  дар  предвидения. Одни из главных черт были осторожность и хитрость.

В  ответ на вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?»,  отправляясь в 1812 года в действующую армию, Кутузов сказал: «Разбить! Нет… Но обмануть - да, рассчитываю!»

Когда в  грозном 1812 году он принял командование на себя, ему  было 67 лет, но он был бодр и активен.                                        

- Спасибо, молодец.

Сначала нашей армии пришлось отступать. Был оставлен город Смоленск. Но Кутузов понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать.  Поэтому армия продолжала отступать, пока у села Бородино, в 110 км от Москвы, не была найдена удобная для сражения позиция.

26 августа на Бородинском поле под грохот артиллерии сошлись две огромные армии.

ФИЛЬМ

М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино» так описывал этот день. (Стихи наизусть читает заранее подготовленный ученик.)

Историки описывают этот день так.

Работа с учебником ОТКРОЙТЕ  с.113-115.

1 сентября Кутузов созывает в деревне Фили  военный совет.  Этот исторический момент запечатлел на своей картине художник Алексей Данилович Кившенко.

СЛАЙД

Решающими стали слова Кутузова «Пока цела армия, цела и Россия». Он  отдает приказ оставить Москву без боя. Жители спешно покидали Москву. 2-го сентября французские отряды вступили в опустевшую столицу.

СЛАЙД

Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала.

СЛАЙД

Она горела 6 дней. Сгорели продовольственные склады, и французская армия оказалась на грани голода. Через 39 дней Наполеон покинул Москву. СЛАЙД

Падение и пожар Москвы потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение.

СЛАЙД

- Народное ополчение?

На захваченных землях разгоралось партизанское движение.

Работа с учебником  ОТКРОЙТЕ (С.116 , 3-4 абзац)

В 1814 году русские войска и их союзники вошли в Париж. Это событие запечатлел на своей картине Алексей Данилович Кившенко.

СЛАЙД

 Из шестисот тысяч солдат Армии Наполеона назад вернулось менее шестидесяти тысяч. Так закончилась попытка поставить Россию на колени.

ФИЗМИНУТКА

Применение полученных знаний.

Память о славном прошлом сохранили для потомков ученые историки,  писатели, поэты и  художники. Вспомним основные события и героев войны,  воспетых великими русскими поэтами в своих произведениях.

Работа в тетради. ОТКРОЙТЕ  (Тетрадь с. 41)  

Улан – солдат легкой кавалерии, Драгуны —конница  способная действовать и в пешем строю. Редут – укрепление на поле боя. Колосс - гигантская статуя древнегреческого бога Солнца

Свои имена в историю Отечественной войны вписали такие  известные полководцы,  генералы как  Барклай де Толли, Багратион, Ермолов, Милорадович, а также командир партизанского отряда Давыдов и даже первая в русской армии женщина-офицер  Надежда Дурова.

СЛАЙД

Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. В огне московского пожара навеки исчезли драгоценные реликвии прошлого. Жестокая и кровопролитная война унесла жизни 300 тыс. русских людей.

Работа с учебником  ОТКРОЙТЕ (с.116, последний абзац.)

- Почему война 1812 называется Отечественной? (Отечественная Война – война всего русского народа, от мала до велика поднявшегося на завоевателей!)

- Вспомните, какие события произошли в России за 200 лет до наполеоновского нашествия в 1612 году?

- Как во времена Минина и Пожарского русский народ взял дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с захватчиками Россия отстояла свою независимость. Через два столетия Россия Минина и Пожарского 1612 года – повторилась в 1812 году.                                                              

- Вспомните, когда и на какие средства был воздвигнут  памятник Минину и Пожарскому в Москве? (1818 году).

- А в конце 19 века в Москве, на деньги собранные  по всей России, в честь победы над Наполеоном  был сооружен прекрасный храм Христа Спасителя.

СЛАЙД

Чтобы увековечить память героев войны 1812 года, на Бородинском поле сооружен Памятник павшим русским воинам.

СЛАЙД

В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб – бородинский.

К столетнему юбилею Бородинской битвы русский художник Франц Алексеевич Рубо создал в Москве панораму. Рассмотрите фрагмент панорамы в учебнике на стр. 114-115. 

Панорама занимает весь специально для нее построенный круглый зал.   Холст Бородинской панорамы расписан масляными красками и тянется по кругу на 115 метров.  На нем 3000 фигур.

Сама панорама ярко освещена, но зрители смотрят на нее из темноты.

СЛАЙД

Особенность панорамы в том что, у нее есть «передний план». На полу перед холстом навалены бревна, колья, тускло поблескивают пушечные ядра и колеса разбитых пушек.

Осмотр и экскурсия в музей-панораму Бородинская битва сопровождают мощные звуки боя и фрагмент из торжественной увертюры «1812 год» великого русского композитора П.И. Чайковский.

Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812 года и сегодня  живет в нашей памяти.

В день Бородинского сражения 26 августа  (8 сентября по новому стилю) Россия празднует  День воинской славы.

СЛАЙД

Целых 200 лет отделяют нас от потрясающих и славных событий Отечественной войны. В этот великий исторический праздник мы должны преклониться перед подвигом  предков, изумивших и восхитивших весь мир два века тому назад. Героические  события тех лет и по сей день  вдохновляют поэтов,  композиторов, художников.

Рефлексия

Наш урок заканчивается и мне хочется спросить у вас

- С какими чувствами вы сегодня уйдете с урока?

- Почему вы испытываете гордость?

Мы закончим урок гимном русскому воинству, чтобы чувство гордости никогда не покидало вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

"Отечественная война 1812 года" - урок окружающего мира в 4 классе, УМК "Школа РОссии"

        Цель данного урока: формирование представлений учащихся об историческом периоде Отечественной  войны 1812 года. Для достижения данной цели поставлены следующие ...