Адаптированная программа 7.2 по ОКМ 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Адаптированная программа 7.2 по ОКМ 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_7.2_1_klass.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Восточная гимназия города Южно-Сахалинска

РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол №1 от 30.08.2022г.

Руководитель МО

________________

/Юдина О.А./

ПРИНЯТО

методическим советом гимназии

Протокол №1 от 30.08.2022г.

Председатель МС

_________/Ким Н.В./

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_________М.Е.Гулакова

«30» августа 2022г.

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(ВАРИАНТ 7.2.)

 (наименование учебного предмета/курса)

для ученика 1 Б класса

начальное общее образование

(уровень, ступень образования)

2022-2023 уч. года

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.

                                   

Со Ен Дя

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

г.Южно-Сахалинск

2022 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ Восточная гимназия г.Южно-Сахалинска.

Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:

  • сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
  • развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

  • вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
  • задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
  • целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
  • выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

 Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности учащихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.

 Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь, позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной деятельности учащихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем.

Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда людей, социальные явления.

Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.

Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности.

Место предмета в учебном плане

В 1 классе на предмет «Окружающий мир», отводится 66ч (2 ч в неделю, 33учебных недель).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);

честь;

достоинство;

свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная); доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР »

Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет получить:

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
  •  целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
  •  представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  •  осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  •  готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
  • личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе
  •  использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

  •  оперировать со знаково-символическими изображениями;
  •  находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
  •  понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:

  •  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  •  планировать свои действия в течение урока;
  •  фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  •  контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

  •  формулировать ответы на вопросы;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  •  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; 
  • готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП проявляются в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляется:

– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

– в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  2. расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  3. усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
  4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.

Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизни

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

      Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы)  в условиях контролируемого доступа в Интернет.

 

Тематическое планирование с определение основных видов учебной  деятельности обучающихся

Наименование раздела

Количество часов

Предметное содержание

Основные  виды  деятельности

1.Человек

и общество.

23

Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

   Россия. Москва — столица   России. Народы России.

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

  Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе». Беседа по теме, например, «Как содержать рабочее место в порядке».

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы

«Москва — столица России», «Экскурсия по Москве».

Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Москва — столица России», о родном крае, труде людей. Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России.

Беседа по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке».

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья». Учебный диалог по теме, например, «Что такое семья». Рассказы детей по теме, например, «Как наша семья проводит свободное время».

Человек

и природа. 

35

Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними.

Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края.

Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая  характеристика значения для жизни растения):

корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах

Учебный диалог по теме, например, «Почему люди должны оберегать и охранять природу». Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например,

«Сезонные изменения в природе, наблюдение

за погодой». Практическая работа по теме, например, «Измеряем температуру».

Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа».

Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Определение названия по внешнему виду дерева. Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные. Учебный диалог по теме, например, «Чем различаются дикорастущие и культурные растения?». Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части». Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору). Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы».

Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)».

Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов).

Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу непр вильно. Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец».

Правила безопасной жизни.

8

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы.

Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника. Рассказ учителя: «Что такое правильное питание».

Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб». Дидактическая игра по теме, например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки».

Итого

66

Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.

В 1 классе  безотметочная система обучения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебное оборудование

 

  1. Классная доска для демонстрации учебного материала
  2. Мультимедийный проектор 
  3. Компьютер 
  4. Интерактивная доска

Оборудование для проведения практических работ

  1. Демонстрационный материал, соответствующий изучаемым темам
  2. Цветные карандаши
  3. Пластилин, доска для лепки, стеки
  4. Природный материал
  5. Глобус
  6. Физическая карта РФ
  7. Физическая  карта полушарий

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./. – М.: А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.

Методические материалы для учителя

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. . – М.: Просвещение, 2019

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2014.

Цифровые образовательные ресурсы

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./. – М.: А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019. Электронный учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 3 класс

Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...

Адаптированная программа по математике (1-4 класс)

Адаптированная программа по математике (Школа России)...

КТП по адаптированной программе (8 вид) для 4 класса

Календарно-тематическое планирование по адаптированной программе по предметам: письмо и развитие речи, чтение, математика, трудовое обучение, ИЗО, ритмика, РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ...

Пояснительная записка к адаптированной программе по английскому языку 4 класс ( автор учебника В.П.Кузовлев)

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащеихся4 класса....

Адаптированная программа для 8 вида 1 класс русский язык

Адаптированная программа для 8 вида 1 класс русский язык...

Адаптированная программа для 8 вида 1 класс чтение

Адаптированная программа для 8 вида 1 класс чтение...

Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...