Формирование гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» УМК Школа России
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Фомина Мария Анатольевна

В данной статье представляется опыт по организации патриотической работы в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в УМК «Школа России»

Фомина М.А., Смирнова Е.Н.

       Современное общество хочет видеть выпускника школы  не только образованным, но и глубоко нравственным человеком. Мы все чаще приходим к пониманию того, что для духовного возрождения общества не достаточно тех знаний, которое дает традиционное образование. Воспитание нравственных качеств связано тем, что с ранних лет ребёнку нужно прививать любовь к своей Родине, к своему краю. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано: «….развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди…».

    Вследствие этого основной задачей школы является формирование активной жизненной позиции учащихся.

      В связи с этим одним из основных направлений воспитательной работы в школе является формирование гражданской позиции,  любви к Родине. А настоящий гражданин должен быть патриотом своей Родины, поэтому существует необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей.

      Еще с древних времен   философы  рассуждали о том, что «Родина дороже отца и матери». (Платон) За последнее время все больше  актуален  взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, которая интегрирует не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический компоненты.  

      Реализация гражданско - патриотического воспитания призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них понимания ценности общества, важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности и патриотизма.

       Немаловажная роль в воспитании патриотизма принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.  В  программе предмета  «Окружающий мир» заложена обществоведческая, социологическая информация, касающаяся ближайшего окружения ребёнка.  Одна из задач  по патриотическому воспитанию на уроках "Окружающего мира" является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через проектно - исследовательскую деятельность.

    Программа «Школа России»,  по которой работаем, в частности курс «Окружающий мир» насыщен темами проектно – исследовательских работ направленных на гражданско - патриотическое воспитание.

        Если взять учебник «Окружающий мир»  А.А. Плешакова, то можно увидеть, что в каждом классе на проектных страничках детям предлагаются темы так или иначе связанные с нравственно – патриотическим воспитанием. Это даёт каждому учителю хорошую почву для успешного развития и углубления  знаний об истории и культуре России и родного края, своего посёлка.

         На протяжении нескольких лет нами были проведены следующие исследования патриотического направления, где успешно формировали гражданскую позицию наших учащихся:

    1. При изучении темы про Великую Отечественную войну была выполнена исследовательская  работа  «Маленькие герои большой войны». Целью этой работы было заинтересовать обучающихся изучением исторических событий, связанных с подвигами  пионеров – героев в Великой Отечественной Войне; донести до учащихся понимание важности мира на земле, сохранение исторической памяти.  В презентации своей исследовательской работы дети рассказали одноклассникам  о том, кто такие пионеры – герои, какие подвиги они совершили. На кружке «Край, в котором мы живём»  творческая группа составила сценарий и показала  музыкально - литературную  композицию «Детство, прерванное войной». С этой композицией мы выступили на детском региональном форуме «Земля священная моя!», посвящённом  Дню героев Отечества в Красноармейском районе г. Волгограда.  Выступили перед жителями Ерзовки на поселковом  концерте, посвященном 74-х летию  Сталинградской битвы, выступили. Показали в детском саду «Ромашка» перед будущими первоклассниками, которые с большим вниманием и интересом слушали, затаив дыхание, о детях – героях.  На память о нашем выступлении вручили малышам буклеты «Маленькие герои большой войны».  

2. В 3 классе авторы учебника предлагают выполнить проект «Кто нас защищает». Одним из способов, который поможет формировать у школьников чувство патриотизма, гордость за свою страну, любовь к родному краю может быть изучение героических поступков солдат ВОВ, которые отражены в монументах. На уроках окружающего мира мы с ребятами говорим о том, что во время войны в Сталинграде было совершено много героических подвигов, о чём свидетельствует большое количество возведенных памятников. Каким героям они установлены? О каких подвигах они рассказывают?   Долг каждого гражданина чтить память защитников, которые не пожалели своей жизни ради освобождения родной земли. Многие ребята, а также  гости нашего города, проходя мимо памятника, посвященному защитнику города, не знают его историю. В то же время всё чаще по телевидению нам показывают, что в некоторых странах историю войны искажают, памятники нашим войнам оскверняют, демонтируют, переносят в другие места.

Через проект «Одетые в гранит и бронзу»  решили показать третьеклассникам, как в нашем городе запечатлена  память о том страшном времени, ведь защитники Сталинграда внесли особый вклад в Победу. 

Сначала изучили с ребятами материалы об известных подвигах советских солдат во время Сталинградской битвы. Затем провели исследование и   выяснили, где находятся памятные места, посвященные войне. Перед тем как посетить памятники, узнали об истории их возникновения, подвигах героев и составили карту маршрута. Эта  карта, созданная учащимися, поможет любому жителю и гостю города найти местоположение монументов. Для того, чтобы другие ребята и взрослые  могли узнать информацию о памятниках героям, составили путеводитель «Нашей памяти обелиски». Учащиеся изготовили игровое домино «Доблестные места города – героя», которое поможет лучше запомнить важную информацию о военных событиях. Данный проект позволил формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли предков в судьбе страны.

   3.  В четвертом классе  есть проектная страница  «Наш посёлок в годы ВОВ». В ходе исследования   школьники узнали  более  подробно  о единственном герое Советского Союза  нашего Городищенского района Гончарове П.А.  имя которого носит наша школа. Таким образом, родился групповой проект «Наш земляк – герой войны». 

         Наша задача заключалась в том, чтобы активно вовлечь обучающихся в работу по гражданско-патриотическому воспитанию.  Привить интерес  у школьников к историческому и героическому прошлому своей Родины, родного поселка.

    Актуальность проекта состоит в том, что  воинский подвиг, жизненный путь  Гончарова Петра Алексеевича может служить славным  примером отваги и мужества для подрастающего поколения.

         Работая над проектом, ученики выяснили, какие подвиги   совершил Пётр Алексеевич, как чтят память  нашего земляка потомки.  В результате был собран материал о жизни Героя Советского Союза, чьё имя носит наша школа.  Встретились с родственниками и близкими нашего земляка и узнали подробности его жизни. Подготовили  презентацию о герое Советского Союза П.А Гончарове и выступили на открытии мемориальной доски. Оформили собранный материал в виде книжки – раскладушки «Наш земляк – Герой войны», «Благодарность потомков»,  и передали в школьный музей «Боевой славы». Посетили памятные места в г. Волгограде посвящённые П.А Гончарову. Приготовили стенгазету  о Гончарове П.А. и  создали уголки  памяти нашему земляку в классе.

   Данный проект позволил не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника.

      Знакомство детей с историей родного  края, на примере героизма их  земляка надолго останется  в  памяти. Поможет сформировать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

        Сейчас, как никогда остро стоит вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма  подрастающего поколения. И не просто громких слов о Родине, а уважение к традициям своего Отечества, своей семье, своей истории. Будущее страны сейчас во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. Все меньше становится очевидцев Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. Сейчас многие «историки» пытаются переписать роль России в те давние годы, очернив судьбоносные для всего мира, решительные действия защитников Отечества.

      Формирование гражданской позиции младших школьников на уроках и во внеурочное время - это уникальная возможность для учеников в ходе своих исследований узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей.   Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Гражданскя позиция младших школьников

На сегодняшнее время, считаю очень атуальным тему гражданского воспитания школьников. Данный материал учителю поможет при выступлении на педсоветах, педмарафонах....

Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .

Работая классным руководителем  в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

Роль социальных практик в формировании гражданской позиции младшего школьника

Обобщение опыта по вовлечению школьников во внеурочную социально-значимую деятельность....

Презентация на тему: "Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»".

1. Актуальность темы.2. Сущность понятия «информационная грамотность».3. Условия развития информационных умений.4. Основные источники информации.5. Направления работы с информацией.6. План...

"Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»".

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений ...