РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №3
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов ________________________ О.В. Рогова Протокол № 1 от «30» 08 2023 г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Е.А. Хисамутдинова Протокол № 1 от «30» 08 2023 г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ № 3 ________________________ Е.Б. Стаханова Приказ № 149-ОД от «30» 08 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 109283)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Зуйкова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
Г.о. Подольск 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме; - обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
- соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;
- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
- воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
- соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
- описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
- сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
- оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
- анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
- соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
- классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
- использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
- делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
- различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контроль ные работы | Практичес кие работы | |||
Раздел 1. Человек и общество |
| ||||
1.1 | Школа. Школьная жизнь. | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК |
1.2 | Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. | 2 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
1.3 | Россия - наша Родина. | 11 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 16 | 0 | 2 |
| |
Раздел 2. Человек и природа |
| ||||
2.1 | Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и природой. | 13 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
2.2 | Растительный мир. Растения ближайшего окружения. | 9 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
2.3 | Мир животных. Разные группы животных. | 15 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 37 | 0 | 3 |
| |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
| ||||
3.1 | Режим дня школьника. | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК |
3.2 | Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет | 4 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 7 | 0 | 1 |
| |
Резервное время | 6 |
|
|
| |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
66 |
0 |
6 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
всего | Контроль ные работы | Практи ческие работы | ||||
1. | Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями | 1 | 0 | 0 | 01.09.2023 | Библиотека ЦОК |
2. | Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности | 1 | 0 | 0 | 05.09.2023 | Библиотека ЦОК |
3. | Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха | 1 | 0 | 0 | 09.09.2023 | Библиотека ЦОК |
4. | Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем | 1 | 0 | 0 | 16.09.2023 | Библиотека ЦОК |
5. | Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи | 1 | 0 | 0 | 19.09.2023 | Библиотека ЦОК |
6. | Наша страна – Россия, Российская Федерация | 1 | 0 | 0 | 23.09.2023 | Библиотека ЦОК |
7. | Наша Родина: от края и до края. Символы России | 1 | 0 | 0 | 30.09.2023 | Библиотека ЦОК |
8. | Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы | 1 | 0 | 1 | 03.10.2023 | Библиотека ЦОК |
9. | Народы России. Народов дружная семья | 1 | 0 | 0 | 07.10.2023 | Библиотека ЦОК |
10. | Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название | 1 | 0 | 0 | 10.10.2023 | Библиотека ЦОК |
11. | Путешествие по родному краю | 1 | 0 | 0 | 14.10.2023 | Библиотека ЦОК |
12 | Культурные объекты родного края | 1 | 0 | 0 | 22.10.2023 | Библиотека ЦОК |
13 | Труд людей родного края | 1 | 0 | 0 | 08.11.2023 | Библиотека ЦОК |
14 | Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках | 1 | 0 | 0 | 10.11.2023 | Библиотека ЦОК |
15 | Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ | 1 | 0 | 0 | 21.11.2023 | Библиотека ЦОК |
16 | Мы идём в театр | 1 | 0 | 1 | 14.11.2023 | Библиотека ЦОК |
17 | Резервный урок. Семейные традиции. Труд и отдых в семье | 1 | 0 | 0 | 18.11.2023 | Библиотека ЦОК |
18 | Резервный урок. Культура народов России. Фольклор народов России | 1 | 0 | 0 | 22.11.2023 | Библиотека ЦОК |
19 | Резервный урок. Культура народов России. Декоративное искусство народов России | 1 | 0 | 0 | 25.11.2023 | Библиотека ЦОК |
20 | Что такое окружающий мир. Что природа даёт человеку? | 1 | 0 | 0 | 26.11.2023 | Библиотека ЦОК |
21 | Значение природы в жизни людей: природа кормит, лечит | 1 | 0 | 0 | 02.12.2023 | Библиотека ЦОК |
22 | Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество | 1 | 0 | 0 | 03.12.2023 | Библиотека ЦОК |
23 | Явления и объекты неживой природы | 1 | 0 | 1 | 05.12.2023 | Библиотека ЦОК |
24 | Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий | 1 | 0 | 0 | 09.12.2023 | Библиотека ЦОК |
25 | Наблюдаем за погодой. Анализ результатов наблюдений | 1 | 0 | 0 | 12.12.2023 | Библиотека ЦОК |
26 | Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды | 1 | 0 | 1 | 16.12.2023 | Библиотека ЦОК |
27 | Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице) | 1 | 0 | 0 | 19.12.2023 | Библиотека ЦОК |
28 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью | 1 | 0 | 0 | 21.12.2023 | Библиотека ЦОК |
29 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой | 1 | 0 | 0 | 23.12.2023 | Библиотека ЦОК |
30 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной | 1 | 0 | 0 | 26.12.2023 | Библиотека ЦОК |
31 | Труд и быт людей в разные времена года | 1 | 0 | 0 | 29.12.2023 | Библиотека ЦОК |
32 | Прогулки на природе. Правила поведения | 1 | 0 | 0 | 13.01.2024 | Библиотека ЦОК |
33 | Что мы знаем о растениях? | 1 | 0 | 0 | 20.01.2024 | Библиотека ЦОК |
34 | Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края | 1 | 0 | 0 | 23.01.2024 | Библиотека ЦОК |
35 | Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края | 1 | 0 | 0 | 06.02.2024
| Библиотека ЦОК |
36 | Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений | 1 | 0 | 0 | 10.02.2024 | Библиотека ЦОК |
37 | Как растение живет? | 1 | 0 | 0 | 13.02.2024 | Библиотека ЦОК |
38 | Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения | 1 | 0 | 0 | 20.02.2024 | Библиотека ЦОК |
39 | Растения нашего уголка природы: узнавание, называние, краткое описание | 1 | 0 | 0 | 03.03.2024 | Библиотека ЦОК |
40 | Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое описание | 1 | 0 | 0 | 06.03.2024 | Библиотека ЦОК |
41 | Как мы ухаживаем за растениями уголка природы (практическая работа) | 1 | 0 | 1 | 17.02.2024 | Библиотека ЦОК |
42 | Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе? | 1 | 0 | 0 | 21.02.2024 | Библиотека ЦОК |
43 | Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) | 1 | 0 | 0 | 22.02.2024 | Библиотека ЦОК |
44 | Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские: узнавание, называние, краткое описание | 1 | 0 | 0 | 24.03.2024 | Библиотека ЦОК |
45 | Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детенышах | 1 | 0 | 0 | 02.03.2024 | Библиотека ЦОК |
46 | Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 07.03.2024 | Библиотека ЦОК |
47 | Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида | 1 | 0 | 0 | 10.03.2024 | Библиотека ЦОК |
48 | Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 13.03.2024 | Библиотека ЦОК |
49 | Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания | 1 | 0 |
| 16.03.2024 | Библиотека ЦОК |
50 | Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание) | 1 | 0 | 0 | 20.03.2024 | Библиотека ЦОК |
51 | Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 23.03.2024 | Библиотека ЦОК |
52 | Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы | 1 | 0 | 0 | 03.04.2024 | Библиотека ЦОК |
53 | Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 07.04.2024 | Библиотека ЦОК |
54 | Поговорим о пресмыкающихся, которые живут в жарких странах. Пресмыкающиеся жарких стран (узнавание, называние, краткое описание) | 1 | 0 | 0 | 10.04.2024 | Библиотека ЦОК |
55 | Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни | 1 | 0 | 0 | 13.04.2024 | Библиотека ЦОК |
56 | Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных | 1 | 0 | 0 | 17.04.2024 | Библиотека ЦОК |
57 | Резервный урок. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета | 1 | 0 | 1 | 20.04.2024 | Библиотека ЦОК |
58 | Резервный урок. Где живут насекомые? Насекомые: место обитания, питание | 1 | 0 | 0 | 24.04.2024 | Библиотека ЦОК |
59 | Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника | 1 | 0 | 0 | 27.04.2024 | Библиотека ЦОК |
60 | Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом | 1 | 0 | 0 | 02.05.2024 | Библиотека ЦОК |
61 | Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания | 1 | 0 | 0 | 05.05.2024 | Библиотека ЦОК |
62 | Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб | 1 | 0 | 0 | 12.05.2024 | Библиотека ЦОК |
63 | Ты – пешеход! | 1 | 0 | 0 | 19.05.2024 | Библиотека ЦОК |
64 | Знаки дорожного движения | 1 | 0 | 0 | 26.05.2024 | Библиотека ЦОК |
65 | Знакомься: электронные ресурсы школы | 1 | 0 | 0 | 29.05.2024 | Библиотека ЦОК |
66 | Резервный урок. Правила использования электронных устройств | 1 | 0 | 0 | 31.05.2024 | Библиотека ЦОК |
Всего | 66 | 0 | 6 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А. "Просвещение" Москва 2018год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков» http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор,
учебный плакат «Живая и неживая природа»,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр,
гербарий "Лиственные и хвойные деревья",
гербарий "Кустарники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_okruzhayushchiy_mir.docx | 46.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №3
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов ________________________ О.В. Рогова Протокол № 1 от «30» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Е.А. Хисамутдинова Протокол № 1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ № 3 ________________________ Е.Б. Стаханова Приказ № 149-ОД от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 109283)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Зуйкова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме; - обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
- соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;
- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
- воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
- соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
- описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
- сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
- оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
- анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
- соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
- классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
- использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
- делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
- различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контроль ные работы | Практичес кие работы | |||
Раздел 1. Человек и общество | |||||
1.1 | Школа. Школьная жизнь. | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК |
1.2 | Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. | 2 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
1.3 | Россия - наша Родина. | 11 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 16 | 0 | 2 | ||
Раздел 2. Человек и природа | |||||
2.1 | Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и природой. | 13 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
2.2 | Растительный мир. Растения ближайшего окружения. | 9 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
2.3 | Мир животных. Разные группы животных. | 15 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 37 | 0 | 3 | ||
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности | |||||
3.1 | Режим дня школьника. | 3 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК |
3.2 | Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет | 4 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 7 | 0 | 1 | ||
Резервное время | 6 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 66 | 0 | 6 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
всего | Контроль ные работы | Практи ческие работы | ||||
1. | Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями | 1 | 0 | 0 | 01.09.2023 | Библиотека ЦОК |
2. | Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности | 1 | 0 | 0 | 05.09.2023 | Библиотека ЦОК |
3. | Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха | 1 | 0 | 0 | 09.09.2023 | Библиотека ЦОК |
4. | Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем | 1 | 0 | 0 | 16.09.2023 | Библиотека ЦОК |
5. | Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи | 1 | 0 | 0 | 19.09.2023 | Библиотека ЦОК |
6. | Наша страна – Россия, Российская Федерация | 1 | 0 | 0 | 23.09.2023 | Библиотека ЦОК |
7. | Наша Родина: от края и до края. Символы России | 1 | 0 | 0 | 30.09.2023 | Библиотека ЦОК |
8. | Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы | 1 | 0 | 1 | 03.10.2023 | Библиотека ЦОК |
9. | Народы России. Народов дружная семья | 1 | 0 | 0 | 07.10.2023 | Библиотека ЦОК |
10. | Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название | 1 | 0 | 0 | 10.10.2023 | Библиотека ЦОК |
11. | Путешествие по родному краю | 1 | 0 | 0 | 14.10.2023 | Библиотека ЦОК |
12 | Культурные объекты родного края | 1 | 0 | 0 | 22.10.2023 | Библиотека ЦОК |
13 | Труд людей родного края | 1 | 0 | 0 | 08.11.2023 | Библиотека ЦОК |
14 | Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках | 1 | 0 | 0 | 10.11.2023 | Библиотека ЦОК |
15 | Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ | 1 | 0 | 0 | 21.11.2023 | Библиотека ЦОК |
16 | Мы идём в театр | 1 | 0 | 1 | 14.11.2023 | Библиотека ЦОК |
17 | Резервный урок. Семейные традиции. Труд и отдых в семье | 1 | 0 | 0 | 18.11.2023 | Библиотека ЦОК |
18 | Резервный урок. Культура народов России. Фольклор народов России | 1 | 0 | 0 | 22.11.2023 | Библиотека ЦОК |
19 | Резервный урок. Культура народов России. Декоративное искусство народов России | 1 | 0 | 0 | 25.11.2023 | Библиотека ЦОК |
20 | Что такое окружающий мир. Что природа даёт человеку? | 1 | 0 | 0 | 26.11.2023 | Библиотека ЦОК |
21 | Значение природы в жизни людей: природа кормит, лечит | 1 | 0 | 0 | 02.12.2023 | Библиотека ЦОК |
22 | Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество | 1 | 0 | 0 | 03.12.2023 | Библиотека ЦОК |
23 | Явления и объекты неживой природы | 1 | 0 | 1 | 05.12.2023 | Библиотека ЦОК |
24 | Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий | 1 | 0 | 0 | 09.12.2023 | Библиотека ЦОК |
25 | Наблюдаем за погодой. Анализ результатов наблюдений | 1 | 0 | 0 | 12.12.2023 | Библиотека ЦОК |
26 | Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды | 1 | 0 | 1 | 16.12.2023 | Библиотека ЦОК |
27 | Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице) | 1 | 0 | 0 | 19.12.2023 | Библиотека ЦОК |
28 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью | 1 | 0 | 0 | 21.12.2023 | Библиотека ЦОК |
29 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой | 1 | 0 | 0 | 23.12.2023 | Библиотека ЦОК |
30 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной | 1 | 0 | 0 | 26.12.2023 | Библиотека ЦОК |
31 | Труд и быт людей в разные времена года | 1 | 0 | 0 | 29.12.2023 | Библиотека ЦОК |
32 | Прогулки на природе. Правила поведения | 1 | 0 | 0 | 13.01.2024 | Библиотека ЦОК |
33 | Что мы знаем о растениях? | 1 | 0 | 0 | 20.01.2024 | Библиотека ЦОК |
34 | Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края | 1 | 0 | 0 | 23.01.2024 | Библиотека ЦОК |
35 | Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края | 1 | 0 | 0 | 06.02.2024 | Библиотека ЦОК |
36 | Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений | 1 | 0 | 0 | 10.02.2024 | Библиотека ЦОК |
37 | Как растение живет? | 1 | 0 | 0 | 13.02.2024 | Библиотека ЦОК |
38 | Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения | 1 | 0 | 0 | 20.02.2024 | Библиотека ЦОК |
39 | Растения нашего уголка природы: узнавание, называние, краткое описание | 1 | 0 | 0 | 03.03.2024 | Библиотека ЦОК |
40 | Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое описание | 1 | 0 | 0 | 06.03.2024 | Библиотека ЦОК |
41 | Как мы ухаживаем за растениями уголка природы (практическая работа) | 1 | 0 | 1 | 17.02.2024 | Библиотека ЦОК |
42 | Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе? | 1 | 0 | 0 | 21.02.2024 | Библиотека ЦОК |
43 | Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) | 1 | 0 | 0 | 22.02.2024 | Библиотека ЦОК |
44 | Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские: узнавание, называние, краткое описание | 1 | 0 | 0 | 24.03.2024 | Библиотека ЦОК |
45 | Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детенышах | 1 | 0 | 0 | 02.03.2024 | Библиотека ЦОК |
46 | Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 07.03.2024 | Библиотека ЦОК |
47 | Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида | 1 | 0 | 0 | 10.03.2024 | Библиотека ЦОК |
48 | Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 13.03.2024 | Библиотека ЦОК |
49 | Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания | 1 | 0 | 16.03.2024 | Библиотека ЦОК | |
50 | Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание) | 1 | 0 | 0 | 20.03.2024 | Библиотека ЦОК |
51 | Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 23.03.2024 | Библиотека ЦОК |
52 | Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы | 1 | 0 | 0 | 03.04.2024 | Библиотека ЦОК |
53 | Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных | 1 | 0 | 0 | 07.04.2024 | Библиотека ЦОК |
54 | Поговорим о пресмыкающихся, которые живут в жарких странах. Пресмыкающиеся жарких стран (узнавание, называние, краткое описание) | 1 | 0 | 0 | 10.04.2024 | Библиотека ЦОК |
55 | Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни | 1 | 0 | 0 | 13.04.2024 | Библиотека ЦОК |
56 | Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных | 1 | 0 | 0 | 17.04.2024 | Библиотека ЦОК |
57 | Резервный урок. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета | 1 | 0 | 1 | 20.04.2024 | Библиотека ЦОК |
58 | Резервный урок. Где живут насекомые? Насекомые: место обитания, питание | 1 | 0 | 0 | 24.04.2024 | Библиотека ЦОК |
59 | Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника | 1 | 0 | 0 | 27.04.2024 | Библиотека ЦОК |
60 | Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом | 1 | 0 | 0 | 02.05.2024 | Библиотека ЦОК |
61 | Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания | 1 | 0 | 0 | 05.05.2024 | Библиотека ЦОК |
62 | Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб | 1 | 0 | 0 | 12.05.2024 | Библиотека ЦОК |
63 | Ты – пешеход! | 1 | 0 | 0 | 19.05.2024 | Библиотека ЦОК |
64 | Знаки дорожного движения | 1 | 0 | 0 | 26.05.2024 | Библиотека ЦОК |
65 | Знакомься: электронные ресурсы школы | 1 | 0 | 0 | 29.05.2024 | Библиотека ЦОК |
66 | Резервный урок. Правила использования электронных устройств | 1 | 0 | 0 | 31.05.2024 | Библиотека ЦОК |
Всего | 66 | 0 | 6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А. "Просвещение" Москва 2018год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков» http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор,
учебный плакат «Живая и неживая природа»,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр,
гербарий "Лиственные и хвойные деревья",
гербарий "Кустарники"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса
Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная шко...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по предмету окружающий мир составлена основе следующих нормативно-правовых документов Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей п...
Рабочая программа предмета Окружающий мир, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....