Урок окружающего мира,3 класс,тема::«Растениеводство»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Создать условия для формирования представлений о растительных культурах сельского хозяйства, познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 400.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улейская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира
Тема: «Растениеводство»
Подготовила: Шаданова Лариса Ефимовна,
учитель начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Растениеводство
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель: Создать условия для формирования представлений о растительных культурах сельского хозяйства, познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве.
Задачи:
Дидактические:
- Сформировать понятие «растениеводство», научить различать культурные растения, объяснить, для чего и как люди занимаются растениеводством;
Развивающие:
- Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
- Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
- Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
- Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- работать с содержанием текста учебника;
- рассказывать о растениеводстве и использованием его в экономике
- проводить исследование и оформлять результаты в устной и письменной форме
Личностные:
- Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, людям профессий, занятых в растениеводстве.
Метапредметные:
Познавательные.
- Умение строить рассуждение по теме урока.
- Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
Коммуникативные:
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, карточки , стаканчики с чистой и грязной водой, фильтр.
Оборудование: технологическая карта, учебник УМК «Школа России» 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.
План урока:
1. Этап мотивации (2 мин.)
1.1.Привествие
1.2.Эмоциональный заряд
1.3. Проверка готовности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия(6 мин.)
3. Этап выявления места и причины затруднения(6 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)
4.1 Определение темы урока
4.2 Определение цели и задач урока.
5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)
5.1. Что такое растениеводство?
5.1.1. Работа над понятием растениеводство.
5.1.2. Работа с учебником.
5.1.3. Работа с рабочей тетрадью
5.1.4. Беседа
5.2. Для чего люди занимаются растениеводством?
5.2.1. Беседа
5.2.2. Работа с учебником
5.2.2.1. Проверка выполнения самостоятельной работы
5.3. На какие группы делятся культурные растения?
5.3.1. Беседа
5.3.2. Рассказ учителя
5.3.3. Исследование «Группа культурных растений
5.3.3.1. Определение темы исследований
5.3.3.2. Деление на исследовательские группы
5.3.3.3. Исследовательская работа
5.3.3.4. Отчет о выполнении исследовательской работы
5.4. Профессии в растениеводстве
5.4.1. Беседа.
5.4.2. Работа с учебником.
5.4.3. Беседа по прочитанному тексту.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин.)
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (2 мин.)
7.1. Работа с рубрикой «Обсудим»
7.2. Работа с рабочей тетрадью
7.3. Проверка выполнения задания из рабочей тетради
7.4. Работа с рубрикой «Проверь себя»
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
10. Домашнее задание
Прогнозирование домашнего задания
Ход урока
Этап фрагмента урока их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимо конт- роля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Пред мет ные | Мета- пред- мет- ные | Лич- ност ные | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1.Привествие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. 1.2.Эмоциональный заряд. Красный цвет - вы не хотите узнать что-то новое, у вас плохое настроение.
Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и коробочка с заданиями. | Создание ситуации успеха | Фронтальная | П.1 | П.1, Р.2, К1 | Л.1, Л.2 | ||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация | Ребята, я бы хотела проверить, как хорошо вы усвоили прошлую тему. Поэтому, у вас на столах лежат карточки с заданиями. 1 ВАРИАНТ
…-богатства зелёных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
НЕФТЬ________________________ 1)жидкое 5) имеет резкий запах 3. Дополните схему. Впишите рядом с цифрами примеры металлических полезных ископаемых. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКПАЕМЫЕ Строительные 1. 2 ВАРИАНТ
…-богатства зелёных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
1)жидкое 5) имеет резкий запах 3. Дополните схему. Впишите рядом с цифрами примеры металлических полезных ископаемых ПОЛЕЗНЫЕ ИСКПАЕМЫЕ Металлические 1. ВАРИАНТЫ ОТВЕТА: известняк, нефть, гранит, железная руда, никелевая руда, торф, песок, газ, Правильный ответ: Правильный ответ: -Ребята, а теперь, когда вы выполнили тесты, я попрошу вас обменяться тетрадями с соседом. Даю вам минутку. - Ответы представлены на слайде, пожалуйста, проверьте и за каждый правильный ответ поставьте себе плюс рядом с заданием. -Теперь с последних рядов передайте пожалуйста работы на первый ряд, я пройду и заберу. | Самостоятельное выполнение детьми индивидуального задания Мыслительная дея – ть | Беседа | Тесты | П.3 | К.1, П.1 | Л.1 | |||
3. Этап выявления места и причины затруднения. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Кто может нам напомнить отрасли экономики? - Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы должны узнать из ребуса: | -Сельское хозяйство, промышленность, строительств, транспорт, торговля. | Беседа Создание проблемной ситуации | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос | П.2, П.1 | К.1, П.1 | Л.1, Л.2 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Определение темы урока --О чем пойдет речь на уроке? -Как же звучит тема нашего урока? 4.2 Определение цели и задач урока. -Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на странице 50-ой рубрика «На следующем уроке» (Прочитайте первое предложение. Верны ли были ваши предположения?) Правильно, целью урока будет – узнать что такое растениеводство и для чего люди им занимаются. -Сравните ваши варианты с задачами учебника из рубрики «На следующем уроке» на стр. 50-ой. -Насколько они совпадают? - Какую проблему вы перед собой поставите? Чем друг от друга отличаются культурные растения. | Определяют тему урока Сверяют предположения по учебнику Определяют цели и задачи урока | Беседа Беседа | Фронтальная | Презентация | Наблюдение Фронтальный опрос | П.1, П.2 | Р.1, Р.2 | Л.2 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Что такое растениеводство? 5.2. Для чего люди занимаются растениеводством? 5.3. На какие группы делят культурные растения? 5.4. профессии в растенииводстве | 5.1.1.Работа над понятием растениеводство. -Ребята, при помощи иллюстрации на слайде попробуйте дать определение понятию растениеводство? Проверьте свои предположения на странице 51-ой учебника… (прочитай определение растениеводства) Верны ли были ваши предположения? На какие две части мы можем разделить данное определение? 5.1.3. Работа с рабочей тетрадью. -Откройте рабочую тетрадь на странице 32-ой упражнение 1. Запишите определение растениеводства. 5.1.4. Беседа -А теперь обратите внимание на запись слова «растениеводство». -Подумайте – это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось? 5.2.1. Беседа. Как вы думаете, для чего люди занимаются растениеводством? 5.2.2. Работа с учебником Проверьте свои предположения на странице 51 учебника. (ЧИТАЮТ, потом один вслух) -Сейчас я предлагаю вам проверить себя на страничках «Для самопроверки» стр.171. 5.2.2.1. Проверка выполнения самостоятельной работы -Ребята, что нового вы узнали? 5.3.1. Беседа - На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку? -Какие растения будут дикорастущими? -Какие растения будут культурными? 5.3.2. Рассказ учителя Растениеводство является не только отраслью производства, но также наукой, которая изучает и занимается выведением новых сортов, культур, гибридов и прочего. Эта наука вычисляет урожайность, которую можно достичь при минимальных затратах. - Давайте прочитаем текст на странице 51 по абзацам. -Для чего выращивают зерновые культуры? -Какие растения к ним относятся? -Какая бывает пшеница и рожь? -Самыми главными культурами, которые выращиваются в растениеводстве: пшеница, рис, рожь и ячмень. Эти культуры выращиваются практически повсеместно, так как эти культуры являются частью почти любой еды не только человека, но и животных. 5.3.3. Исследование «Группа культурны растений» 5.3.3.1. Определение темы исследования. Ребята, все культурные растения делятся на три группы, для того, чтобы определить название этих групп я предлагаю вам посмотреть на иллюстрации . Рис, пшеница, овес, гречка. Посмотрите на изображения следующую группу: Лён, хлопчатник. Свекла, клевер, люцерна. 5.3.3.2. Деление на исследовательские группы -Я предлагаю вам побывать в роли исследователей, а работать вы будете в группах. Кто мне назовет правила работы в группах? 5.3.3.3. Исследовательская работа Прочитаем задание в учебнике на странице 51-ой. В коробочках нас столе у вас лежат картинки с культурными растениями, достаньте их(всего 6 групп) 1 группа Зерновые: Пшеница, Грячиха, Ячмень 2 группа Зерновые 2 группа: Рис, Овёс, Рожь 3 группа Кормовые : Люцерна, Клевер, Донник. 4 группа Кормовые 2 группа: Сорго, Тимофеевка, Кормовая свекла 5группаПрядильные: Лен, Хлопчатник, Джут 6 группа Прядильные 2 группа: Кенаф, Рами, Лен -Распределите роли в группе и приступайте к работе. 5.3.3.4. Отчет о выполнении исследовательской работы -Теперь посмотрим, что у вас получилось. 5.4.1. Рассказ учителя -Залог успеха растениеводства – труд человека. Только благодаря ему, удалось вывести огромное количество самых разнообразных сортов культурных растений, приспособить их для выращивания в различных регионах планеты, регулярно собирать щедрые урожаи. -Вы знаете, люди каких профессий работают в растениеводстве? 5.4.2. Работа с учебником. -Чтобы проверить свои предположения, давайте откроем учебник на стр. 53. Прочитайте про себя « Труд растениеводов» 5.4.3.Беседа по прочитанному тексту. - Люди, каких профессий работают в растениеводстве? -Что они знают и умеют? - Какие качества необходимы растениеводу? -Кто может быть хорошим растениеводом? -Без человеческого труда развитие такой отрасли, как растениеводство, не произошло бы. -Посмотрите на картинку. Какая техника может помочь растениеводу в его работе? | Работа с рисунком -От слов «растение» и «водить» -Василек, одуванчик и т.д Ищут ответ на вопрос в учебнике | Работа по учебнику Беседа Беседа Беседа Работа по учебнику | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Учебник Учебник | П.3, П.2, П.1 | П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2 | Л.1 | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Давайте решим маленький тест. У вас на столах лежат тестовые задания зеленого цвета. 1. Из какого растения делают пшено? · Рожь · Ячмень · Просо 2. Какая отрасль не относится к растениеводству? · Птицеводство · Плодоводство · Полеводство 3. Из семян какого растения делают масло? · Овса · Просо · Подсолнечник 4. Какая культура не является зерновой? · Кукуруза · Подсолнечник · Рожь 5. Из какого растения делают ткани? · Подсолнечник · Картофель · Лён - Давайте проверим ответы. Посмотрите на слайд. У вас должно получится: просо, птицеводство, подсолнечник, подсолнечник и лён. Если вы все выполнили верно, поставьте +, если допустили ошибку, то ? | Работа в группах | Тест | П.1, П.2, П.3 | П.1, П.2, К.2 | Л.1, Л.2 | ||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Работа с рубрикой «Обсудим» - Как думаете, как растениеводство связано с промышленностью?- Давайте представим, что каждый из вас руководитель хозяйства, где собирают большой урожай яблок, груш, картофеля, хлопка и т.д. Работать будете в парах. Ваша задача: обсудит, что вы можете предложить для лучшего сохранения и использования урожая. -Посмотрим, что вы решили -А теперь представим, что вам нужно собрать урожай и распределить его. Для этого вспомним, какие культурные растения вы знаете. Работа тоже в парах. 7.2. Работа с рабочей тетрадью Откройте рабочую тетрадь на 32- 33-ей странице и давайте выполним задание 4 -Проверим, что у вас получилось Откройте рабочую тетрадь на странице 34-ой и выполните самостоятельно 6 задание. 7.3. Проверка выполнения задания из рабочей тетради. Давайте проверим, что вы записали? (встает один ученик и зачитывает свою запись) 7.4 Работа с рубрикой «Проверь себя» | Работают в парах, распределяются по ролям «учитель», «ученик» | Беседа Работа в парах Работа по учебнику | Парная Фронтальная | Учебник | Фронтальный опрос Самоконтроль Взаимоконтроль | П.1, П.2, П.3 | П.1, К.1, Р.2 | Л.2 | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? - Какую цель мы перед собой поставили? - Что нам помогло достичь этой цели? (решение задач) - Какие задачи мы перед собой ставили? - С какими задачами мы справились? - Над какими задачами (вопросами) вы хотели бы еще поработать? | Отвечают на вопросы учителя | Беседа | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение | П.3 | Р.2, К.1, П.2 | Л.2 | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, | - Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.) - Оцените свои достижения на уроке ,дополняя фразы по очереди: (слайд) 1. Для меня было открытием то, что… 2. Мне было интересно.. 3. Мне было трудно… 4. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… | Оценивают свои достижения, продолжая фразу | Прием «Продолжи фразу» | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение | П.3 | П.1, Р.1, К.1 | Л.2 | |
10. Домашнее задание | Прогнозирование дом. задания - Какое домашнее задание вы себе запишите? А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным? - Предложенное домашнее задание показать на слайде | Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Растениеводство". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о растениеводство; знакомство с различными культурными растениями и профессиями в растениеводстве.Планируемые результатыПредметные:Знать о растени...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Растениеводство в нашем крае».
Урок окружающего мира в 4 классеТема: Растениеводство в нашем крае» Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; ра...
конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"
конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...
Окружающий мир. 3 класс Тема: Растениеводство.
Разработка открытого урока по окружающему миру. 3 класс Школа России...