Пушкарева О.В. Методы и приемы обучения иноязычных учащихся
статья по окружающему миру (4 класс)

Пушкарева Ольга Владимировна

В данной статье рассмотрены методы и приемы работы с иноязычными учащимися в образовательном пространстве российской школы за рубежом. Автор представил систему работы на примере подготовки учащихся четвертого класса к итоговой аттестации по окружающему миру. Статья может быть полезна молодым учителям, учителям, начинающим обучение иноязычных учащихся. Материалы приложения можно использовать на уроках.

Ключевые слова: методы, навыки, формирование и развитие словарного запаса учащихся, грамотная устная и письменная речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Пушкарева, учитель начальных классов,

Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Улан-Батор, Монголия

Pushkareva, primary school teacher,

Ulaanbaatar branch of the PRUE Plekhanov

Ulaanbaatar, Mongolia

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ

METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE STUDENTS

Аннотация.

В данной статье рассмотрены методы и приемы работы с иноязычными учащимися в образовательном пространстве российской школы за рубежом. Автор представил систему работы на примере подготовки учащихся четвертого класса к итоговой аттестации по окружающему миру. Статья может быть полезна молодым учителям, учителям, начинающим обучение иноязычных учащихся. Материалы приложения можно использовать на уроках.

Ключевые слова: методы, навыки, формирование и развитие словарного запаса учащихся, грамотная устная и письменная речь.

Annotation.

This article discusses the methods and techniques of working with foreign-language students in the educational space of the Russian school abroad. The author presented the system of work on the example of preparing fourth grade students for the final certification in the world around them. The article may be useful for young teachers, teachers who begin teaching foreign language students. Application materials can be used in the lessons.

Key words: methods, skills, formation and development of students' vocabulary, competent oral and written speech.

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню.

Дай мне сделать – и я пойму!

Конфуций.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) — способы взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Прием обучения (обучающий прием) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
  2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
  3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
  1. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
  2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. [3, с.5].
  3. Методы и приемы работы с иноязычными учащимися рассмотрим на примере подготовки школьников к итоговой аттестации по окружающему миру. Вариант 1. Часть 1. [1, с.3].

Задание 1. Укажи объекты живой природы.

Варианты ответа:

1) туман 3) Луна

2) насекомое 4) мороз

Учащиеся самостоятельно читают задание, выбирают ответ, объясняют свой выбор. Прежде чем учащиеся сделают выбор, обращаемся к презентации. Не все дети понимают значение слов, поэтому важно показать им фото всех вариантов. (Приложение 1) [4, с.5] Учащиеся объясняют, что такое объекты живой природы. Человек, животные, растения — это объекты живой природы. К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце. Живые существа связаны с объектами неживой природы и не могут без них жить. Объекты живой природы живут, дышат, размножаются. Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что объект живой природы – это насекомое. Правильный ответ подчёркиваем, отмечаем крестиком в отведенном для этого поле.

Задание 2. Какие животные делают запасы на зиму (найди и укажи правильный полный ответ).

Варианты ответа:

А) белка В) лось

Б) мышь Г) барсук

1) АБВ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБГ

Алгоритм работы повторяется. Обращаемся к Приложению 2. Учащиеся объясняют, что запасы на зиму делают всякие грызуны: мыши, хомяки, барсуки, еноты, суслики, кроты, бобры, бурундуки, полевки, песчанки, пищухи, белки. В указанных вариантах к грызунам относятся белка, мышь, барсук. Названия животных подчёркиваем, верный ответ отмечаем крестиком.

Задание 3. Найди правильное и полное определение понятия горизонт.

Варианты ответа:

1) линия 3) видимое вокруг нас пространство

2) линия горизонта 4) всё, что видно из окна

Обращаемся к Приложению 3. Учащиеся приходят к выводу о том, что горизонт – видимое вокруг нас пространство.

Задание 4. Что такое полезные ископаемые?

Варианты ответа:

1) всё, что люди добывают из-под земли

2) все полезные для человека минералы и горные породы

3) все древние вещества, хранящиеся в земле

4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их

В данном вопросе важно выбрать наиболее полное определение «полезные ископаемые» и различать их от артефактов или вещественных исторических источников (вариант 3). Следует показать открытые и закрытые способы добычи полезных ископаемых.

Обращаемся к определению «полезные ископаемые» и вспоминаем все известные учащимся полезные ископаемые. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля, гранита и многих других. Люди добывают полезные ископаемые из-под земли. Фото полезных ископаемых в Приложении 4. Комментарии к выполнению заданий, связанных с полезными ископаемыми в других вариантах государственной итоговой аттестации в Приложении 4.

Задание 5. Укажи самое правильное значение воды.

Варианты ответа:

1) вода – источник жизни на Земле

2) вода нужна всем животным

3) вода нужна всем растениям

4) вода нужна каждому человеку

Данное задание позволяет отработать и закрепить важный навык учащихся. В части 1 следует выбирать только один вариант ответа, если не указано иное. Учащиеся путём рассуждения приходят к выводу о том, что без воды не могут жить животные, растения и люди. Значит, вода – источник жизни на Земле. Обращаемся к Приложению 5. Вода нужна всем. [5, с.7]

Обращаемся к варианту 6, части 1, заданию 5. В нём следует выбрать важное свойство воды. Вода – это хороший растворитель. Это можно продемонстрировать с помощью опыта. Растворить кусочек сахара в прозрачном стакане с водой. С водой связано задание 12 в варианте 8, части 2. Какое свойство воды доказывает течение воды в руслах рек? Это свойство – текучесть. Можно показать с помощью опыта. Перелить воду из одного стакана в другой.

Задание 6. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?

Варианты ответа:

1) отсутствие запаха

2) прозрачность

3) упругость

4) бесцветность

В данном задании следует объяснить, что есть прозрачные и непрозрачные предметы. Через непрозрачные не могу ничего увидеть, через прозрачные вижу всё. Учитывая, что дети иноязычные, показываю наглядно. Использую прозрачный и чёрный пакеты. Учащиеся делают вывод о том, что воздух прозрачный, поэтому мы всё видим. Схема в Приложении 6 показывает все свойства воздуха.

Задание 7. Определи растения водоёма.

Варианты ответа:

А) кувшинка белая В) ландыш

Б) кубышка жёлтая Г) рогоз

1) АБГ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБВ

Учащиеся вспоминают, что водоём – это природное сообщество, растения и животные которого могут жить в воде. (Вариант 4, часть 1, задание 7). Важно показать детям изображения растений. Обращаемся к Приложению 7. Учащиеся без труда определяют растения, которые живут в воде. Самым трудным будет сохранить названия в памяти детей. Для этого необходимо многократное обращение к вопросу и изложение ответа каждым учащимся.

Задание 8. Найди растения тундры.

Варианты ответа:

А) малина В) ягель

Б) голубика Г) морошка

1) АБВ 2) БВГ 3) АБГ 4) АВГ

Учащиеся вспоминают природные зоны. Характеризуют зону тундры. Тундра - холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь. Тундра граничит на юге с зоной Крайнего севера. (Вариант 8. Часть 1. Задание 7). Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях. Для зоны тундры характерна вечная мерзлота. (Вариант 3. Часть 1. Задание 8*) Мерзлота – это огромный слой льда. Основное занятие, характерное для жителей тундры – это оленеводство. (Вариант 4. Часть 1. Задание 8). В тундре не живёт бурый медведь. Это животное леса. Но в тундре живут песцы, северные олени, полярные совы. (Вариант 2. Часть 1. Задание 8). Обращаемся к иллюстрациям Приложения 8. В тундре холодно, кустарник низкорослый. Олени питаются ягелем. Устанавливаем растения тундры: голубика, ягель, морошка.

Задание 9. Какое животное не встретишь в зоне степей?

Варианты ответа:

1) суслик 3) бегемот

2) мышь 4) ящерица

Учащиеся знают, что степь – это природная зона, расположенная южнее полосы лесов, здесь растут травы и цветы. (Вариант 3. Часть 1. Задание 9. Южнее полосы лесов лежит ковёр из трав, цветов). В степи растут перекати-поле, полынь, ковыль. (Вариант 4. Часть 1. Задание 3). Для зоны степей характерны травянистые растения. (Вариант 10. Часть 1. Задание 8). Обращаемся к Приложению 9. По иллюстрациям учащиеся могут определить, что бегемота не встретишь в зоне степей.

Задание 10*. Укажи части тела человека (найди и укажи правильный, полный, научный ответ).

Варианты ответа:

1) голова, туловище, руки, ноги

2) туловище, ноги, конечности

3) голова, туловище, верхние и нижние конечности

4) голова, туловище, руки

Обращаемся к Приложению 10. Учащиеся указывают правильные названия. Ноги – нижние конечности, руки – верхние конечности. Показывают части тела человека.

Вариант 1. Часть 2. В данной части открытые ответы, их надо записать в строке «Ответ» и в прямоугольнике.

Задание 11. Что является космическим телом?

Учащиеся предлагают разные варианты ответа. Записывают свой ответ. Среди ответов встречаются следующие. 1. Планеты. Учащиеся называют планеты: Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун.

2. Звёзды. Самая близкая к Земле звезда – Солнце. 3. Метеориты, астероиды.

Задание 12. Кто является главой Российской Федерации? Самый распространённый и быстрый ответ. Главой России является В.В. Путин. Затем уточняется должность главы РФ. Глава Российской Федерации – президент.

Вариант 1. Часть 3. В данной части открытый ответ, его надо записать в строке «Ответ» и в прямоугольнике. О чём идёт речь в тексте? «Это полезное ископаемое узнать нетрудно: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох-сфагнум. Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое». Речь идёт о торфе. Учащиеся записывают «Торф – это горючее полезное ископаемое» или «Торф». Данное задание было выполнено в процессе решения задания 4.

Таким образом, на этапе подготовки учащихся использованы словесные и наглядные методы (по источнику изложения учебного материала). По логике изложения и восприятия учебного материала - индуктивные. По характеру учебно-познавательной деятельности использованы объяснительно – иллюстративные, поисковые методы. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности использованы методы поощрения, чувства ответственности. Отличием в обучении иноязычных учащихся является то, что ведущей целью обучения является формирование и развитие словарного запаса, грамотной устной и письменной речи учащихся.

Список литературы

  1. Е.Г. Каткова. Окружающий мир. Итоговая Аттестация. М.; Издательство «Экзамен», 2013, - 44 с.
  2. ФГОС НОО
  3. Методы обучения.
  4. ;q=фото+туман&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8#imgrc=Sl9ey2baDQB-TM
  5. #1089;войства+воды+схема&client=opera&hs=RU5&sxsrf=AJOqlzWKver8GOCSykLWmy1ytcL38FDCqA%3A1677754842500&ei=2oEAZMSUHsWp1e8PnZm7sAg&ved=0ahUKEwjE6aDri739AhXFVPUHHZ3MDoYQ4dUDCA4&oq=свойства+воды+схема&gs_lcp=Cgxnd3Mtd2l6LXNlcnAQDDoKCAAQRxDWBBCwAzoECCMQJzoFCAAQgAQ6CggAEIAEEBQQhwI6BwgAEIAEEAo6BAgAEEM6CwguEIAEEMcBENEDOgoILhDHARDRAxBDOgUILhCABDoHCCMQ6gIQJzoICC4QgAQQ1AI6BAguEEM6BggAEBYQHkoECEEYAFCQCli_jQFg5qEBaAJwAXgAgAHJAYgB5x2SAQYwLjI3LjGYAQCgAQGwAQrIAQjAAQE&sclient=gws-wiz-serp#imgrc=Gxjb5jZQqyxcgM

Bibliography

1. Katkova. The world. Final examination. M.; Publishing house "Exam", 2013, - 44 p.

2. GEF IEO

3. methods.

Пушкарева Ольга Владимировна, учитель начальных классов, РЭУ им. Г.В.Плеханова, Улан-Батор, Монголия,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Методы и приемы обучения конструированию и моделированию

Методы и приемы обучения конструированию и моделированию...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе

В моем докладе будут рассмотрены следующие методы и приемы обучения лексики: игровой метод, метод с использованием компьютерных программ, метод рифмы и разучивания песен. Главная их задача сделать об...

Методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей в школе с инклюзивным направлением...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Методы и приемы активизации деятельности учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

В    работе с учащимися с ОВЗ основными являются традиционные технологии обучения. Одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  ...