Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность) Тема «Тайга» 4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»
тест по окружающему миру (4 класс)
Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.
Комплексное задание включает 10 заданий без выбора ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chesnokova_darya_mihaylovna.docx | 526.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по окружающему миру
(мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность)
Тема «Тайга»
4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты
УМК «Перспектива»
Учитель: Чеснокова Дарья Михайловна
Время выполнения работы: 45 минут
Цель: оценка знаний обучающихся по теме «Природная зона – тайга»
Задачи:
- проверить знания обучающихся о классификации деревьев;
- проверить знания обучающихся о названии деревьев таёжного леса;
- проверить знаний о географическом расположении зоны тайги на карте Природных зон;
- проверить знания обучающихся о поддержании численного баланса насекомых в природе;
- проверить умение обучающихся по описанию находить насекомое;
- проверить умение определять роль насекомых в жизни таёжного леса;
- закрепить умение обосновывать свою точку зрения, используя полученные знания.
Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.
Комплексное задание включает 10 заданий без выбора ответа.
Прочитай текст и выполни задания
Кто-кто в теремочке живёт?
Когда-то он был частью высокой и красивой сосны, а теперь он – старый, трухлявый пень. Уже давно люди спилили вечнозелёную лесную красавицу.
Наверно, долго потом горевал несчастный пень о прошлом. Но со временем старое забылось. Постепенно существование его наполнилось новым смыслом – он стал… домом, в котором поселились и живут прелюбопытнейшие создания.
Старый пень стал похож на сказочный теремок, населённый разными зверушками. Без сомнения, он заслуживает того, чтобы его повнимательнее рассмотреть, чтобы понаблюдать за некоторыми из его жителей.
Как-нибудь летом, в солнечный день остановись у такого пня, слегка постучи по нему и спроси: «Кто-кто в теремочке живёт?» Может, кто-нибудь из его обитателей тебе и покажется.
Поверхность старого пня вся в дырах, каждая из них – вход в коридорчик, который куда-то ведёт.
Вот из одного такого входа показались чьи-то усы, а затем наружу вылез жук. Да какой необычный! Сам невелик, а усы в три раза больше его. Это серый длинноусый дровосек. Его личинка – толстенький «червячок» - несколько лет жила под его корой и ела её. Наверно, это не очень интересно – ползать в темноте и есть кору, но ничего не поделаешь: так уж положено и иначе она жить не может.
Недавно личинка превратилась в жука, он увидел белый свет. Дровосек (ещё его называют «усач») греется на солнышке, ему хорошо. Но вот он расправляет свои крылышки и с гудение улетает. Счастливой судьбы тебе, длинноусый жук!
Сбоку на коре, на хорошо освещённом месте, сидит большой жук-златка. Панцирь его действительно отливает золотом. Этот жук очень любит солнце. Он сидит почти неподвижно, лишь изредка переставляя свои ножки. Как и усач, жук-златка хорошо летает, но сейчас ему, видимо, так тепло и приятно, что пока он явно никуда не собирается.
А на другой, затенённой стороне пня кто-то очень знакомый высунул свои усики из-под коры. Да это же таракан! Он, наверное, всех боится и поэтому прячется. Нет, это не наш домашний, надоевший многих рыжий таракан, это совсем другой – лесной таракан, он в домах не живёт.
В трещинке, под корой, скрывается многоножка-костянка. Сегодня она у пня в гостях и ночью покинет своё временное убежище.
Рыжие лесные муравьи быстро бегают по коре туда-сюда. В пне они не живут, но посещают его в поисках добычи каждый день. Ведь он стоит на участке леса. Муравьи любят бывать здесь и никогда без добычи в муравейник не возвращаются. То какого-нибудь жучка, то зазевавшуюся личинку, то ещё кого-нибудь на пне поймают.
Ещё и тем хорош для муравьёв этот теремок, что расположен совсем недалеко от их родного муравейника – добычу нести недолго.
Старый лесной пень… Это для нас он просто пень. А для многих лесных жителей – большой и высокий дворец. В нем есть «коридоры» и «комнаты», «этажи» и «подвалы». И все они заселены.
Так что никогда не ломай лесные пни, помни, что любой из них, особенно большой и старый, - это целый мир со своей удивительной и неповторимой жизнью.
1. О пне какого дерева говорится в рассказе? _________________________
2.К какому типу деревьев относится это дерево? _________________________
3.Рассматри рисунок, подпиши названия деревьев.
1 |
2 |
3 |
4.В какой природной зоне встречаются эти деревья? _________________________
5.Найди эту природную зону на карте и подпиши её.
6.Рассмотри фото и подпиши названия насекомых
А)______________________________ Б)____________________________
В)______________________________ Г)______________________________
7.1 Для кого трухлявый пень является домом? ___________________________________________
7.2 Для какого насекомого трухлявый пень временное укрытие?____________________________
7.3 Для кого трухлявый дом – место охоты?_____________________________________________
8.1 Какие природные условия необходимы для развития личинки жука дровосека?
__________________________________________________________________________________
8.2 Какой вред может нанести личинка жука дровосека людям, живущим в деревянном доме?
__________________________________________________________________________________
9. Как поддерживается баланс насекомых в лесу?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10.1 Какой совет нам даёт автор текста?
__________________________________________________________________________________
10.2 Почему насекомые так важны в жизни леса?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ключи и критерии оценивания
№ задания | Содержание критерия | Балл |
1 | Сосна | 1 |
2 | Хвойное | 1 |
3 | 1-ель 2-сосна 3-лиственница | 0.5 0.5 0.5 |
4 | Тайга | 1 |
5 | Верно подписывает природную зону | 1 |
6 | А – жук дровосек (усач) Б – жук-златка В – рыжий муравей Г – многоножка-костянка | 0.5 0.5 0.5 0.5 |
7 | 7.1 – жук дровосек (усач), жук-златка 7.2 – многоножка-костянка 7.3 – рыжий муравей | 0.5 0.5 0.5 |
8 | 8.1 темнота, наличие коры, 2 года 8.2 личинка жука дровосека разрушает деревянные дома – поедая материал постройки. | 1 2 |
9 | Насекомыми питаются некоторые животные, птицы, другие насекомые | 2 |
10 | 10.1 Никогда не ломай лесные пни, помни, что любой из них, особенно большой и старый, - это целый мир со своей удивительной и неповторимой жизнью. 10.2 Насекомые – «мусорщики», они разрушают останки деревьев, являются пищей для многих зверей, опыляют растения. | 1 3 |
«5» - 16-18 баллов
«4» - 13-15 баллов
«3» - 12-8 баллов
«2» - 7 баллов и меньше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по окружающему миру по итогам 1 четверти 2 класс УМК "Перспектива"
Контрольная работа по окружающему миру по итогам 1 четверти 2 класс УМК "Перспектива"...
Контрольная работа по окружающему миру за 1-ое полугодие, 3 класс УМК "Перспектива"
Контрольная работа по окружаюшему миру II четверть 3 класс, УМК "Перспектива"...
Контрольная работа по окружающему миру за 1-ое полугодие, 2 класс УМК "Перспектива"
Контрольная работа по окружающему миру 2 класс...
Итоговая контрольная работа по окружающему миру 2 класс ("Перспектива")
Цель - проверка знаний на конец учебного года....
Контрольная работа по окружающему миру по теме "Дом. Семья. Традиции и обычаи" (программа "Перспектива")
Контрольная работа по окружающему миру после изучения темы "Дом. Семья. Традиции и обычаи"...
Контрольная работа по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива») раздел «Мы граждане единого Отечества»
Контрольная работа по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива») раздел «Мы граждане единого Отечества" составлена в виде теста....
Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»
Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...