Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира
Барабашова Т.М.,
Бессараб Е.А.,
МБОУ «Лицей №10» г.Белгорода
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.
Педагоги и мыслители разных времён обращались к деятельностному подходу в образовании, считая его самым эффективным и единственно верным. «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность», говорил Бернард Шоу.
Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения; помогать ему в формировании умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Для решения этих задач используем следующие формы организации учебной деятельности:
- наблюдение природы и общественной жизни;
- практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера;
- творческие задания;
- дидактические и ролевые игры;
- учебные диалоги;
- моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Чтобы у ребёнка возникла потребность в познании, важным моментом является мотивация учебной деятельности: зачем я это изучаю, где это мне может пригодиться в жизни? Создаём на уроке условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. В этом помогают упражнения, задания, вопросы учебника, имеющие поисковый характер. Задаётся проблемный вопрос, ответить на который дети сразу не могут. Возникает проблема, для решения которой мы используем мини-исследование (работаем в парах, в группах, самостоятельно), ученики обсуждают, соотносят свои ответы с предположениями других детей, делают выводы, сверяют свои выводы с выводом учебника.
Так на уроке окружающего мира в 1 классе при ответе на вопрос «Что такое гриб?», возникает дискуссия. Появляется несколько различных точек зрения, правильность которых ученики аргументируют, опираясь на свой жизненный опыт.
Чтобы проверить правильность различных высказываний обращаемся к учебнику. Сюжетная основа учебника позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждений
Работая по учебнику с текстом и рисунками, дети делают открытие: «Гриб – это не растение и не животное, это особое царство природы. Самая главная часть гриба – грибница, которая находится в земле».
Беседуем о пользе грибов (их питательная ценность, целебные свойства, польза пеших прогулок по лесу). Предлагаем детям разделить грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные.
Данное задание ориентировано на умение группировать, классифицировать объекты природы по существенным признакам.
В рубрике «Длительное наблюдение», предлагаем заложить опыт «В плодовом теле гриба найти споры, которыми размножается гриб».
Наблюдение - сложная деятельность: несмотря на то, что основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование.
В рубрике «Отгадай загадки», дети отгадывают предложенные загадки, проверяют себя, делая с каждой загадкой для себя маленькое открытие.
После отгадывания загадок, дети приходят к выводу, что в природе все грибы нужны, даже несъедобные и червивые, т.к. являются пищей или лекарством для лесных обитателей. На данном этапе формируется уважительное и ответственное отношение к природе.
Чтение текстов из хрестоматии по выбору. Цель этой работы - вызвать у детей интерес к учебному предмету и к книге, как источнику информации. Рассказы хрестоматии позволяют ребёнку вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира и увидеть их с неожиданной стороны. После чтения текстов дети обмениваются впечатлениями.
Следующее задание ученики выполняют, работая в парах. Используя моделирование, составляют правила сбора грибов. Цель данной работы - организация самоконтроля со стороны ученика за качеством прочитанного в хрестоматии материала по данной теме.
Составляя правила сбора грибов, дети учатся правилам безопасного поведения в природе, бережного отношения к ней.
На уроках в начальной школе актуально использование дидактических игр. Так, работая в группах, дети играют в игру «Собери грибы в корзинку». Цель этой игры – научиться различать съедобные и несъедобные грибы
Закрепляют полученные знания, самостоятельно работая с приложением тетради. Школьники вырезают картинки съедобных и несъедобных грибов, которые растут в нашем крае и наклеивают их. Так они знакомятся с природой родного края.
Контролирующая и оценочная деятельность – необходимая составляющая системно-деятельностного подхода. В рубрике «Проверь себя» самопроверку ученики выполняют по образцу, который лежит в конверте на столе у каждого ребёнка.
В конце урока ученики вспоминают, какую цель ставили к уроку, объясняют, достигли поставленной цели или нет и почему. Делают вывод, что в природе всё взаимосвязано и нет ничего лишнего.
Урок – это сотрудничество учителя и ученика в процессе получения знаний и решения учебных задач.
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе, способствует успешному обучению младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...
"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках математики"
Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больш...
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам «Великая цель образования- это не знания, а действия!» Ге...
Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира
Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученик...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...