Выступление на конференции. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира
статья

Казьмина Анна Алексеевна

Содержание

 

Введение   ____________________________________________________________________________3

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика___________________________________5

2. Методы, приемы и формы развития познавательного интереса на уроках окружающего мира____9

Заключение__________________________________________________________________________20

Список литературы____________________________________________________________________22

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Большая Липовица

Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

Подготовила: Казьмина А.А.,

учитель начальных классов

в филиале МБОУ «Новолядинская СОШ»

в с. Большая Липовица

                                                   Тамбов

2018

Содержание

Введение   __________________________________________________3

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика__________5

2. Методы, приемы и формы развития познавательного интереса на уроках окружающего мира__________________________________________9

Заключение_________________________________________________20

Список литературы__________________________________________22

Введение

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.

Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы его функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Задача ученика в данном аспекте - приобретать знания и, путем самовоспитания, совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности

Формирование познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность.

Таким образом, проблема определяется необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного феномена. Актуальным остается поиск оптимальных условий формирования и развития познавательной активности учащихся начальных классов, что стало основной целью исследования - выявить педагогические приемы формирования познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего    мира.

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:

  • определенный фонд ЗУНов, их качество и степень их обобщенности;
  • уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;
  • уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация…)

В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности по-прежнему актуальна для современной школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений, учащихся выделяем следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:  

Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
Думать
 - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.

Планировать свои действия -видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.
Сотрудничать
- уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
Приниматься за дело
 - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.

Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован. Формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:

  1. Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
  2. Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
  3. Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.
  4. Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания, учащихся в связи с его неустойчивостью.
  5. Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
  6. Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

      Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

  • репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
  • поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
  • творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

     Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

2. Методы, приемы и формы развития познавательного интереса

на уроках окружающего мира

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться?
Появление новых учебников, основанных на идее личностно ориентированного обучения, заставило учителей переосмыслить свою работу на уроках.  Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения.

Однако, увлекаясь новыми технологиями, учителя по непонятной причине перестали использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами, овладение которым отличает настоящего учителя от ремесленника. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения, сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Как развивать познавательный интерес у конкретного Вани или Пети, которые не хотят учиться вообще? Как построить работу на уроке с Леной, которой в жизни ничего (как она утверждает) кроме математики не надо?

   Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.

   Своеобразие работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук – математики, филологии, естествознания и др. Это довольно сложно, и, поскольку вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию предметов.

   В наши дни проблема взаимоотношений между человеком и окружающей природой приобрела глобальный характер. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном существовании с природой. Поэтому, затронем формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира, который интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, экологии, физики.

   Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика. Современные школьники отличаются большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, не систематизированы и раздроблены. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

   Для развития учебно-познавательного интереса существует множество различных приемов и методов. В свое время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт от него дверью класса. Ребенок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном процессе.

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание и память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.

   Учителя начальных классов чаще всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, информацию из Книги рекордов Гинесса или из рубрики «Знаете ли вы?».

Например, по теме «Вода в природе можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9.4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
  2. Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
  3. Самая крупная градина весом в 1 кгбыла отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г.  тогда от града погибло 92 человека.

Большой интерес на уроках окружающего мира вызываетпрослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе»:

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?

Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой.

                                        Синица и белка.

 - Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?

 -  Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть.

 - А чем же ты кормишься?

 - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь!

      - Как зимует белочка?  Почему она не впадает в спячку?

Сорока и медведь.  

 - Эй, медведь, спишь, что ли?

 - Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?

 - Да вот не пойму я, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глухарь – это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?

 - О-хо-хо! Бестолковая ты птица. «Медведь» - значит «мед, ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь.  Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нет. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь ведаю. И будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!

  - Почему медведь зимой спит?

  - Какие еще звери впадают в спячку?

Заяц и снегирь.

 -  Заяц белый, куда бегал?

 -  На деревню.

 -  Для чего?

 -  Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

 -  И удачно?

 -  Как бы ни так! Сено в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!

 -  А теперь ты куда?

 -  Осинку глодать.

 -  Да она, поди, горькая.

 - Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел – куда как сладкой осинкой покажется.

- Чем питается заяц зимой?

Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни.

Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому, в формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов.  Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие вопросы:

  1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
  2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
  3. Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
  4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
  5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?

Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.

Большой учебный и воспитательный потенциал несет в себе и метод проектов. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности. Он реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка; формирует активное отношение ребенка к окружающему миру.

Проект – вид деятельности, который предполагает проведение исследовательской и поисковой работы, представление общественности готового продукта и защиту его в той или иной форме.  Реализация проекта связана с пятью «П»:

  • проблема;
  • проектирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

 Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха.  Для учителя начальных классов важно сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися в данном аспекте является сочинение сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру (Приложение 3). Методика сочинения сказок включает несколько этапов:

  • обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например, В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва птиц) и др.;
  • придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета;
  • сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
  • сочинение детьми собственных сказок;
  • красочное оформление своих произведений;
  • организация выставки лучших работ.

Существуют и другие приемы формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира. Перечислим некоторые из них, которые особенно любимы детьми.

«Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

 «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

«Реставрация». Учащиеся получают или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

«Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Существует много таких игр. В качестве жребия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.

«Вопрос к тексту». Перед изучением текста классу дается задание: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке. Таким образом, учитель опосредованно выявляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.

Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Вопросы задаются быстро, и ответ требуется очень быстрый, из двух-трех слов.

    Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не выслушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товарищей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обобщением или проверочной работой, но можно и на любом уроке.  После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.

В методической литературе последних лет вопрос о роли и функциях домашних заданий рассматривается по-разному.  Одни методисты считают, что они приносят «вред физический и моральный», поэтому их надо отменить. Но, вариативность домашних заданий велика, каждое домашнее задание имеет содержательную сторону, преследует определенную дидактическую цель, в том числе, и развитие познавательной активности.

        В зависимости от дидактического назначения можно выделить следующие виды домашних заданий:

  1. Домашние задания, направленные на закрепление знаний и умений. К ним относятся: сбор дополнительного материала из других источников, а не только из учебника. Посадить семена гороха, сравнить всходы и рост, в зависимости от освещенности. Сделать вывод о значении света в жизни растений.
  2. Домашние задания, направленные на систематизацию изученного материала. Для выполнения заданий этого вида обучающиеся должны уметь выделять последовательность событий, классифицировать фактические данные. Например, подсчитать результаты наблюдений за погодой и составить характеристику осенней погоды.
  3. Домашние задания на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, сравнение, классификация, обобщение. Примеры таких заданий: «Сравнить причины раннего цветения растений в степи и в лесу», «Приготовь рассказ о лесе вашей местности. Подумай, о каких объектах природы ты будешь писать, в каком порядке», «Выдели существенные признаки животных-хищников» и др.
  4. Домашние задания на применение знаний. К этой группе можно отнести задания по подготовке опытов, проведению домашних экспериментов, практической работы, изготовление наглядных пособий (например, гербария, экологических знаков), написания рефератов, докладов и др. Примеры таких заданий: «Измерь с помощью термометра температуру воздуха в своей комнате – у окна, у батареи».
  5. Домашние задания, направленные на подготовку к восприятию материала следующего урока. Это так называемые «опережающие задания». Например: «Узнай, какие полезные ископаемые добываются в нашей местности. Где их используют?».
  6. Особую группу составляют задания творческого характера, для выполнения которых недостаточно знаний, усвоенных на уроке. Необходимо самостоятельно «шагнуть» из незнания в знание. При этом ученик должен решить проблемную задачу. Выполнение этих заданий требует от учащихся установления разнообразных связей в окружающем мире, глубокой мыслительной работы по анализу фактического материала. Это такие задания, как написание собственной сказки, рассказа, истории; представление себя в роли учителя и выбор оптимальных, со своей точки зрения, вариантов объяснения того или иного природного явления.

Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему обучения.  

Заключение

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Формирование познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения

В основу формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира включены три аспекта концепции развития познавательного интереса Г.И. Щукиной:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  2. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  3. включение обучающихся в интересную для них форму работы.

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

  • у детей развивается умение работать с информацией;
  • формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
  • повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

Список литературы

В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии- Ярославль: «Академия развития», 1998.

Т.Н.Бондаренко, И.В. Ткаченко Загадки природы и человека - Ярославль: «Академия развития», 2008.

Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» - М.: «ВАКО», 2008.

Г.В. Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина Изучаем «Окружающий мир» с увлечением – М.: 5 за знания, 2009. – 224с.

В.Н. Кузнецов Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2002.

Н.В. Лободина Экологическое воспитание в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.

О.В. Мариничева, Н.В. Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: «Академия развития», 2002.

Л.П. Молодова Методика работы с детьми по экологическому воспитанию -Минск: «Современная школа», 2005.

И.Г. Норенко Экологическое воспитание в школе – Волгоград: Учитель, 2007.

Л.М. Потапова Детям о природе - Ярославль: «Академия развития», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.

   Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...

Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

   «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики....

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка.

Аттестационная работа по профессиональной переподготовке содержит теоретический и практический материал....

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Учебно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся ...

Презентация. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

     Появление новых учебников, основанных на идее личностногоориентированного обучения, заставило  учителей переосмыслитьсвою работу на уроках. Проблемная технология обучен...