Программа для 3 класса обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР "Окружающий природный мир"
рабочая программа по окружающему миру

Бровкина Светлана Евгеньевна

Программа предназначена для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_3_klass.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица.

По возможности, в организации создаются "живые уголки" для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и (или) поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния обучающихся в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки обучающихся в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства.

Содержание учебного предмета.

 Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".

Раздел «Растительный мир»:

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочнодекоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Раздел «Животный мир».

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).

Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).

Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.

Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).

Раздел «Объекты природы».

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Раздел «Временные представления».

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий природный мир":

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

интерес к объектам и явлениям неживой природы;

представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

интерес к объектам живой природы;

представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).

3) Элементарные представления о течении времени:

умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;

представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Окружающий природный мир» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.

Промежуточная аттестация:

Задание 1. «Что где растет?»

Цель: выявить элементарные представления о живой природе.

Оборудование: набор из 10 картинок с изображением знакомых овощей и фруктов (морковь, огурец, помидор, капуста, редис; яблоко, груша, слива, вишня, абрикос).

Инструкция для группы 2: Учитель показывает обучающимся по порядку все картинки и предлает их называть. После чего вставляет в наборное полотно 2 картинки рядом на небольшом расстоянии и предлагает расставить все картинки в 2 ряда: в первый – надо вставить картинки с изображением овощей, а во втором - фруктов. После чего, дети должны назвать, что растет в огороде, а что - в саду.

Критерии: 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 1 задания: ____баллов

Задание 2. «Летает – не летает»

Цель: выявить умение различать животный мир по их образу жизни.

Оборудование (инструкция): 12 картинок с изображением знакомых зверей, птиц, насекомых (по 4 картинки).

Инструкци для 1-2 группы: разложи картинки на 2 группы: в одну - картинки с изображением «Кто летает?», а в другую - «Кто не летает?»

Критерии: 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Задание 3. «Когда это бывает?»

Цель: выявить представления о временах года: осень, зима, весна.

Оборудование (инструкция): 3 сюжетные картинки, изображающие деятельность детей и взрослых в разное время время года (по 3 картинки, соответствующие определенному времени года - зима: украшенная елка, дети катаются на санках, дети лепят снеговика; весна: солнце светит- капель, тают соульки, человек сажает саженец, букет тюльпанов – вручают женщине; осень - желтые листься на деревьях, люди собирают грибы, люди собирают урожай с огорода).

Инструкция для группы 1-2: учитель показывает по очреди все сюжетные картинки и предлагает выбрать по порядку «зиму», «весну» и «осень»; подобрать к ним соответствующие картинки, просит детей обосновать выбор каждой картинки: «Как ты догадался, что здесь изображены зима?» и т.д..

Критерии: 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Протокол оценки по 3 заданиям:

Наименование

оценка

1

Задание 1 «Что где растет?»

….

2

Задание 2 «Летает-не летает»

3

Задание 3 «Когда это бывает?»

Всего:

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений обучающихся:

1-3 балла – программный материал не усвоил

4-6 балла – программный материал усвоен нечетко, нуждается в помощи

7-9 баллов – программный материал усвоен удовлетворительно

10-12 баллов – программный материал усвоен достаточно.

Итоговая аттестация:

Задание 1 «Летает – ползает»

Цель: выявить умение различать животный мир по их образу жизни.

Оборудование (инструкция): 12 картинок с изображением знакомых птиц, насекомых, животных (по 4 картинки).

Инструкция для группы 1-2: разложи картинки на 2 группы: в одну - картинки с изображением «Кто летает?», а в другую - «Кто ползает?»

Критерии: 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 1 задания: ____баллов

Задание 2. «Когда это бывает?»

Цель: выявить уровень сформированности представлений о временах года: осень, зима, весна, лето.

Оборудование (инструкция): 4 сюжетные картинки, изображающие деятельность детей и взрослых в разное время время года (по 3 картинки, соответствующие определенному времени года - зима: украшенная елка, дети катаются на санках, дети лепят снеговика; весна: солнце светит- капель, тают соульки, человек сажает саженец, букет тюльпанов – вручают женщине; лето – солнце, дети купаются в реке, дети собирают ягоды в лесу, дети играют на поляне с мячом; осень - желтые листься на деревьях, люди собирают грибы, люди собирают урожай с огорода).

Инструкция для группы 1-2: учитель показывает по очереди все сюжетные картинки и предлагает выбрать только «зиму», «лето» и «осень»; подобрать к ним соответствующие картинки, уточняет время года, просит детей назвать время года, обосновать выбор каждой картинки: «Как ты догадался, что здесь изображено лето?».

Критерии: 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 2 задания: ____баллов

Задание 3. «Что в начале, что потом?»

Цель: выявить умение понмать элементарную последовательность изменения в природе.

Оборудование: картинки с изображением изменения в растительном мире (саженец – дерево; росток тюльпана – цветущий тюльпан; маленькая елочка - большая ель, зернышко – поле пшеницы, цветущая яблоня - дерево с яблоками).

Инструкция для группы 1-2: подбери к каждой картинке свою пару, расскажи «Что было вначале, что потом?». Первую пару показывает педагог: «Вот посадили маленькое дерево- саженец, а выросло.. большое дерево».

Критерии: 1 балл – не выполнил

 2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат 3 задания: ____баллов

Протокол оценки по 3 заданиям:

Наименование

оценка

1

Задание 1 «Летает-ползает»

….

2

Задание 2 «Когда это бывает»

3

Задание 3 «Что в начале, что потом»

Всего:

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений обучающихся (подчеркнуть):

1-3 балла – программный материал не усвоил

4-6 балла – программный материал усвоен нечетко, нуждается в помощи

7-9 баллов – программный материал усвоен удовлетворительно

10-12 баллов – программный материал усвоен достаточно

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Растительный мир

 11

2

Животный мир

10

3

Объекты природы

9

4

Временные представления

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

п/п

Дата

Тема урока

План

Факт

Раздел 1. Растительный мир (11ч.).

1

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).  

2

Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения.

3

Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна). Знание значения растений в природе и жизни человека.

4

Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.

5

Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

6

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (лимон, апельсин, мандарин,) по внешнему виду (вкусу, запаху)

7

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.

8

Узнавание (различение) овощей (редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.

9

Узнавание (различение) ягод (смородина, малина, крыжовник, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.

10

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка,) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.

11

Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан).

Раздел 2.  Животный мир (10ч.)

12

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.

13

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

14

Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

15

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Промежуточная аттестация.

16

Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).

17

Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц.

18

Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц.

19

Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).

20

Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб.

21

Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.

Раздел 3. Объекты природы (9 ч.).

22

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.

23

Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.

24

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли.

25

Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Ветер.

26

Узнавание воды. Знание свойств воды.

27

Знание значения воды в природе и жизни человека.

28

Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

29

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.

30

Узнавание некоторых полезных ископаемых (песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека.

Раздел 4 .  Временные представления (4ч.)

31

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.

32

Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели.

33

Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней.

34

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Итоговая аттестация

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных м...

Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР 2 класс

Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недоста...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...

Рабочие программы для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).

Рабочие программы по учебным предметам  разработаны на основе:- Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями зд...