Тема: Что такое почва? (изучение нового материала).
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Васильева Елена Валерьевна

Представленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом 

«Что такое почва?» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А. разработан с использованием электронных образовательных ресурсов. ЭОР использован как источник  учебной информации, позволяющий интенсифицировать образовательный процесс, погрузить обучающегося в яркий красочный мир природы, систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире.

Цель работы: сформировать представление о почве,  об образовании и  составе  почвы.

ЗадачиСпособствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения  работы с научным  текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.


 

физическую нагрузку дети способны удерживать не более 5 -7 минут. -проведены физминутки.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполне­ния различных практических работ.

Для этого на уроке учащимся предлагается работа с моделями,  рисунками, таблицами .

.Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и со­циальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их.На уроке используется серия интерактивных заданий для исследования "Состава почвы",что  предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка, формирование самостоятельной познавательной деятельности;

 В процессе урока создаются  условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах дея­тельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель. .  Применение различных методов и приемов на данном уроке, без сомнения, расширило , систематизировало и углубило исходные представления обучающихся о природных и социальных объектах окружающего мира, помогло осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что такое почва? (изучение нового материала).

Цель: сформировать представление о почве,  об образовании и  составе  почвы.

Задачи:

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения  работы с научным  текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Метапредметные УУД:  

Регулятивные:

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

Коммуникативные:

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;

Предметные УУД:

  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.
  2. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.

Ход урока

 I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок . 

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,      (Помахать ручкой)

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем нам удачу,

И успешности в придачу.      (Дай  пять)

II. Постановка проблемной учебной задачи.

Учитель: Теперь посмотрите на меня. Я вам желаю Интересного урока. Мы сегодня отправимся в научную лабораторию и станем научными сотрудниками. Тему нашего урока вы узнаете  отгадав загадку.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?(Это Земля.)

- Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова. Тема нашего урока: Что такое почва?

-Что бы вы хотели  узнать о почве? (ответы детей)

-Я немного переформулирую  ваши  ответы. И как учёные мы составим план  работы:

1.Что такое почва и её свойства.

2.Образование почвы.

3. Состав почвы.

4.Значение и охрана почвы.

III. Открытие нового знания.

-Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?  (СЛАЙД3)

Дети внимательно рассмотрите изображение почвы в разрезе.

– Где находится почва? (наверху)

– Какого он цвета? (тёмного)

-Мы можем её вспахать? (да) Значит она какая? (рыхлая)

-Что на ней растёт? (растения)

– Сделайте вывод. Что такое почва?(Верхний, темный, рыхлый слой земли, на которой  растут  растения.)

– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли.

-Какой толщины она может быть?(ответы детей)

-Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше. По подсчётам учёных, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2.000 лет.

-Посмотрим значение слова «почва» в словаре.

СЛАЙД4    "Почва – это верхний, плодородный  слой земли".)

-Какое новое слово появилось в определении? (плодородный)

-Как вы его понимаете?

-Какие два слова спрятались в слове плодородный?(плод и родить)

-Плодородие-способность почвы «рожать плоды»,т.е. производить богатую растительность, давать обильный урожай. На плодородной почве лучше растут растения. Плодородие-это главное свойство почвы. Мы ответили на первый пункт нашего плана.

Ключевое слово: плодородный.

IV. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает листву

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложим назад.

V. Продолжение работы по теме урока.

-Приступаем ко 2 пункту нашего плана

Сейчас вы будете моими помощниками в сочинении сказки «Как образовалась почва».

— Дополните мой рассказ.

Жила-была маленькая гора. Ее согревало ласковое... (солнышко), нежно обнимал легкий... (ветерок). Гору часто поливал теплый... (дождик).

Но вот пришла разноцветная ... (осень). Днем гору еще согревало ... (солнышко). Но ночью прилетал злой северный ... (ветер). Он приносил с собой холодный ... (дождь).

Осень сменила морозная, метельная ... (зима). И снова наступила долгожданная ... (весна), днем с веселыми ручейками и ласковым солнышком, ночью с холодами.

Ах, как не нравились горе эти перемены! Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. Все это не прошло даром: у горы появились морщины — трещины.

Она очень переживала и плакала, а трещины становились все глубже и глубже... Ветер часто проносил над горой тучи песка. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось и зернышко травы... Вскоре дождик полил его, и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела. А потом и вовсе упала. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки сгнили. И так повторялось тысячи лет.

Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась почва. Она все укреплялась, выращивая новые травы, цветы и деревья: ведь она была молодая и сильная. В ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. Они повышали плодородие. Поселились и живые организмы — микробы. Под действием микробов остатки растений превращались в перегной...

А гора, теперь уже старая и добрая, уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешков и песка, среди густых трав и молодых деревьев... Вот так и образовалась почва.

Ключевые слова разрушение скал, мхи и лишайники.

Перейдём к 3 пункту плана.

-Сравните два цветка. Что можете сказать?

-Что же не хватает растению?Что есть в почве, которое необходимо для жизни  растений?

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, полилась вода, не удерживает воду.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят. Значит в почве есть воздух. (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2).

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, полилась вода, не удерживает воду.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3).

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

4. Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых, полилась вода, не удерживает воду.

Ответ: Я рассмотрел почву через лупу и увидел______. (слайд 6)

 Опыт № 4 (группа 4).

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Я взял горшок с почвой и налил  в него немного воды. Снизу в пустой стакан_________. Я сделал вывод, что почва___ воду.(слайд 5)

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых, полилась вода, не удерживает воду.

Опыт №5  -с учителем.

1. Нагрейте почву.

2. Что вы увидели.

3. Что вы почувствовали.

Ответ: мы нагрели почву, увидели дым и почувствовали неприятный запах. Это горит перегной. Он образовался из остатков растений и животных. Он придает почве темный цвет. Чем больше перегноя тем почва темнее и плодороднее. Такие почвы называют чернозём.

Опыт № 6 -с учителем.

1.Прокалённую почву (она серого цвета) насыплем в стакан с водой.

2.Что мы замечаем через некоторое время.

Ответ: На дно осядет песок, а поверх песка глина.

          Опыт № 7- с учителем.

          1.Профильтрованную воду, в которой находилась почва, держим над      

          огнём.

     2.Вода испарилась, а на стекле остались белые пятна.

    Ответ: Это минеральные соли.

-Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

- Итак, подведём итоги: Что входит в состав почвы?

(На доске таблички  ВОДА ВОЗДУХ ПЕСОК  ГЛИНА  ОСТАТКИ РАСТЕНИЙ КОРЕШКИ ЧАСТИ НАСЕКОМЫХ ПЕРЕГНОЙ МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ НЕ УДЕРЖИВАЕТ ВОДУ)

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. Воздух.

2. Вода.

3.  В почве есть  остатки растений, корешки, части насекомых.

           4.Почва не удерживает воду.

           5. Песок и глина.

           6. Минеральные соли.

-Мне кажется здесь что-то лишнее. (Не удерживает воду).

-Правильно. (Это не состав, а свойство почвы. Мы его переставляем на второй пункт плана)

-Смотрим СЛАЙД№     Чего не хватает в нашем списке? Это бактерии. Они превращают перегной в минеральные соли. Ими питаются растения. Растениями питаются животные.Растения и животные умирают и попадают в почву. Под действием бактерий   образуются минеральные соли. Происходит круговорот веществ в природе.

-Мы ответили  на 3 пункт нашего плана и переходим к 4 пункту.

-Зачем нужна почва? (ответы детей)

Почву часто называют домом для животных. Кого здесь можно увидеть?  Обратимся к учебнику СТР.64.

 -Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей».

Для людей даёт урожай.

-Мы сказали,  что 1 см почвы образуется за 300 лет. Вот почему нельзя допускать  уничтожения почвы. По вине людей оно может быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения ,почву размывает вода. Выдувает ветер. Начинается эрозия почвы. Почва боится ядохимикатов. Слишком большого количества удобрений.

-Есть целая наука о почве-почвоведение. Создал его русский учёный В.В.Докучаев. Прочитаем по учебнику на стр68  как он учил беречь почву.

-А как вы можете сохранить плодородие  почвы. Об этом расскажут ребята из экспертной группы: 

1.В первую  очередь бороться с  оврагами. Они  разрушают  почву. Необходимо  высаживать  растения-деревья. И х корни удержат почву.

          2.Не  жечь  костры.  Выгорит  перегной – останется  песок.

          3. Не раскидывать мусор. Устраивать экологические субботники.

-Учитель: Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте закрепим наши знания.

1.Перед вами кроссворд. ( СЛАЙД №    )

1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

2.Верны ли мои утверждения? Поставьте «+» или «-».

1.В почве живут бактерии, черви, насекомые, кроты.

2.Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

3.Почва образуется очень быстро:  для этого нужно 2-3 минуты.

4.Растения укрепляют почву своими корнями и защищают её от разрушения.

5. Минеральные соли образуются из перегноя.

3.По рабочей тетради выполнить №4, стр. 38.

VII. Обобщение  урока.

Давайте вспомним, что мы должны были изучить. Пункты плана выполнили. Молодцы. 

Рефлексия

Я узнал... .

Мне было интересно… .

Я научился… .

Vi|I.   Домашнее задание.Стр.64-68. Читать. РТ стр.36-38, выполнить.

IХ. Итог   урока.

Кому урок понравился- поднимите  «солнышки», а кому не очень было понятно – «тучки».

        Опыт № 1 (группа 1).

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор,  корешки, части насекомых, полилась вода, не удерживает воду.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят______________________________. Значит в почве есть _______________________.

Опыт № 2 (группа 2).

1. Возьмите  бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых,  полилась вода, не удерживает воду.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось _____________________________________, значит в почве есть ___________.

Опыт № 3 (группа 3).

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

4. Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых. , полилась вода, не удерживает воду

Ответ: Я рассмотрел почву через лупу и увидел________________________________________________________________________________________________.

Опыт № 4 (группа 4).

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор,  корешки, части насекомых, полилась вода, не удерживает воду.

Ответ. Я взял горшок с почвой и налил  в него немного воды. Снизу в пустой стакан___________________________________. Я сделал вывод, что почва____________________________________________ воду.

  1. В первую  очередь  нужно  бороться с  оврагами. Они  разрушают  почву. Необходимо  высаживать  деревья. Их  корни  удержат  почву.

  1. Нельзя  жечь  костры.  Выгорит  перегной – останется  песок.

    3.Нельзя  раскидывать мусор. Нужно организовывать  экологические  субботники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Задачи". Урок изучения нового материала.1 класс.

Урок изучения нового материала. Учащиеся впервые знакомятся с понятиями: условие, схема, решение, ответ. Учатся правильно оформлять задачи в тетради. Буду рада, если данный материал вам поможет в рабо...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Тема "Простые и сложные предложения". Тип: Изучение нового материала. 4 класс УМК ШКОЛА РОССИИ

Тема «Простые и сложные предложения».Тип: изучение нового материала.Задачи:* развивать умения различать простые и сложные предложения;* развивать умение выделять грамматические основы в сложном предло...

Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала

Задачи урока:1.Предметные: наблюдать за изменением личных окончаний  у глаголов настоящего времени,закреплять представление о временах глагола;обогащать словарный запас языка....

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" . Тема : " Буквы й,Й. (изучение нового материала) . Учебник ч. 2 с.30-31.

Урок по теме :" Буквы й,Й (изучение нового материала) для учителей, работающих в 1-ом классе по УМК " Гармония". Учебник "Букварь" ч. 2 . Авторы: Соловейчик М.С., и др. Данный урок научит детей анализ...