Урок окружающего мира в 4 классе. Природные зоны России: смешанный лес.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок проводится в 4 классе согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_smeshannyh_lesov.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема урока «Природные зоны России: смешанный лес»

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;

-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры, тайги и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.

Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в мини-группах;

Личностные: формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


2
. Повторение изученного.

Вспомним-ка сейчас, друзья,

Что учили мы не зря.

По описанию постарайтесь определить природную зону.

(Слайды 2-4) при проверке

1) «Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира» - зона арктических пустынь

2) «Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры

3) «Здесь преобладают хвойные деревья высотой от 35 м до 75 м. Их кроны смыкаются и не пропускают свет. Нижний ярус - это мхи и папоротники, а средний ярус леса отсутствует вовсе. Почвы здесь бедны перегноем. Животный мир богат и разнообразен»- зона тайги.

3. Введение в тему урока.

Ребята, отгадав загадки, вы сможете определить, какую следующую природную зону нам предстоит изучить.

1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

2. Стоит в лесу Алёна,

Платок на ней зелёный,

Очень тонкий нежный стан,

Белоснежный сарафан. (береза)

3. Как отличить нас? Очень просто!

У дерева ствол выше ростом.

Стволов же больше – у меня.

Так как же называюсь я? ( куст)


4. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда. (Травы)

5. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)

- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)

- А что означает слово « лес»? (высказывания детей, Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. )

Учитель читает стихотворение: Слайд 5

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(Сергей Погореловский)

- Автор стихотворения говорит: « Здравствуй, лес, дремучий лес…»

- Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А на территории России есть дремучие леса?

-Как такие леса называются? (Тайга) Слайд 6

-Какие деревья произрастают в тайге?(хвойные)

-Кто приведет примеры деревьев тайги (сосны, ели, лиственница, кедр)

Обратите внимание на строчку: Ты о чем шумишь листвою? Но у хвойных деревьев ведь нет листьев? (Хвоя – это те же листья, только менее привычные для нас: они имеют вытянутую, узкую, конусообразную форму и отличаются особой прочностью. Точно так же, как и в побегах лиственных деревьев, в иголках осуществляется процесс фотосинтеза. В ходе процесса хвоинки улавливают солнечный свет, «вдыхают» углекислый газ и «выдыхают» кислород, обеспечивая дерево энергией и многими органическими веществами.)

У: Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)

У: Как думаете, почему? (нет для них подходящих климатических условий) Вывод: Значит, для того, чтобы в лесу появились лиственные деревья, необходимы другие климатические условия.

У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, осадки)

Ребята, сегодня мы познакомимся с зоной смешанных лесов и узнаем, действительно ли с изменением климатических условий в следующей природной зоне видовой состав флоры и фауны становится разнообразнее, богаче.

Итак, тема нашего урока «Природные зоны России: смешанный лес» слайд 7

4. Изучение нового материала.

- Откройте карту природных зон России в учебнике на страницах 72-73. Еще откройте таблицу в тетради, в которую записываем данные о природной зоне. Продолжим ее заполнение.

Работа с картой. Слайд 8

Месторасположение.

Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так на смену тайге приходит смешанный лес. Он протянулся от западных границ России до Уральских гор, а затем тонкой полосой до истока реки Оби.

Климат. У вас на столах лежит листок с таблицами. Это климатические данные 4 населенных пунктов нашей страны, расположенных в разных природных зонах. Определите по карте, какой из них находится в зоне смешанных лесов? (Москва)

Какой город вы не смогли найти? (Дудинка – небольшой город в зоне тундры)

Давайте вместе определим, какие показатели температуры и осадков в г.Москва.

(Дети определяют среднемесячную температуру по таблице)

Какой месяц самый холодный? Самый теплый?

Вывод: Зима в зоне смешанных лесов мягче, нет многолетней мерзлоты.

Теперь давайте попробуем определить влияние климата на видовое разнообразие.

(Определяют показатели по таблице, вспоминают видовое разнообразие изученных зон)

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся за столы)

Растительный мир. Слайд 9. Смешанным лесам присуща выраженная ярусность – то есть, произрастающие здесь деревья отличаются друг от друга по высоте и виду. Верхний ярус – это хвойные деревья. Ели, сосны, пихты, осины – самые высокие растения.

Слайд 10. Ниже них – деревья лиственные: на Восточно-Европейской равнине распространены дуб, клен, липа, ясень и орешник, за Уралом есть только мелколиственные — береза, осина, ольха. Чем южнее расположен лес, тем больше в нём лиственных деревьев.

У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 11

Березу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Слайд 12. Далее идут кустарники – малина, лещина, шиповник, калина.

Животные. Слайд 13

В смешанном лесу не редки встречи с травоядными животными: лосем, зубром, кабаном, оленем и косулей. Много грызунов: бобры, мыши, хорьки, белки. Из хищников обитают лиса, волк, рысь. Так же здесь водятся бурые медведи, выдра, барсук, ласка

Верхние ярусы леса - царство птиц, среди которых преобладание насекомоядных и зерноядных птиц, отличающихся звонким пением. Это соловьи, иволги, певчий дрозд, скворец. Зяблики отличаются ярким оперением. Дрозду-рябиннику нравятся ягоды рябины. Чиж предпочитает леса с берёзами и ольхой.

Занятость населения

Люди занимаются выращиванием различных культур, таких как зерновые, овощи и фрукты. Кроме того, леса предоставляют пастбища для скота и обеспечивают материалы для производства сена и дров.

Охота и рыбная ловля являются популярными занятиями в зоне смешанных лесов. Люди могут поймать разнообразных видов рыбы в реках и озерах, а также охотиться на различную дичь, такую как олени, зайцы и барсуки.

5. Закрепление изученного.

Составьте 2-3 цепи питания, характерные для зоны смешанных лесов, и запишите в тетрадь. ( растения —> заяц-беляк —> рысь; растения мышь-полевка —> соболь).

6. Подведение итогов

Итак, сегодня мы познакомились с зоной смешанных лесов, выяснили, что с удалением природной зоны от северного полюса улучшаются климатические условия, видовое разнообразие экосистемы становится богаче. Будет ли сохраняться эта тенденция в другой природной зоне, мы узнаем на следующем уроке.

7. Проблемный вопрос

Ребята, на карте природных зон территория нашей республики не входит ни в одну из изученных. Но ведь мы знаем, что у нас в Бурятии встречаются и смешанные леса, и тайга. Из животных можно встретить северного оленя, который является обитателем тундры. Как такое может быть? Ответ на эти и другие вопросы мы с вами найдем на следующих уроках

8. Рефлексия

- Что нового вы узнали о зоне лесов?

- Что больше всего запомнилось?

- Всё ли мы узнали, что планировали?

Домашнее задание : раскрасить природную зону на контурной карте, заполнить таблицу « Зона смешанных лесов».

Приложение. Климатические данные

Климат Дудинки

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

−27,7

−26,7

−22,3

−15,1

−5,6

5,5

13,4

10,8

3,8

−8,2

−20,9

−25,1

−9,4

Норма осадков, мм

44

38

34

31

30

37

45

59

49

60

47

48

522

Климат Салехарда

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

−23,1

−22

−14,2

−7,3

0,4

10,3

15,0

11,6

5,7

−2,7

−14,5

−19,9

−5,1

Норма осадков, мм

24

21

23

28

43

57

61

67

46

48

31

26

475

Климат Сыктывкара

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

−14,2

−12,4

−5,1

1,8

8,5

14,8

17,5

13,7

8,1

1,7

−6,8

−11,7

1,3

Норма осадков, мм

41

31

31

33

49

74

73

75

57

59

52

46

621

Климат Москвы

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

−8

−5,5

−0,9

7,2

15,1

17,8

20,5

19,0

12,8

5,8

0,7

−3,2

6,8

Норма осадков, мм

52

42

37

42

68

73

76

70

71

59

52

60

702


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру 4 класс "Природные зоны России"

Тест по окружающему миру 4 класс "Природные зоны России"...

Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"

Данная разработка  поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

тест по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Тундра

тест по окружающему миру 4 класс Природные зоны России  Тундра...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...