Урок окружающего мира в 4 классе. Природные зоны России: смешанный лес.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок проводится в 4 классе согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zona_smeshannyh_lesov.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема урока «Природные зоны России: смешанный лес»
Цели:
-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;
-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры, тайги и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.
Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в мини-группах;
Личностные: формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
- Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Повторение изученного.
Вспомним-ка сейчас, друзья,
Что учили мы не зря.
По описанию постарайтесь определить природную зону.
(Слайды 2-4) при проверке
1) «Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира» - зона арктических пустынь
2) «Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры
3) «Здесь преобладают хвойные деревья высотой от 35 м до 75 м. Их кроны смыкаются и не пропускают свет. Нижний ярус - это мхи и папоротники, а средний ярус леса отсутствует вовсе. Почвы здесь бедны перегноем. Животный мир богат и разнообразен»- зона тайги.
3. Введение в тему урока.
Ребята, отгадав загадки, вы сможете определить, какую следующую природную зону нам предстоит изучить.
1. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (ель)
2. Стоит в лесу Алёна,
Платок на ней зелёный,
Очень тонкий нежный стан,
Белоснежный сарафан. (береза)
3. Как отличить нас? Очень просто!
У дерева ствол выше ростом.
Стволов же больше – у меня.
Так как же называюсь я? ( куст)
4. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда. (Травы)
5. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)
- А что означает слово « лес»? (высказывания детей, Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. )
Учитель читает стихотворение: Слайд 5
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(Сергей Погореловский)
- Автор стихотворения говорит: « Здравствуй, лес, дремучий лес…»
- Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)
- А на территории России есть дремучие леса?
-Как такие леса называются? (Тайга) Слайд 6
-Какие деревья произрастают в тайге?(хвойные)
-Кто приведет примеры деревьев тайги (сосны, ели, лиственница, кедр)
Обратите внимание на строчку: Ты о чем шумишь листвою? Но у хвойных деревьев ведь нет листьев? (Хвоя – это те же листья, только менее привычные для нас: они имеют вытянутую, узкую, конусообразную форму и отличаются особой прочностью. Точно так же, как и в побегах лиственных деревьев, в иголках осуществляется процесс фотосинтеза. В ходе процесса хвоинки улавливают солнечный свет, «вдыхают» углекислый газ и «выдыхают» кислород, обеспечивая дерево энергией и многими органическими веществами.)
У: Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)
У: Как думаете, почему? (нет для них подходящих климатических условий) Вывод: Значит, для того, чтобы в лесу появились лиственные деревья, необходимы другие климатические условия.
У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, осадки)
Ребята, сегодня мы познакомимся с зоной смешанных лесов и узнаем, действительно ли с изменением климатических условий в следующей природной зоне видовой состав флоры и фауны становится разнообразнее, богаче.
Итак, тема нашего урока «Природные зоны России: смешанный лес» слайд 7
4. Изучение нового материала.
- Откройте карту природных зон России в учебнике на страницах 72-73. Еще откройте таблицу в тетради, в которую записываем данные о природной зоне. Продолжим ее заполнение.
Работа с картой. Слайд 8
Месторасположение.
Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так на смену тайге приходит смешанный лес. Он протянулся от западных границ России до Уральских гор, а затем тонкой полосой до истока реки Оби.
Климат. У вас на столах лежит листок с таблицами. Это климатические данные 4 населенных пунктов нашей страны, расположенных в разных природных зонах. Определите по карте, какой из них находится в зоне смешанных лесов? (Москва)
Какой город вы не смогли найти? (Дудинка – небольшой город в зоне тундры)
Давайте вместе определим, какие показатели температуры и осадков в г.Москва.
(Дети определяют среднемесячную температуру по таблице)
Какой месяц самый холодный? Самый теплый?
Вывод: Зима в зоне смешанных лесов мягче, нет многолетней мерзлоты.
Теперь давайте попробуем определить влияние климата на видовое разнообразие.
(Определяют показатели по таблице, вспоминают видовое разнообразие изученных зон)
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся за столы)
Растительный мир. Слайд 9. Смешанным лесам присуща выраженная ярусность – то есть, произрастающие здесь деревья отличаются друг от друга по высоте и виду. Верхний ярус – это хвойные деревья. Ели, сосны, пихты, осины – самые высокие растения.
Слайд 10. Ниже них – деревья лиственные: на Восточно-Европейской равнине распространены дуб, клен, липа, ясень и орешник, за Уралом есть только мелколиственные — береза, осина, ольха. Чем южнее расположен лес, тем больше в нём лиственных деревьев.
У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 11
Березу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Слайд 12. Далее идут кустарники – малина, лещина, шиповник, калина.
Животные. Слайд 13
В смешанном лесу не редки встречи с травоядными животными: лосем, зубром, кабаном, оленем и косулей. Много грызунов: бобры, мыши, хорьки, белки. Из хищников обитают лиса, волк, рысь. Так же здесь водятся бурые медведи, выдра, барсук, ласка
Верхние ярусы леса - царство птиц, среди которых преобладание насекомоядных и зерноядных птиц, отличающихся звонким пением. Это соловьи, иволги, певчий дрозд, скворец. Зяблики отличаются ярким оперением. Дрозду-рябиннику нравятся ягоды рябины. Чиж предпочитает леса с берёзами и ольхой.
Занятость населения
Люди занимаются выращиванием различных культур, таких как зерновые, овощи и фрукты. Кроме того, леса предоставляют пастбища для скота и обеспечивают материалы для производства сена и дров.
Охота и рыбная ловля являются популярными занятиями в зоне смешанных лесов. Люди могут поймать разнообразных видов рыбы в реках и озерах, а также охотиться на различную дичь, такую как олени, зайцы и барсуки.
5. Закрепление изученного.
Составьте 2-3 цепи питания, характерные для зоны смешанных лесов, и запишите в тетрадь. ( растения —> заяц-беляк —> рысь; растения мышь-полевка —> соболь).
6. Подведение итогов
Итак, сегодня мы познакомились с зоной смешанных лесов, выяснили, что с удалением природной зоны от северного полюса улучшаются климатические условия, видовое разнообразие экосистемы становится богаче. Будет ли сохраняться эта тенденция в другой природной зоне, мы узнаем на следующем уроке.
7. Проблемный вопрос
Ребята, на карте природных зон территория нашей республики не входит ни в одну из изученных. Но ведь мы знаем, что у нас в Бурятии встречаются и смешанные леса, и тайга. Из животных можно встретить северного оленя, который является обитателем тундры. Как такое может быть? Ответ на эти и другие вопросы мы с вами найдем на следующих уроках
8. Рефлексия
- Что нового вы узнали о зоне лесов?
- Что больше всего запомнилось?
- Всё ли мы узнали, что планировали?
Домашнее задание : раскрасить природную зону на контурной карте, заполнить таблицу « Зона смешанных лесов».
Приложение. Климатические данные
Климат Дудинки | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −27,7 | −26,7 | −22,3 | −15,1 | −5,6 | 5,5 | 13,4 | 10,8 | 3,8 | −8,2 | −20,9 | −25,1 | −9,4 |
Норма осадков, мм | 44 | 38 | 34 | 31 | 30 | 37 | 45 | 59 | 49 | 60 | 47 | 48 | 522 |
Климат Салехарда | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −23,1 | −22 | −14,2 | −7,3 | 0,4 | 10,3 | 15,0 | 11,6 | 5,7 | −2,7 | −14,5 | −19,9 | −5,1 |
Норма осадков, мм | 24 | 21 | 23 | 28 | 43 | 57 | 61 | 67 | 46 | 48 | 31 | 26 | 475 |
Климат Сыктывкара | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −14,2 | −12,4 | −5,1 | 1,8 | 8,5 | 14,8 | 17,5 | 13,7 | 8,1 | 1,7 | −6,8 | −11,7 | 1,3 |
Норма осадков, мм | 41 | 31 | 31 | 33 | 49 | 74 | 73 | 75 | 57 | 59 | 52 | 46 | 621 |
Климат Москвы | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −8 | −5,5 | −0,9 | 7,2 | 15,1 | 17,8 | 20,5 | 19,0 | 12,8 | 5,8 | 0,7 | −3,2 | 6,8 |
Норма осадков, мм | 52 | 42 | 37 | 42 | 68 | 73 | 76 | 70 | 71 | 59 | 52 | 60 | 702 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру 4 класс "Природные зоны России"
Тест по окружающему миру 4 класс "Природные зоны России"...
Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"
Данная разработка поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...
тест по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Тундра
тест по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Тундра...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природные зоны России" 4 класс УМК Школа России.
Животный мир Тундры....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природные зоны России" 4 класс УМК Школа России.
Тайга....
Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"
Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...