Рабочая программа ФОП 3 класс Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3, 4 класс)
Рабочая программа ФОП 3 класс Окружающий ми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2023-2024_3_klass_fop.docx | 73.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ________________________ ________________________ от «____» _______2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР __________________________ Амагаева Т.Д. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ «СОШ № 44» _____________________ Д.Ц. Шалданова Приказ № ____ от «____»_______ 2023 г. |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Окружающий мир
Идентификатор 9581
3 КЛАСС
2023-2024 учебный год
Составители программы:
Бондаренко И.В.
Пчёлина Н.А
Ботоболотова Ж.Д
Сивкова И.А
Дмитриева И.А
Улан-Удэ, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного богатства обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- различать расходы и доходы семейного бюджета;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
- соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
- соблюдать основы профилактики заболеваний;
- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
- ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
- определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
- моделировать цепи питания в природном сообществе;
- различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
- понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
- находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
- находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
- соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
- описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
- описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
- приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
- оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
- самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Нет/ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Человек и общество | |||||
1.1 | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.2 | Наша Родина - Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации и своего региона | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.3 | Уникальные памятники культуры России, родного края | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.4 | Города Золотого кольца России | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.5 | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.6 | Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.7 | Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.8 | Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
1.9 | Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
Итого по разделу | 20 | ||||
Раздел 2. Человек и природа | |||||
2.1 | Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.2 | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.3 | Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.4 | Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды | 3 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | |
2.5 | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.6 | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.7 | Полезные ископаемые родного края (2-3 примера) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.8 | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.9 | Первоначальные представления о бактериях | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.10 | Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.11 | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.12 | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.13 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Охрана растений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.14 | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений | 3 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | |
2.15 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.16 | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.17 | Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.18 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.19 | Особенности питания животных. Цепи питания | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.20 | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери) | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.21 | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.22 | Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.23 | Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.24 | Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
2.25 | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
Итого по разделу | 35 | ||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни | |||||
3.1 | Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
3.2 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности) | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
3.3 | Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна, знаки безопасности) | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
3.4 | Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | ||
Итого по разделу | 7 | ||||
Резервное время | 6 | 4 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||||
1 | Что такое общество? | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e | |||||
2 | Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa | |||||
3 | Родной край – малая родина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a | |||||
4 | Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba | |||||
5 | Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c | |||||
6 | Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc | |||||
7 | Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e | |||||
8 | Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 | |||||
9 | Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e | |||||
10 | Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны | 1 | ||||||
11 | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве | 1 | ||||||
12 | Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры | 1 | ||||||
13 | Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c | |||||
14 | Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e | |||||
15 | Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 | |||||
16 | Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c | |||||
17 | Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c | |||||
18 | Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650 | |||||
19 | Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4 | |||||
20 | Памятники природы и культуры Китая (по выбору) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e | |||||
21 | Резервный урок. Семья: традиции, праздники | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 | |||||
22 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" | 1 | 1 | |||||
23 | Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 | |||||
24 | Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 | |||||
25 | Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca | |||||
26 | Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62 | ||||
27 | Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 | |||||
28 | Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a | |||||
29 | Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 | |||||
30 | Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846 | |||||
31 | Полезные ископаемые – богатство земных недр | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 | |||||
32 | Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 | |||||
33 | Почва, её состав | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde | |||||
34 | Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26 | |||||
35 | Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de | |||||
36 | Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 | |||||
37 | Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c | |||||
38 | Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 | |||||
39 | Растение как живой организм | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 | |||||
40 | Как растения размножаются? | 1 | ||||||
41 | Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) | 1 | 1 | |||||
42 | Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c | |||||
43 | Жизнь животных в разные времена года | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e | |||||
44 | Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 | |||||
45 | Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 | |||||
46 | Как животные питаются? | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 | |||||
47 | Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a | |||||
48 | Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0 | |||||
49 | Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98 | |||||
50 | Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74 | |||||
51 | Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122 | |||||
52 | Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba | |||||
53 | Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 | |||||
54 | Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 | |||||
55 | Дыхательная система и ее роль в жизни человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 | |||||
56 | Пищеварительная система и ее роль в жизни человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 | |||||
57 | Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 | |||||
58 | Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78 | |||||
59 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" | 1 | 1 | |||||
60 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека " | 1 | 1 | |||||
61 | Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a | |||||
62 | Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 | |||||
63 | Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e | |||||
64 | Знаки безопасности во дворе жилого дома | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 | |||||
65 | Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c | |||||
66 | Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 | |||||
67 | Безопасная информационная среда | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 | |||||
68 | Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе | 1 | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
2. Плешаков А. А., Кирпичева О. Б., Ионова М. А. и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 класс
3. Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 1-4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/2/
2. ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/
3. ИНТЕРНЕТУРОК https://interneturok.ru/
4. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/
5. ИНФОУРОК https://infourok.ru/?ysclid=lligkg1zyb811236858
6. МУЛЬТИУРОК https://videouroki.net/blog/mul-tiurok-sovriemiennomu-uchitieliu-polieznaia-sotsial-naia-siet.html?ysclid=lligmpe5o4911663496
7. Открытый урок (1 сентября) https://urok.1sept.ru/?ysclid=lligp2cnao523338726
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир ПНШ
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир ПНШ...
Рабочая программа 1 класс "Окружающий мир"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" создана на основе Примерных Программ начального образования ФГОС, авторской программы учебного курса Окружающий мир" автор А.А. Плешаков...
рабочая программа 3 класс окружающий мир
Эта программа разработана для коррекционных школ VIII вида. 3 класс. Окружающий мир....
рабочая программа 1 класс "Окружающий мир"УМК"Перспектива"
Рабочая программа для 1класса "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 2 часа в неделю.Авторы А.Плешаков, М.Новицкая...
Рабочая программа 4 класс Окружающий мир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 5 города Новочеркасска Ростовской области Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседа...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...