Урок окружающего мира, урок изобразительного искусства, бинарный урок. Тема "Вода. Свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Гладеньких Елена Сергеевна

Данный бинарный урок для 3 класса я разработала и провела в рамках конкурса институционного этапа  «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности». Тема урока "Вода. Свойства воды".

 Тип урока: Урок усвоения новых знаний  

Оборудование: ПК,  мультимедийный проектор, раздаточные материалы, оборудование для опытов  (стакан, ложка, сахар), альбомы, простые карандаши, ластики.

Формы работы на уроке: индивидуальная, в группах, фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_mlu_gladenkih_e.s.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс  «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности»

Гладеньких Е.С.

Урок окружающего мира, урок изобразительного искусства, бинарный урок

Тема. Вода. Свойства воды.

Класс 3

Цели образовательные:

  1. Дать общую характеристику воде.
  2. Исследовать свойства воды.
  3. Подвести к выводу, что вода – одно из самых главных богатств Земли.
  4. Формировать умение детей  создавать изображение дельфина на  основной форме – овал,

 правильно передавать форму дельфина, основные его признаки, внешний вид, цвет.

  1. Закреплять приемы рисования карандашом и закрашивания.

Цели развивающие:

  1.  Развивать у учащихся умение выделять главное.
  2. Формировать умение анализировать, сравнивать.
  3. Развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.
  4. Развивать умение детей правильно располагать изображение на листе бумаги (в центре листа).
  5.  Развивать образное и эстетическое  восприятие.

Цели воспитательные:

  1. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей.
  2. Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития;

- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения;

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- Владение основами самоконтроля,  самооценки.

Познавательные:

- Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- Умение  пользоваться различными источниками информации;

- Умение выделять главное;

- Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы;

- Умение применять смысловое чтение;

- Умение  работать с текстом, таблицей, схемой, иллюстрациями и др.

Коммуникативные:

- Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;

- Умение работать индивидуально и в группе;

- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- Умение  договариваться с людьми.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний  

Оборудование: ПК,  мультимедийный проектор, раздаточные материалы, оборудование для опытов  (стакан, ложка, сахар), альбомы, простые карандаши, ластики.

Формы работы на уроке: индивидуальная, в группах, фронтальная.

Этапы урока

Время

Содержание

Виды деятельности

Результаты

учителя

учащихся

 

1

организационный момент

1 минута

-Сегодня у нас с вами необычный урок: урок окружающего мира и урок изобразительного искусства. А тему урока Вы сформулируете сами немного позже.

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

 

Мотивирует учащихся

Готовятся к уроку

 

Проверяет готовность учащихся

к уроку.

 

 

2

актуализация субъектного опыта учащихся

3 минуты

-Послушаем легенду и попробуем назвать тему и цели нашего урока.

Давным-давно, когда не было жизни на Земле, вокруг Солнца кружились одинаковые девять планет. Они не отличались друг от друга ничем. Ни на одной планете не было ни растений, ни животных, ни людей, ни воды. Серая пыль переносилась ветром по круглой поверхности спутников Солнца. Печальная картина…

На Солнце же жил владыка всего мира. Каждый день окидывал он своим грозным взглядом всё, что создал. Вся Галактика подчинялась ему, ничто не происходило без его ведома.

Носился владыка на огненных конях по небесному своду, но казался он мрачным и хмурым. И причина на то у него была. Подрастала во дворце красавица-дочь, не похожая на отца. И весёлая, и добрая, звенящая и говорливая, чистая, светлая и нежная. Лучшими подругами у царской дочери считались с детства Венера и Земля.

Не знал царь, кому из планет отдать дочь замуж. Было у неё дорогое приданое: моря и океаны, реки и озёра, ручейки и потоки.

Все мечтали о таком богатстве, но никто не любил саму девушку. Созвал владыка небесный все планеты на званый пир, захотел посмотреть, кто на что способен. Явились они в назначенное время, смотрят с жадностью на подарки обещанные, а в сторону невесты даже не поворачиваются. Пришли и подружки Воды, стоят в сторонке, скромно молчат. Закрутились женихи возле красавицы Венеры, глаз с неё не сводят, речи красивые говорят. Увидел это царь, разозлился, обидно ему стало за свою дочь. А та бросилась в объятия своей верной подруги Земли, хлынули слёзы её горячие на пыльную поверхность, потекли ручьи, заполнились впадины водой.

Зажила планета другой жизнью, появились моря и океаны, расплодились рыбы и животные. В благодарность за верность одарила Вода настоящей жизнью Землю. А остальные планеты от зависти чуть не лопаются. Так и вертятся они возле Солнца, заглядываясь на водные богатства Земли. Носит ветер одну лишь пыль по их вероломным телам. Земля же расцвела, преобразилась, слилась с водой воедино. И ни животный, ни растительный миры, ни человек не может и дня обойтись без Воды. Поют люди о ней песни, стихи, сказки складывают, потому что Вода – источник жизни!

-Кто сможет назвать тему нашего урока?

Или

-Добавьте недостающее слово (на слайде):

Солнце, воздух и … - наши лучшие друзья!

-Ребята, а почему так говорят?

-Как вы думаете, с какой целью мы будем сегодня говорить про воду? Нужна ли нам эта тема?

-Как в жизни вы сможете применить полученные знания о воде?

-Какие задачи будем решать на этом уроке?

Формулирует задание

Слушают легенду

 

 Читает легенду

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

3

изучение новых знаний и способов деятельности

7 минут

-Ребята, сегодня вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группах (на слайде)

- Перед вами лежит листок с заданием. Ваша задача - внимательно прочитать текст и задания к нему. Через 7 минут один ученик из каждой группы должен рассказать то, о чём вы узнали, работая вместе. Ученики 3 группы выполняют опыты и делают выводы о свойствах воды.

Организует работу в группах по уточнению и конкретизации первичных знаний

Находят понятие, информацию, проводят опыты.

 

Организует проверку выполнения упражнения

Работают в группе

 

 

Читают текст

 

Выполняют задания по карточкам

4

первичная проверка понимания изученного

6 минут

-Итак, приглашаю капитана из 1(2, 3) группы.

-А сейчас я предлагаю вам решить задачу.

ФИ____________________________________________

Задание.

Саша, Аня и Никита решили разместить в школьной стенгазете статью о животных, которые обитают в солёных и пресных водоёмах. Помоги им разобраться, о каких животных им нужно написать в статье.

  1. Животные, обитающие в солёных водоёмах
  2. Животные, обитающие в пресных водоёмах

А) дельфин

Б) утка

В) щука

Г) бобр

Д) краб

Е) медуза

Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.

1

2

-И в конце этого этапа урока заполним лист оценивания.

Лист оценивания

№ п/п

Вопрос

Ответ

да

нет

1

Мы работали дружно, с пониманием, старались слушать и слышать друг друга, ссор у нас не было

2

Работали дружно, спорили, не всегда понимали друг друга, но старались не ссориться

3

Нам было очень трудно договариваться в группе, не всегда получалось найти общее решение потому, что каждый предлагал только свой вариант, и мы ссорились

Побуждает к высказыванию своего мнения

Капитаны рассказывают выводы, которые сделала их группа

Остальные ученики слушают, дополняют капитанов.

Каждый ученик решает задачу по теме урока, выполняет самопроверку выполнения со слайда.

Ребята заполняют лист оценивания своей работы.

5

физкультминутка

3 минуты

Выполняют подвижную физминутку (про дельфинов), для глаз.

 Отмечает степень вовлеченности учащихся

 

 Выполняют физминутку

 

 

 

 

6

изучение новых знаний и способов деятельности

5 минут

-Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с интересным животным, а с каким именно , вы узнаете, собрав пазл.

-С каким животным мы познакомимся?

-А что вы знаете о дельфинах?

- Чем питается дельфин? В солёной или в пресной воде обитают дельфины?

-Дельфин – это очень доброе, дружелюбное животное.

Это не рыбы, а млекопитающие. Но они могут находиться под водой очень долго. Чтобы вдохнуть, дельфины поднимаются на поверхность. Они дышат через специальное отверстие на голове. Дельфины плавают, двигая вверх-вниз своим плоским хвостом.

Показ презентации, рассказ о дельфинах

Слушают собирают пазл в группе, слушают рассказ учителя.

 

7

обобщение и систематизация коррекция

10 минут

-Ну, что ж, а теперь мы нарисуем ему друзей. Как вы, думаете, чем можно нарисовать? Но прежде рассмотрим его внимательно.

Показывает способ изображения дельфина:

-сначала рисуют туловище;

-затем дорисовывают плавники и хвост.

Учитель делает набросок дельфина на доске мелом.

Организует  самостоятельную работу , оказывает помощь при необходимости.

Работают индивидуально

 

8

подведение итогов учебного занятия

3 минуты

 -Итак, ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на уроке?

-Могут  ли растения, животные, человек обходиться без воды? Почему?

-Назовите животных, обитателей солёных вод.

 -Назовите животных, обитателей пресных вод.

-Какими свойствами обладает вода?

-Что вы запомнили о дельфинах?

-Давайте покажем нашим гостям наброски рисунков дельфина, который вы выполнили.

-Как в жизни вы сможете применить полученные знания о воде? Как мы можем помочь в сохранении чистоты пресной воды?

- Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!

Организует проверку понимания изученного материала

Отвечают на вопросы учителя.

 

Выставка работ.

Показ набросков

9

рефлексия

1 минута

 -Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

Приём «Дерево»

Обеспечивает положительную реакцию детей на работы одноклассников

Осуществляют самооценку

 

10

домашнее задание

1 минута

 Прочитать текст учебника на с.56-59. Работа в тетради на с. 29 №1, № 3 или подготовить рассказ на тему «Как сохранить воду чистой?»

Комментирует  домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

Общее время

40 минут


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания для 1 группы.

  1. Вспомните, где в природе встречается вода?
  2. Какое значение она имеет для растений, животных, человека?
  3. Прочитайте текст и заполните таблицу:

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Запишите, где в природе встречается вода?

2.Какое значение имеет вода для растений?

3. Какое значение имеет вода для животных?

4.Какое значение имеет вода для человека?

Вода и жизнь

           Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах  - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода, растворёнными в ней различными веществами. В телах животных обычно составляет больше половины их массы. Много воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

            Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).

             Для многих организмов вода – природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а другие – в пресной.    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания для 2 группы.

  1. Рассмотрите фотографии животных, определите, какие из них обитают в воде.
  2. Прочитайте текст, на доске составьте схемы «Животные – обитатели солёных вод» и «Животные – обитатели пресных вод».

Животные – обитатели пресных вод

Пресноводные водоёмы распространены на всех континентах земли, в самых различных климатических зонах. Водоёмы бывают стоячими (озёра, пруды, заводи и болота) и проточными (реки и ручьи). В пресных водоёмах обитают:

           1.Щука. Самая известная и популярная рыба-хищник. Уже с двухмесячного возраста щурята поедают молодых окуньков и плотву. Зрелая рыба с удовольствием питается головастиками, лягушками, крупной рыбой и даже небольшими птицами. Щука имеет торпедовидное вытянутое тело со смещёнными к хвосту плавниками, большую удлинённую голову, широкую пасть со сплющенным рылом, выдающуюся вперёд нижнюю челюсть. Окраска щуки служит ей маскировкой. Основной цвет — серо-зелёный, но по всему телу разбросаны желтоватые или бурые пятна. Вес щуки может достигать 16 кг.

         2. Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1—1,3 м, высота в плече — до 35,5 см, а масса — до 30—32 кг. Половой диморфизм выражен слабо, самки крупнее. Тело у бобра приземистое, с укороченными пятипалыми конечностями; задние значительно сильнее передних. Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Когти на лапах сильные, уплощённые. Коготь второго пальца задних конечностей раздвоен — им бобр расчёсывает мех. Хвост веслообразный, сильно уплощённый сверху вниз; его длина — до 30 см, ширина — 10—13 см.

         3. Жук плавунец заполучил в подарок от природы удлиненное обтекаемое тельце, что помогает ему хорошо перемещаться в воде. В среднем экземпляры вырастают до 45-50 мм. Расцветка особей чаще всего орехово-бурая или черная.

          Туловище жука представляет собой неподвижную структуру из трех элементов: головки, грудки и брюшка. Передние конечности, которых две пары, помогают задерживаться жуку под водой. Он хватается за растения крючками-зацепками, которыми «оборудованы» эти лапки.

         Задние конечности приспособлены для плавания и покрыты волосками, а по своей конструкции похожи на небольшие весла. Даже сам стиль плавания похож на то, как веслами гребет лодочник, две задние конечности двигаются одновременно.

          4.В пресных водоёмах также обитают: утка, речной рак, лягушка прудовая, прудовик.

Животные – обитатели солёных вод

    Толщу воды освоили рыбы, акулы, дельфины, киты и др. Самым крупным животным океана является синий кит, длина его 25 метров. Донный образ жизни ведут морские звёзды, ежи, лилии. Все они являются иглокожими животными. Такое приспособление необходимо для защиты от опасных хищников.

    В солёных водах обитают: медузы, морской окунь, рапана.

_____________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задания для 3 группы.

Выполните опыты и сделайте выводы о свойствах воды.

  1. Налейте в стакан воду. Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? Ответ подчеркните - да, нет. О каком свойстве воды это говорит?

Ответ: Вода ______________________________

  1. Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? Ответ: имеет, не имеет.

  1. Определите, имеет ли чистая вода запах? Ответ: да, нет.
  2. Добавьте в стакан с водой сахар, перемешайте. Что вы увидели? Ответ:_________________________________________
  3. Запишите свойства воды:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.

Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

презентация урока окружающего мира в 1 классе на тему: "Вода. Свойства воды"

Данная презентация знакомит учащихся со свойствами воды, тремя состояниями воды, а также с разнобразным проявлением воды в природе. В презентации много материала, активизирующего мыслительную деятельн...