Конспект урока окружающего мира
план-конспект по окружающему миру
3 класс
Тема: "Игрушечных дел мастера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.66 КБ |
gruppy.docx | 22.03 КБ |
delenie_na_gruppy.docx | 13.59 КБ |
igrushki1.pdf | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, УМК | окружающий мир, «Начальная школа 21 века» | |
Класс | 3 «а» | |
Тема | Игрушечных дел мастера | |
Цель | отличают русские народные игрушки по внешнему виду | |
Задачи урока | Планируемые результаты | |
Дидактические - Давать характеристику русским народным игрушкам - Рассказывать об особенностях быта людей | Предметные: Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек Пр2: рассказывает о быте людей на Руси исходя из сюжетов народных игрушек | |
Развивающие - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью - Извлекать информацию, представленную в разных формах - Предъявлять результаты работы - Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций - Участвовать в работе группы - Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе | Метапредметные: Регулятивные УУД: Р1: ставит познавательные цели на урок Р2: доказывает достижение поставленных целей Познавательные УУД: П1: извлекает информацию из текста учебника и раздаточного материала, из иллюстраций П2: представляет результат группового изучения определенной русской игрушки Коммуникативные УУД: К1: формулирует свои мысли в устной речи К2: распределяет роли, договаривается, учитывая конечную цель при работе в группе К3: помогает и контролирует товарищей при групповой работе | |
Воспитательные - Иметь представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира | Личностные: Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира | |
Тип урока | ОНЗ | |
Методы, приемы обучения | Словестные (объяснение, беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) Практический (практическое задание) Приёмы: просмотри видео, групповая работа, презентация, «смайлики». | |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, групповая. | |
Оборудование | Раздаточный материал, проектор, колонки, учебники. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный этап | - Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших столах. Хорошее настроение при вас? - Отлично, тогда приступим к работе. | - Да. | К1: формулирует свои мысли в устной речи |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний | - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать куда, посмотрите видео-ролик. - Куда отправимся? - Что такое ярмарка? - Кто был самым внимательным и увидел или услышал, что продавали на ярмарке? - Что рассматривала девочка? - Как вы думаете, о каком ремесле мы сегодня поговорим? - Верно, тема урока: Игрушечных дел мастера (слайд). - Какие цели вы перед собой поставите в рамках изучения данной темы? | (смотрят) - На ярмарку. - Место, где на Руси продавали и покупали товары. - Семечки, блинчики, квас, игрушки, грибы, платки и т.д. - Куклы. - Об изготовлении игрушек, кукол. - Узнать какие игрушки изготавливали, продавали, рассмотреть их и т.п. | Р1: ставит познавательные цели на урок К1: формулирует свои мысли в устной речи |
Первичное усвоение новых знаний | - Мы не просто посетим ярмарку сегодня, но и поучаствуем в ней. Но прежде, давайте изучим историю русской игрушки. (рассказ информации из учебника со стр. 109-110+слайды) - Сейчас мы с вами разделимся на 5 групп. Каждая группа получит информацию о какой-то русской народной игрушке, изучит ее. Затем вам по очереди нужно будет прорекламировать свою игрушку на ярмарке. Необходимо будет сказать: где изготавливается ваша игрушка, из чего и как она выглядит. Задайте вопросы. (раздает карточки) - Объединитесь в группы. Распределите материал. - Во время представления игрушки на слайде она будет показана. У вас есть 7 минут, чтобы подготовиться к ярмарке. Можете приступать. физ-минутка | (слушают) (задают вопросы) (объединяются) (изучают информацию) | Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек П1: извлекает информацию из текста учебника и раздаточного материала, из иллюстраций К1: формулирует свои мысли в устной речи К2: распределяет роли, договаривается, учитывая конечную цель при работе в группе К3: помогает и контролирует товарищей при групповой работе |
Первичная проверка понимания | - Начнём ярмарку. Расскажите о своих игрушках (слайды, видео). - Спасибо. Садитесь. | (рассказывают) | Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек Пр2: рассказывает о быте людей на Руси исходя из сюжетов народных игрушек П2: представляет результат группового изучения определенной русской игрушки К1: формулирует свои мысли в устной речи К3: помогает и контролирует товарищей при групповой работе |
Первичное закрепление | - Давайте проверим, насколько хорошо вы теперь разбираетесь в русских народных игрушках. Попробуем определить игрушку по внешнему виду (слайды). | (называют) | Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира К1: формулирует свои мысли в устной речи |
Информация о домашнем задании (инструктаж по его выполнению) | - Рассмотрите еще раз все игрушки на стр.111. Определите, каким цветами они раскраивались, чем украшались, из чего изготавливались. | (записывают) | Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек |
Рефлексия. Подведение итогов урока | - Какую тему мы сегодня изучили? - Путешествие куда совершили? - Что продавали? - Какие русские народные игрушки изучили? Перечислите. - Достигли целей? - У каждого на столе лежит карточка с матрёшкой. Дорисуйте улыбку в соответствии с удовлетворенностью уроком. Покажите. - Спасибо, молодцы! | - Игрушечных дел мастера. - На русскую ярмарку. - Игрушки. - Богородская, Федосеевская и т.д. - Да. (рисуют, показывают) | Р2: доказывает достижение поставленных целей К1: формулирует свои мысли в устной речи |
Предварительный просмотр:
Богородская игрушка (стр.11 рисунок №1) |
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие деталей и резных форм. Благодаря этому игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им. Богородская игрушка получила свое название от села Богородское, в котором проживали мастера, делающие их. Село располагалось близ Сергиева Посада. Богородские деревянные игрушки вывозили даже за границу. Богородские деревянные игрушки были двух видов: скульптурная и подвижная. Скульптурные отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети могли видеть мишку, лису и прочих животных. Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась. Подвижные игрушки: курочки, клюющие зерна; пляшущий мужичок; кузнецы. Вначале игрушки изображали быт простого народа, позже, темы сказок. Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, лесорубы рубили дрова, барышни изображались с цветками в руке. + видео |
Федосеевская игрушка (стр.11 рисунок №2) |
В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной. За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка). Игрушки делали с помощью ножа и топора. Деревянные щепочки, дощечки да чурочки сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками. Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана парохода. Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы. Самые излюбленные игрушки - это кони, их делалось больше всего. Также изготавливали кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики. Очень интересны пароходы, они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы. Трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. |
Игрушки Сергиева Посада (стр.11 рисунок №3) |
стр. 110 текст «Жил на свете человек» Одна из игрушек - Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Более дорогие имели прочные, дорогие костюмы. Самых дорогих искусные мастерицы одевали в кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название – пеленашка, матрёшки. Изготавливали куклы из глины, дерева. |
Дымковская игрушка (стр.11 рисунок №4) |
стр. 110 последний абзац Целые семьи были вовлечены в процесс изготовления игрушки: одни добывали глину и делали смеси из мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали. Традиционные образы дымковских игрушек. Индюк — красочный, словно павлин, с бородкой. Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах. Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко». Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве. Каждый цвет имеет значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо. Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. |
Каргопольская игрушка (стр.11 рисунок №5) |
Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на ярмарки. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий. В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы. Но было место и праздничной тематике: танцующие пары, веселящиеся музыканты с гармошками. Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Фигурка обычной женщины была символом Земли, кормилицей-матушкой. Медведь считался хозяином леса. |
Филимоновская игрушка (стр.11 рисунок №6) |
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. Большинство изделий - “свистульки”. Изображают животных, людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки. Игрушки никогда не славились наличием мелких деталей. Животные имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы. Медведь считался символом могущества, женщина - символ великой “Природы” и Матерь-кормилица. |
Предварительный просмотр:
Богородская игрушка | Богородская игрушка | Богородская игрушка |
Федосеевская игрушка | Федосеевская игрушка | Федосеевская игрушка |
Игрушки Сергиева Посада | Игрушки Сергиева Посада | Игрушки Сергиева Посада |
Дымковская игрушка | Дымковская игрушка | Дымковская игрушка |
Каргопольская, Филимоновская игрушки | Каргопольская, Филимоновская игрушки | Каргопольская, Филимоновская игрушки |
Каргопольская, Филимоновская игрушки |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...