Рабочая программа окружающий мир Перспектива 1-4
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Приложение №_
к ООП НОО МАОУ СШ №144
(Приказ №…....…… от ………...)
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир». 1-4 класс
Количество часов: 270 ч. (2 часа в неделю)
Рабочую программу составили:
группа учителей ШМО начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии с Положением о рабочей программе, Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СШ № 144, Программой воспитания МАОУ СШ № 144, на основе авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч.
Учебники: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 1 класс УМК «Перспектива» . Просвещение, 2020 г.,
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 2 класс УМК «Перспектива» . Просвещение, 2020 г.,
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 3 класс УМК «Перспектива» . Просвещение, 2020 г.
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс УМК «Перспектива» . Просвещение, 2020 г.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы. За результат промежуточной аттестации в 1 классах принимается качественная оценка: освоил(а)/не освоил(а)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
-понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
-на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; при- родные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др );
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма)
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
-находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;-готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др ) к тексту выступления
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций
Самоконтроль:
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни
Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
-коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
-ответственно выполнять свою часть работы
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- относиться уважительно к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
- называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- определять стороны горизонта;
- находить на глобусе океаны и материки;
- перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
- перечислять времена года в правильной последовательности;
- измерять температуру;
- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
- называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
- перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
- определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
- различать перелетных и зимующих птиц;
- приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
- соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
- находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения;
- характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- работать с планом местности и его видами, с масштабом;
- ориентироваться относительно сторон света;
- показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
- перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
- перечислять правила ответственного туризма;
- перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
- характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
- характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; показывать на карте водные объекты;
- характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
- характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
- характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
- перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
- различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; характеризовать природные сообщества на примере леса;
- характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
- характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
- определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
- перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
- определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
- перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
- определять значение своего имени;
- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены;
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- оказывать себе и другим людям первую помощь;
- перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
- определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
- толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
- узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: (в разработке)
Содержание учебного предмета
1 класс (66ч)
Мы и наш мир.
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс.
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.
Наш дом и семья.
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село.
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна.
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного
человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир.
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
-сравнивать происходящие в природе изменения,
наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
-приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде Работа с информацией:
-понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
-соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
-воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
- соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
-описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
-сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются
Регулятивные универсальные учебные действия:
-сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использова ния бытовых электроприборов);
-оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
-анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования элек тро- и газовыми приборами
Совместная деятельность:
-соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты
2 класс (68 ч)
Программа включает разделы «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.
Вселенная, время, календарь.
Мы- союз народов России. Мы- жители Вселенной. Наш «космический корабль»-Земля. Глобус-модель Земли. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года . Погода. Календарь-хранитель времени, страж памяти. Праздники для всех. Народный календарь. Экологический календарь.
Осень.
Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома.
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима.
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Профилактика инфекционных заболеваний.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето.
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Безопасность в общении с животными.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны. Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. ПДД при передвижении по улицам города.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
-на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
-различать символы РФ;
-различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
-группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
-различать прошлое, настоящее, будущее
Работа с информацией:
-различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
-читать информацию, представленную в схеме, таблице;
-используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
-соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
—понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
—понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
—понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
-описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
-создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что
«умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др );
-создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
-приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
- описывать современные события от имени их участника
Регулятивные универсальные учебные действия:
-следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
-контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
- оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания
Совместная деятельность:
-строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
-проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
-определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения
3 класс (68 часов)
«Радость познания».
Свет знания. Как изучать окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чём расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Транспорт.
Средства информации и связи.
«Мир как дом» .
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.
«Дом как мир» .
Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. Тепло родного дома. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.
«В поисках Всемирного наследия»
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию.
Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
-проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
-определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
-моделировать цепи питания в природном сообществе;
-различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом)
Работа с информацией:
-понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
-находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
—понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
—понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
—понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
-описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
-на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
-приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного)
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
-устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия
Совместная деятельность:
-участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
-выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения
Содержание учебного предмета 4 класс ( в разработке)
4 класс (68 ч)
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
- устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
-конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
-моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
-соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
-классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
-определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов
Работа с информацией:
- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
-использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
- на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
- характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
- создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
-описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др ;
-составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
-составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
- создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного) Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
-контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
- адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
- находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины
Совместная деятельность:
-выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
-ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
-анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей
Тематическое планирование 1 класс
№ | Темы | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы | Формируемые социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания) |
1. | Мы — союз народов России | 1 | 3,9 | |
2. | Мы — жители Вселенной. | 1 | 6,4 | |
3. | Наш «космический корабль» — Земля -практическая работа с компасом. | 1 | Ур 3 презентация | 6 |
4. | Глобус - модель Земли. Тест № 1 | 1 | Ур 4 презентация | 6 |
5. | Время. Экскурсия № 1.В музей. | 1 | 6 | |
6. | Сутки и неделя | 1 | ||
7. | Месяц и год. | 1 | 6 | |
8. | Времена года. Практическая работа с термометром. | 1 | Ур 8 презентация | 6 |
9. | Погода. Тест № 2 | 1 | Ур 10 презентация | 6 |
10 | Контрольная работа № 1. | 1 | ||
11 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | Ур 12 презентация | 6 |
12 | Праздники для всех. | 1 | Ур 13 презентация | 3,5,6 |
13 | Народный календарь | 1 | Ур 14 презентация | 3,6 |
14 | Экологический календарь. | 1 | Ур 15 презентация | 4 |
15 | Тест №3 по теме "Вселенная. Время. Календарь." Осенние месяцы. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=ALWkd4-qePc | 4,6 |
16 | Осень в неживой природе. | 1 | Ур 17 презентация https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/ | 4,6 |
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=166YCc7ewuA Ур 18 презентация | 3,9 |
18 | Звездное небо осенью Экскурсия № 2. На луг. ТБ №42.ПДД» Улица, дорога и их составляющие». | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=y6_QSljsX5A Ур 19 презентация | 6 |
19 | Трава у нашего дома | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=xD8zVQu5IFA Ур 21 презентация | 4 |
20 | Старинная женская работа. | 1 | Ур 22 презентация | 2 |
21 | Деревья и кустарники осенью. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=VciZ54Za1oU Ур 23 презентация | 4 |
22 | Чудесные цветники осенью. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=UyPMOrj12CE | 4 |
23 | Экскурсия № 3. Наблюдение за изменениями в природе в осеннее время.ТБ №42 ПДД»Где играть?» | 1 | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737 | 3,4 |
24 | Грибы | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=jeZOj8iRaRo Ур 26 презентация | 4,6 |
25 | Шестиногие и восьминогие. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=XFQnHYkzt70 Ур 27 презентация | 4,6 |
26 | Птичьи секреты. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=Zb5-uqgNwjk Ур 28 презентация | 4,6 |
27 | Как разные животные готовятся к зиме. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=3yyMBUCzotE Ур 29 презентация | 4,6 |
28 | Контрольная работа №2. | |||
29 | Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | Ур 30 презентация | 4,6 |
30 | Осенний труд | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=hSv5g6HMyiQ Ур 31 презентация | 2,3 |
31 | Будь здоров! | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=GvH2Ja-YQRU Ур 32 презентация | 8 |
32 | Как помочь сохранить себе здоровье. | 1 | Ур 33 презентация | 8 |
33 | Охрана природы осенью. Тест № 4. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=LZHq6CYyH2U Ур 34 презентация | 4,6 |
34 | Зимние месяцы. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=04fe4e-QTVg&list=PLmKJy6AbeKqWN81OVDoUuuzMC_0fFgMXc&index=2&t=0s&app=desktop https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/157105/ Ур 35 презентация | 4,6 |
35 | Зима — время науки и сказок | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=nWd7y_3TaNs Ур 36 презентация | 4.6 |
36 | Зима в неживой природе. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=w6vX6W7p0h4 Ур 37 презентация | 4,9 |
37 | Звёздное небо зимой. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=Xgr_9vKlMu8 Ур 38 презентация | 4,9 |
38 | Зима в мире растений Экскурсия № 4. Наблюдение за изменениями в природе в зимнее время». ТБ №42.ПДД «Общие правила перехода через дорогу» | 1 | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737 | 4 |
39 | Зимние праздники. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=iLVb-UYQ8rI Ур 41 презентация | 4,9 |
40 | Зимние праздники. | 1 | Ур 42 презентация | 10 |
41 | Растения в домашней аптечке | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=XKp6RhI9f88 Ур 43 презентация | 8 |
42 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | https://www.youtube.com/watch?v=hR6SmMzgKjs Ур 44 презентация | 8 | |
43 | Контрольная работа № 3 | 1 | 4 | |
44 | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=us7y1bb9Slg Ур 45 презентация | 4 |
45 | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=kY_lwkg35fg Ур 46 презентация | 4 |
46 | Зимний труд. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=fc-DLTioJsw Ур 47 презентация | 4,2 |
47 | Если хочешь быть здоров. Тест № 5. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=M1qkeL-ABtc Ур 48 презентация | 4.9 |
48 | Охрана природы зимой. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=XHOEIFlr4nY Ур 50 презентация | 4 |
49 | Весенние месяцы. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/start/157579/ Ур 51 презентация | 4 |
50 | Весна в неживой природе. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=mJUdrDN4o8c Ур 52 презентация | 4 |
51 | Весна - утро года. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=yLcbnykejdc Ур 53 презентация | 4 |
52 | Звёздное небо весной. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=EL8FDjnT0IE Ур 54 презентация | 4.6 |
53 | Экскурсия № 5.Наблюдение за изменениями в природе в весеннее время.ТБ №42 ПДД «Наш друг- светофор». | 1 | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737 | 4,6 |
54 | Весеннее пробуждение растений | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=XKQPgmgy6xg Ур 56 презентация | 4 |
55 | Чудесные цветники весной. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=zO9BDYX8Z9E Ур 57 презентация | 4 |
56 | Весна в мире насекомых. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=Cy4zSFaU4Go Ур 58 презентация | 4 |
57 | Весна в мире птиц и зверей. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=e4HiI0ncjVM Ур 59 презентация | 4,5 |
58 | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=zVoLaX4VFSc Ур 60 презентация | 4 |
59 | Весенний труд. Тест № 6 | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=6bNM4olR-Hg Ур 61 презентация | 4,9 |
60 | Промежуточная аттестация. | 1 | 6 | |
61 | Старинные весенние праздники | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=KyzHm9a0za8 Ур 62 презентация | 4,9 |
62 | Здоровый образ жизни. Игры народов России- школа здоровья | 1 | Ур 63 презентация | 4,8,6 |
63 | Охрана природы весной. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=zuXhlfXoto0 Ур 65 презентация | 4 |
64 | Лето красное | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=eqio7BQ-DtA Ур 66 презентация | 4,9 |
65 | Летние праздники и труд. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=5KZjXAXg12c Ур 67 презентация | 4,9 |
66 | Экскурсия № 6. Наблюдение за изменениями в природе в летнее время.ТБ №42 ПДД «Я- пассажир». | 1 | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737 https://mosobr.tv/release/7950 | 4 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дистанционное обучение | Формируемые социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания |
1 | Мы — союз народов России | 1 | Ур 1 презентация | 3,1 |
2 | Мы — жители Вселенной. | 1 | Ур 2 презентация | 7,10 |
3 | Наш «космический корабль» — Земля -практическая работа с компасом. | 1 | Ур 3 презентация | 3,4 |
4 | Глобус - модель Земли. | 1 | Ур 4 презентация | 4,6 |
5 | Время. Тест № 1. | 1 | 4,6 | |
6 | Экскурсия № 1.В музей. | 1 | 1,6 | |
7 | Сутки и неделя | 1 | Ур 7 презентация | 6 |
8 | Месяц и год. | 1 | Ур 8 презентация | 6 |
9 | Времена года. Практическая работа с термометром. | 1 | Ур 9 презентация | 4,10 |
10 | Погода. Тест № 2 | 1 | Ур 10 презентация | 4 |
11 | Контрольная работа № 1. | 1 | 10 | |
12 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | Ур 12 презентация | 1,10 |
13 | Праздники для всех. | 1 | Ур 13 презентация | 5,9 |
14 | Народный календарь | 1 | Ур 14 презентация | 6,4 |
15 | Экологический календарь. | 1 | Ур 15 презентация | 4,8 |
16 | Тест №3 по теме "Вселенная. Время. Календарь." Осенние месяцы. | 1 | Ур 16 презентация | 10 |
17 | Осень в неживой природе. | 1 | Ур 17 презентация | 4,3 |
18 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | Ур 18 презентация | 1,3,4 |
19 | Звездное небо осенью | 1 | Ур 19 презентация | 6,10 |
20 | Экскурсия № 2. На луг. ТБ №42.ПДД» Улица, дорога и их составляющие». | 1 | Ур 20 презентация | 5 |
21 | Трава у нашего дома | 1 | Ур 21 презентация | 1,10 |
22 | Старинная женская работа. | 1 | Ур 22 презентация | 1,7 |
23 | Деревья и кустарники осенью. | 1 | Ур 23 презентация | 4,8 |
24 | Чудесные цветники осенью. | 1 | Ур 24 презентация | 6,4 |
25 | Экскурсия № 3. Наблюдение за изменениями в природе в осеннее время.ТБ №42 ПДД»Где играть?» | 1 | Ур 25 презентация | 5,9 |
26 | Грибы | 1 | Ур 26 презентация | 6,3 |
27 | Шестиногие и восьминогие. | 1 | Ур 27 презентация | 6,4 |
28 | Птичьи секреты. | 1 | Ур 28 презентация | 6,4 |
29 | Как разные животные готовятся к зиме. Контрольная работа №2. | 1 | Ур 29 презентация | 6,4,10 |
30 | Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | Ур 30 презентация | 6,3 |
31 | Осенний труд | 1 | Ур 31 презентация | 2,4 |
32 | Будь здоров! | 1 | Ур 32 презентация | 8,9,10 |
33 | Как помочь сохранить себе здоровье. | 1 | Ур 33 презентация | 8,10 |
34 | Охрана природы осенью. Тест № 4. | 1 | Ур 34 презентация | 6,10 |
35 | Зимние месяцы. | 1 | Ур 35 презентация | 4,3,6 |
36 | Зима — время науки и сказок | 1 | Ур 36 презентация | 7,1 |
37 | Зима в неживой природе. | 1 | Ур 37 презентация | 6,4 |
38 | Звёздное небо зимой. | 1 | Ур 38 презентация | 6,4 |
39 | Экскурсия № 4. Наблюдение за изменениями в природе в зимнее время». ТБ №42.ПДД «Общие правила перехода через дорогу» | 1 | Ур 39 презентация | 5,9 |
40 | Зима в мире растений | 1 | Ур 40 презентация | 6,4 |
41 | Зимние праздники. | 1 | Ур 41 презентация | 1,7 |
42 | Старинные и современные обряды | 1 | Ур 42 презентация | 1,7,3 |
43 | Растения в домашней аптечке | 1 | Ур 43 презентация | 6,8 |
44 | Зимняя жизнь птиц и зверей. Контрольная работа № 3 | 1 | Ур 44 презентация | 4,6 |
45 | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | Ур 45 презентация | 4,6 |
46 | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | Ур 46 презентация | 4,6 |
47 | Зимний труд. | 1 | Ур 47 презентация | 1,2 |
48 | Если хочешь быть здоров. Тест № 5. | 1 | Ур 48 презентация | 8,10 |
49 | Профилактика инфекционных заболеваний | 1 | Ур 49 презентация | 8 |
50 | Охрана природы зимой. | 1 | Ур 50 презентация | 6,4 |
51 | Весенние месяцы. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/start/157579/ Ур 51 презентация | 6,4 |
52 | Весна в неживой природе. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=mJUdrDN4o8c Ур 52 презентация | 6,4 |
53 | Весна - утро года. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=yLcbnykejdc Ур 53 презентация | 6,4,2 |
54 | Звёздное небо весной. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=EL8FDjnT0IE Ур 54 презентация | 6,4 |
55 | Экскурсия № 5.Наблюдение за изменениями в природе в весеннее время.ТБ №42 ПДД «Наш друг- светофор». | 1 | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/679737 | 5,9 |
56 | Весеннее пробуждение растений | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=XKQPgmgy6xg Ур 56 презентация | 6,4 |
57 | Чудесные цветники весной. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=zO9BDYX8Z9E Ур 57 презентация | 6,4,3 |
58 | Весна в мире насекомых. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=Cy4zSFaU4Go Ур 58 презентация | 6,4,3 |
59 | Весна в мире птиц и зверей. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=e4HiI0ncjVM Ур 59 презентация | 6,4,3 |
60 | Промежуточная аттестация. | 1 | 6 | |
61 | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=zVoLaX4VFSc Ур 60 презентация | 6,7 |
62 | Весенний труд. Тест № 6 | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=6bNM4olR-Hg Ур 61 презентация | 2,1 |
63 | Старинные весенние праздники | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=KyzHm9a0za8 Ур 62 презентация | 1,7 |
64 | Здоровый образ жизни. | 1 | Ур 63 презентация | 1,8 |
65 | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=19oLpr9p_QE Ур 64 презентация | 3,4,8 |
66 | Охрана природы весной. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=zuXhlfXoto0 Ур 65 презентация | 4,7 |
67 | Лето красное | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=eqio7BQ-DtA Ур 66 презентация | 4,6 |
68 | Летние праздники и труд. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=5KZjXAXg12c Ур 67 презентация | 1,2,6 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Темы | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы | Формируемые социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания) |
1. | Свет знания. | 1 | учебник: стр.6-9 | 6 |
2. | Как изучают окружающий мир. | 1 | учебник: стр. 10-13 | 6,4 |
3. | Книга – источник знаний. | 1 | учебник: стр.14-17 | 6 |
4. | Отправимся на экскурсию. | 1 | учебник: стр. 18-21 | 3,4 |
5. | О чём рассказывает план? | 1 | учебник: стр.22-25 | 4,6 |
6. | Планета на листе бумаги. | 1 | учебник: стр.26-29 | 1,2 |
7. | Страны и народы на политической карте мира. | 1 | учебник: стр.30-33 | 8,10 |
8. | Путешествуя, познаём мир. | 1 | учебник: стр.34-37 | 8 |
9. | Транспорт. | 1 | учебник: стр.38-41 | 6,4 |
10. | Средства информации и связи. | 1 | учебник: стр.42-45 | 6,4 |
11. | Праздник «Книга – источник знаний». | 1 | учебник: стр.46 | 6,4 |
12 | Мир природы в народном творчестве | 1 | учебник: стр.48-51 | 6,4,2 |
1 3 | Из чего состоит всё. | 1 | учебник: стр.52-55 | 6,4 |
14 | Мир небесных тел. | 1 | учебник: стр.56-59 | 5,9 |
15 | Невидимое сокровище | 1 | учебник: стр.60-63 | 6,4 |
16 | Контрольная работа №1 | 1 | 6,4,3 | |
17 | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | 1 | Проект | 6,4,3 |
18 | Самое главное вещество. | 1 | учебник: стр.64-65 | 6,4,3 |
19 | Свойства воды, круговорот воды в природе. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3826/start/224252/ учебник: стр.66-67 | 6,7 |
20 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | учебник: стр.68-71 | 2,1 |
21 | Кладовые земли. | 1 | учебник: стр.72-75 | 1,7 |
22 | Чудо под ногами. | 1 | учебник: стр.76-79 | 1,8 |
23 | Как уберечь землю – нашу кормилицу. | 1 | Проект | 3,4,8 |
24 | Мир растений. | 1 | учебник: стр.80-83 | 4,7 |
25 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 | учебник: стр.8487 | 4,6 |
26 | Мир животных. | 1 | учебник: стр.88-91 | 1,2,6 |
27 | Образы животных в народном творчестве. | 1 | учебник: стр.92-95 | 5,9 |
28 | Невидимые нити в живой природе. | 1 | учебник: стр.96-99 | 4,6 |
29 | Лес – волшебный дворец. | 1 | учебник: стр.100-105 | 1,2 |
30 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | учебник: стр.106-111 | 8,10 |
31 | Контрольная работа №2. | 1 | 8 | |
32 | Водоём – дом из воды. | 1 | учебник: стр.112-117 | 6,4 |
33 | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | 1 | Проект | 6,4 |
34 | Как сохранить богатства природы. | 1 | учебник: стр. 118-121 | 6,4 |
35 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 | учебник: стр.122-125 | 6,4,2 |
36 | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | учебник: стр.4-7 | 6,4 |
37 | Свой дом – свой простор. | 1 | учебник: стр.8-11 | 5,9 |
38 | Тепло родного дома. | 1 | 6,4 | |
39 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | учебник: стр. 12-15 | 6,4,3 |
40 | Побываем в гостях. | 1 | учебник: стр.16-21 | 6,4,3 |
41 | На свет появился – с людьми породнился. | 1 | учебник: стр.22-27 | 6,4,3 |
42 | Родословное древо. | 1 | учебник: стр.28-31 | 6,7 |
43 | Родословное древо моей семьи. | 1 | проект | 2,1 |
44 | Муж и жена – одна душа. | 1 | учебник: стр.32-35 | 1,7 |
45 | Святость отцовства и материнства. | 1 | учебник: стр.36-39 | 1,8 |
46 | Моё имя – моя честь. | 1 | проект | 3,4,8 |
47 | Добрые дети – дому венец. | 1 | учебник: стр. 40-43 | 4,7 |
48 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | учебник: стр. 44-47 | 4,6 |
49 | Строение тела человека. | 1 | учебник: стр.48-51 | 1,2,6 |
50 | Как работает наш организм. | 1 | учебник: стр.52-55 | 5,9 |
51 | Что такое гигиена. | 1 | учебник: стр.56-59 | 4,6 |
52 | Наши органы чувств. | 1 | учебник: стр.60-63 | 1,2 |
53 | Контрольная работа № 3. | 1 | 8,10 | |
54 | Школа первой помощи. | 1 | учебник: стр.64-67 | 8 |
55 | Здоровью цены нет. | 1 | учебник: стр.68-71 | 6,4 |
56 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | учебник: стр.72-75 | 6,4 |
57 | Семейный бюджет. | 1 | учебник: стр.76-79 | 6,4 |
58 | Мудрость старости. | 1 | учебник: стр.80-83 | 6,4,2 |
59 | Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 | учебник: стр.84-87 | 6,4 |
60 | Промежуточная аттестация. | 1 | 6 | |
61 | Мой уголок для игры в родном доме | 1 | учебник: стр.88 | 5,9 |
62 | Всемирное наследие. | 1 | учебник: стр.90-93 | 6,4 |
63 | Московский Кремль. | 1 | учебник: стр.94-99 | 6,4,3 |
64 | Озеро Байкал. | 1 | учебник: стр.100-103 | 6,4,3 |
65 | Путешествие в Египет. | 1 | учебник: стр.104-107 | 6,4,3 |
66 | Путешествие в Грецию. | 1 | учебник: стр.108-111 | 6,7 |
67 | Путешествие в Иерусалим. | 1 | учебник: стр.112-115 | 2,1 |
68 | Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища. | 1 | учебник: стр.116-124 | 1,7 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Темы | К-во час. | Электронные образовательные ресурсы | Формируемые социально значимые и ценностные отношения * ( с учётом РП воспитания) | |
Мы граждане единого Отечества (12 ч.) | |||||
1 | Общество-это мы. | 1 | Учебник 1 часть стр 6-9 | ||
2 | Российский народ. | 1 | Учебник стр 10-13 | ||
3 | Конституция России. Тест 1. | 1 | Учебник стр 14-17 | ||
4 | Права ребенка. | 1 | Учебник стр 18-21 | ||
5 | Государственное устройство России. Тест 2. | 1 | Учебник стр 22-25 | ||
6 | Российский союз равных. Проект «Путешествие в …» | 1 | Учебник стр 26-31 | ||
7 | Государственная граница России. | 1 | Учебник стр 32-35 | ||
8 | Путешествие за границу России. | 1 | Учебник стр 36-39 | ||
9 | Сокровища России и их хранители. Тест 3. | 1 | Учебник стр 40-45 | ||
10 | Творческий союз. | 1 | Учебник стр 46-49 | ||
11 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Учебник стр 50 | ||
12 | Контрольная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | |||
По родным просторам (21 ч.) | |||||
13 | Карта – наш экскурсовод. | 1 | Учебник стр 52-55 | ||
14 | По равнинам и горам. | 1 | Учебник стр 56-59 | ||
15 | В поисках подземных кладовых. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых» | 1 | Учебник стр 60-63 | ||
16 | Наши реки. | 1 | Учебник стр 64-67 | ||
17 | Озера – краса Земли. | 1 | Учебник стр 68-71 | ||
18 | По морским просторам. Тест 4. | 1 | Учебник стр 72-75 | ||
19 | С севера на юг. | 1 | Учебник стр 76-79 | ||
20 | В ледяной пустыне. Тест 5. | 1 | Учебник стр 80-83 | ||
21 | В холодной тундре. | 1 | Учебник стр 84-87 | ||
22 | Среди лесов. | 1 | Учебник стр 88-91 | ||
23 | В широкой степи. Тест 6. | 1 | Учебник стр 92-95 | ||
24 | В жаркой пустыне. | 1 | Учебник стр 96-99 | ||
25 | У теплого моря. | 1 | Учебник стр 100-103 | ||
26 | Мы – дети родной земли. | 1 | Учебник стр 104-107 | ||
27 | В содружестве с природой. | 1 | Учебник стр 108-111 | ||
28 | Как сберечь природу России. Тест 7. | 1 | Учебник стр 112-115 | ||
29 | По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона» | 1 | Учебник стр 116-119 | ||
30 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | Учебник стр 120-125 | ||
31 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Учебник стр 126 | ||
32 | Контрольная работа по теме «По родным просторам» | 1 | |||
33 | Странички умного совенка | 1 | Составление папки «Заповедники и национальные парки России» | ||
Путешествие по реке времени (26 ч.) | |||||
34 | В путь по реке времени. | 1 | Учебник 2 часть Стр 4-7 | ||
35 | Путешествуем с археологами. | 1 | Учебник стр 8-11 | ||
36 | По страницам летописи. | 1 | Учебник стр 12-15 | ||
37 | Истоки Древней Руси. | 1 | Учебник стр 16-19 | ||
38 | Мудрый выбор. | 1 | Учебник стр 20-23 | ||
39 | Владимиро-Суздальская Русь. | 1 | Учебник стр 24-27 | ||
40 | Москва – преемница Владимира. Тест 8. | 1 | Учебник стр 28-31 | ||
41 | Начало Московского царства. | 1 | Учебник стр 32-35 | ||
42 | Подвижники Руси и землепроходцы. Тест 9. | 1 | Учебник стр 36-39 | ||
43 | На пути к единству. | 1 | Учебник стр 40-43 | ||
44 | Начало Российской империи. | 1 | Учебник стр 44-47 | ||
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Тест 10. | 1 | Учебник стр 48-51 | ||
46 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Учебник стр 52-55 | ||
47 | Великий путь. Проект «Моя семья в истории России» | 1 | Учебник стр 56-59 | ||
48 | Золотой век театра и музыки. | 1 | Учебник стр 60-63 | ||
49 | Рассвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Учебник стр 64-67 | ||
50 | В поисках справедливости. | 1 | Учебник стр 68-71 | ||
51 | Век бед и побед. Тест 11. | 1 | Учебник стр 72-75 | ||
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | Учебник стр 76-81 | ||
53 | Трудовой фронт России. | 1 | Учебник стр 82-85 | ||
54 | «Нет в России семьи такой…» Проект «Моя семья в истории России» | 1 | Учебник стр 86-91 | ||
55 | После великой войны. | 1 | Учебник стр 92-95 | ||
56 | Достижения1950 – 1970 гг. | 1 | Учебник стр 96-99 | ||
57 | Контрольная работа по теме «Путешествие по реке времени». | 1 | |||
58 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Учебник стр 100 | ||
59 | Странички умного совенка | 1 | Составление папки «Мой прадедушка-ветеран ВОВ» | ||
Мы строим будущее России (9 ч.) | |||||
60 | Промежуточная аттестация. | 1 | 6 | ||
61 | Современная Россия. Тест 12. | 1 | Учебник стр 102-107 | ||
62 | Здоровье России. | 1 | Учебник стр 108-111 | ||
63 | Умная сила России. | 1 | Учебник стр 112-115 | ||
64 | Светлая душа России. | 1 | Учебник стр 116-119 | ||
65 | Начни с себя. Проект «Я строю будущее России» | 1 | Учебник стр 120-123 | ||
66 | Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России». | 1 | |||
67 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Учебник стр 124 | ||
68 | Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг». | 1 |
* В таблице указывается только номер.
Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа "Окружающий мир-3 класс" УМК "Перспектива"
Материал поможет организовать учебный процесс на уроках окружающего мира....
Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс.(Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту "ПЕРСПЕКТИВА")
1. Титульный лист.2. Пояснительная записска.3. Содержание учебного предмета.4. Учебно-тематическое планирование.5.Материально-технические и информационно-технические ресурсы.6.Организация текущего и п...
рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир
Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД....
Рабочая программа окружающий мир. 4 класс. УМК "Перспектива"
Рабочая программа.Окружающий мир.4 класс.Плешаков.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа: "Окружающий мир" Перспектива
Программа для 3 класса по УМК "Перспектива"....
Рабочая программа. Окружающий мир. "Перспектива"
Рабочая программа. Окружающий мир. "Перспектива"...