Рабочая программа. Окружающий мир. "Перспектива"
рабочая программа (2 класс)

Курнявко Ирина Викторовна

Рабочая программа. Окружающий мир. "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                     ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.,
  • «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования, на 2019-2020 г» (18.12.2018, № 345);
  •   нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями от 25.11.2015 постановление № 81 (размещено на официальном сайте Роспотребндзора) и от 25.12.2013 постановление № 72 (размещено на официальном сайте Роспотребнадзора), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
  •   Примерной программы по окружающему миру(авторы А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая),  издательство «Просвещение», 2018 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
  • Локальных актов образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Общая характеристика учебного предмета.

         В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить

социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  •  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

  • Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
  •  уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  •  понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  •  психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  •  природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  •  мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  •  искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  •  семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  •  труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  •  здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих:
  • здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  •  нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

   

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе, на который выделяется 270 ч.

1 класс —66 ч. (2  часа в неделю, 33 учебные недели)

      2 класс 68 ч. (2 часа в неделю, 34 учебные недели), из них 17 часов отводится на работу над   проектом «Мы помним, мы гордимся!».

3 класс – 68 ч  (2 часа в неделю, 34 учебные недели)

4 класс-  68ч .(2 часа в неделю, 34 учебные недели)

             

Описание ценностных  ориентиров содержания учебного предмета.

  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  4. Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  5. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  6. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  7. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  8. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  9. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса

Содержание курса  окружающий мир  обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты.

     1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ  и  историю  России,  осознанно  своей  этнической  и  национальной  принадлежности;  ценности  многонационального  российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

     2.  Формирование   целостного,  социально   ориентированного     взгляда  на  мир   в  его  органичном   единстве   и  разнообразии природы, народов, культур и религий.

     3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

     4.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

     5.Принятие и освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности  и  формирование  личностного смысла учения.

     6. Развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности  за  свои  поступки,  в  том  числе  в  информационной  деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

     7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

     8 Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально-нравственной   отзывчивости,   понимания   и  сопереживания чувствам других людей.

     9. Развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных    ситуациях,  умения  не  создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

     10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе  на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        11.Знакомство с правилами безопасного поведения в общественных местах, на улицах, дорогах города,    в загородной зоне и на железной дороге, в железнодорожном транспорте.

Метапредметные результаты.

 1.  Овладение  способностью  принимать  и  сохранять  цели  и  задачи  учебной  деятельности,  поиска  средств  еѐ  осуществления.

 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

 3.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 4.  Использование  знаково-символических  средств  представления     информации  для  создания  моделей  изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

 5.  Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,  осознанного  построения  речевого  высказывания  в  соответствии  с  задачами  коммуникации  и        составления  текстов  в  устной и письменной формах.

7.  Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным  понятиям.

 8.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности  (природных,   социальных,   культурных,   технических   и  др.)   в   соответствии   с   содержанием  конкретного   учебного  предмета.

 9.  Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими   существенные   связи   и  отношения между объектами и процессами.

 10.      Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с  учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты.

 1.  Понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание   чувства   гордости   за   национальные  свершения, открытия, победы.

  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны,  её современной жизни.

  3.  Осознание  целостности  окружающего  мира,  освоение  основ        экологической  грамотности,  элементарных  правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье -сберегаюшего поведения в природной  и социальной среде.

  4.  Освоение  доступных  способов  изучения  природы  и  общества  (наблюдение,  запись,  измерение,  опыт,  сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом  информационном пространстве).

  5.  Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

                                       

Содержание учебного предмета

                                         

2 класс

 Основные содержательные линии Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые деть- ми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь 

 Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень 

 Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета. Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе. Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре. 26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах. Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды. Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю. Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры. Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени. Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных). Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы. Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

 Весна и лето 

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к ран- нецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях. Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека». Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков эко- логически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

 Проект «Мы помним, мы гордимся!»

  В рамках реализации проекта происходит включение учащихся и родителей в активные формы работы при проведении исследовательской деятельности по изучению подвига народа в Отечественной войне; посещение музеев, библиотек, тематических выставок; исследовательская работа по изучению семейных архивов, создание презентаций на основе исторического материала, участие в создании школьного  «Альбома памяти», знакомство с памятниками воинам-защитникам Родины, городами-героями.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина  России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и  общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных  народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека  и природы в течение года;  
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России,  выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и  единства жизни человека и природы в течение года;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»,  к школе;
  • представление о  социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям,  животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и  родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года; Искусство  (живопись,  архитектура,  литература,  музыка  и  др.)  как  часть  культуры,  отражение  духовного  мира  человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

 

Метапредметные результаты.

     

            Регулятивные. Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные. Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  •   находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные. Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся научатся:

  • называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • определять стороны горизонта;
  • находить на глобусе океаны и материки;
  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • перечислять времена года в правильной последовательности;
  • измерять температуру;
  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
  • узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
  • различать перелетных и зимующих птиц; o приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
  • находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. 

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

 Учебники:

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник: 1 класс.  В 2 частях «Просвещение», Москва, 2019.г. 

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник: 2 класс.  В 2 частях «Просвещение», Москва, 2019.г. 

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник: 3 класс.  В 2 частях «Просвещение», Москва, 2019.г. 

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник: 4  класс.  В 2 частях «Просвещение», Москва, 2019.г.

Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

 Технические средства обучения:

Интерактивная доска

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Документ-камера

Принтер

Микроскоп 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа "Окружающий мир-3 класс" УМК "Перспектива"

Материал поможет организовать учебный процесс на уроках окружающего мира....

Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс.(Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту "ПЕРСПЕКТИВА")

1. Титульный лист.2. Пояснительная записска.3. Содержание учебного предмета.4. Учебно-тематическое планирование.5.Материально-технические и информационно-технические ресурсы.6.Организация текущего и п...

рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир

Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование с УУД....

Рабочая программа окружающий мир. 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа.Окружающий мир.4 класс.Плешаков.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа: "Окружающий мир" Перспектива

Программа для 3 класса по УМК "Перспектива"....