РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История родного края»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Программа «История родного края» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определенная стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_rodnogo_kraya.docx | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление народного образования администрации города
Мичуринска Тамбовской области
МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 7 от «08» мая 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия» ________________Кукушкина С.К. Приказ № 62 от «08» мая 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «История родного края»
(внеурочная деятельность)
2 класс
Мичуринск 2023
Пояснительная записка
Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «история родного края» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.
Программа «История родного края» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определенная стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Программа «История родного края» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Принципы построения программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «История родного края» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
- воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
- вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
- создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- оисковой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «История родного края» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «История родного края» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Учащийся:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Учащийся получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Томской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Томской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику родного края;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Учащийся получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «История родного края» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Обучающиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Тамбовской области.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
- научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
- приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
- будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Содержание программы «История родного края»
Программа обучения в 2 классе предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, населенном пункте, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях о богатстве растительного и животного мира.
Содержание программы «История родного края»
- класс
1. Введение (1ч)
Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в России (4ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.
Тема: Символика РФ.
Практические работы. 1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
3. Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте Тамбовской области.
Тема: Символика области.
Тема: История нашего края. Тамбовская земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы Тамбовской области. Реки, озера области. Растительный и животный мир водоемов.
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия области. Дать первичные сведения об экономике края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу.
Практические работы.
1. Тамбов на карте России, обучение умению находить и оказывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки озера, обозначить их на контурной карте.
2. Обучение работы с картой Тамбовской области: Города и села Тамбовской области, обозначить их на контурной карте.
3. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
4. Рассматривание образцов полезных ископаемых.
5. Обучение умению находить и показывать на физической карте Тамбовской области месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии:
1. Природа вокруг нас.
2. Краеведческий музей.
3. Ботанический сад.
4. На водоем.
5. В поле, сад, на ферму.
3. Город, в котором я живу (8ч)
Тема: История родного города. Мичуринск на карте России и Тамбовской области.
Тема: Символика города.
Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.
Тема: Улицы города. Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.
Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
1. На предприятия, где работают родители.
2. По улицам и районам города.
Тема: Итоговое занятие
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Введение Что мы будем изучать | 1 | ||
Раздел 1. Мы живем в России | 4 | ||
| 1 | ||
1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/ | 2 | ||
1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины. | 1 | ||
Раздел2. Край в котором мы живем | 20 | ||
2.1 Географическое положение Тамбовской обл. Наш край на карте России. Города и села Тамбовской области. | 2 | ||
2.2 Символика области | 2 | ||
Тамбовская земля в древности. История создания и исследования Экскурсия в краеведческие музей. | 2 | ||
Сезонные изменения в природе | 2 | ||
2.5 Растительность нашего края Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Охрана растений. | 2 | ||
Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира | 3 | ||
Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов. | 1 | ||
Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. | 2 | ||
2.9 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. | 1 | ||
2.10 С/х нашего края Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х | 1 | ||
2.11 Экология области Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. | 1 | ||
Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу | 1 | ||
Раздел3. Город в котором я живу | 8 | ||
Мичуринск на карте России. | 1 | ||
3.2 Символика города | 2 | ||
Район в котором я живу. | 2 | ||
Улицы по которым я хожу. Транспорт города. | 2 | ||
Заводы и фабрики города. Где работают родители. | 1 | ||
Итоговое занятие «Мой Мичуринск» | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)
Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1. Сухаревс...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...