Страна городов
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Гусейнова Наталья Алексеевна

Окружающи мир. 4 класс. Конспект урока - путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_gorodov.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

        

Гусейнова Наталья Алексеевна.,

учитель начальных классов

ГБОУ школа №477

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России» А.А.  Плешакова

Класс: 4 В

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

«Страна городов»  

Цели:

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Педагогические технологии:

Формы работы:

Методы обучения:

Сформировать у учащихся представление о городах 10 – 11 веков Киеве и Новгороде.

Образовательные

  • сформировать представление о городах Киеве и Новгороде; сформировать умение работать по карте

Развивающие

  • развивать кругозор, речь, творческое мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории;
  • воспитывать взаимоуважение.

Предметные:

  • иметь представление, о том, как появились города.
  • Иметь представление о сооружениях, которые были воздвигнуты в Киеве и Новгороде.

Метапредметные УУД:

  • познавательные - самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы с помощью текстов учебника; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника
  • регулятивные –определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
  • коммуникативные – формулировать собственное мнение, задавать         вопросы, работать в парах.
  • личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс часть 2, рабочая тетрадь 4 класс часть 2, презентация PowerPoint, маршрутные листы

 проблемное обучение, технология критического мышления.

индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Оборудование

электронная презентация (набор иллюстраций, опорные схемы, кроссворд)

учебник

тетрадь

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

 Проверка изученного материала

II. Актуализация знаний и умений

III. Освоение нового содержания и его применение.

Работа с картой в группах

1. Работа с картами и схемами

2.Работа с учебником

3.Выступление подготовленных учеников

Физкультминутка

 Приветствует учеников.

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Нам предстоит  сегодня совершить путешествие в прошлое и узнать факты из истории России. Давайте постараемся быть дружными и .помогать друг другу. - - И так отправляемся…

-Озёра, реки, моря  были главными дорогами, связывающими между собой жителей Руси..

- Один из водных торговых путей назывался…?

- Кто такие варяги?

- А греки?

- Какой из древних городов возник на этом торговом пути на севере страны?

- А на юге пути «из варяг  греки»?

- Какое событие произошло в Новгороде в 862г?

- Кто стал правит в Новгороде после Рюрика?

- В чём заслуга князя Олега?

- Что значит «по своей властью»?

- Значит, кто был главой на Руси?

- Кто был помощниками князя?

- А поддержкой и опорой князя?

- Чем занимался князь на Руси?

- Кто из князей отличился особой заботой о защите родных рубежей от недругов Руси?

- Кого набирал в дружинники князь Владимир?

-Каковы заслуги Князя Владимира?

-В каком году было Крещение Руси?

-Откуда пришло христианство  на Русь?

- Что такое Крещение?

- Почему Крещение стало важным событием в русской истории?

- Западные соседи стали чаще торговать с Русью. В то время иностранцы называли Древнюю Русь «страной городов» - это и будет сегодня нашей темой урока.

- Как же появлялись города на Руси?

- Повторим, что вы запомнили о возникновении городов на Руси:

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по древним городам, которые когда-то объединил князь Олег.

- Назовите их.

-Какие задачи мы поставим перед собой, отправляясь в эти города?

Чтобы путешествие в историю было продуктивным, нужно разделиться на группы-города. Вам предстоит самостоятельно узнать о нем, выбрать главное и поделиться со всеми интересными фактами и событиями того периода.

- У вас на парах лежат маршрутные листы (приложение), которые вы будете заполнять, путешествуя по городам.

- Первая группа отправляется в Великий Новгород

- Вторая группа – в Киев

-Найдите на карте  учебника города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать?

-А теперь рассмотрите схемы этих городов. На с. 47-древний Киев, на с.49- древний Новгород.

- Что теперь вы можете рассказать об этих городах? Запишите эту информацию в таблицу.

        – Вы работаете по страницам учебника, используете дополнительную информацию, которую заранее подобрали.        

 Сначала читаете, собираетесь, обговариваете ответы на маршрутных листах. А несколько ребят расскажут, что получилось.

-Проверим, что вы узнали о Киеве

- Какую информацию получили из учебника?

- Слушаем сообщения учеников и записываем необходимую информацию.

-Сформулируйте вывод.

- Сделайте вывод.

Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы

Вспоминают раннее изученный материал

- «из варяг в греки»

- Жители Северной Европы

- Жители Византии

- Новгород

- Киев

- Новгородцы призвали на княжение Рюрика

- князь Олег

- В 882 г объединил под свое властью Новгород и Киев

- Стал Великим князем киевским (князем всех князей)

- Велики князь

- Бояре

- Дружина

- Поддерживал порядок в стране; укреплял Русь; заботился о безопасности

- Владимир Красное Солнышко

-крестьян

-горожан

-знатных людей

-простых людей

- Вошёл в историю, как креститель Руси

- 988

- Из Византии

- Обряд, с помощью которого человека приобщали к христианской церкви.

Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что: а) окрепли её связи с другими государствами Европы б) вырос авторитет Руси

Сообщение подготовленного ученика

Возникновение городов в

Древней Руси

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала  выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.

Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

1.Первые города на Руси  были  посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

2.Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём.

3. Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

4.За пределами кремля жили  ремесленники, торговцы и другой городской люд.

Киев и Великий Новгород

- Как жили в городах?

-Чем занимались?

Работа в группах по маршрутным листа:

Рассказывают, что узнали о Киеве и Новгороде.

1-я группа читает статью учебника с.49 – 51 и заполняют таблицу

2-я группа  - учебник с. 47 – 49

Ответы по маршрутным листам.

Сообщение подготовленного ученика

Древний Киев

Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех -  Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым. 

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра.

В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой.

Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. 

Делают вывод:

  1. Киев – “мать городов русских”. Город  Киев был назван в честь одного из братьев основавших его.
  2. Располагается Киев на реке Днепре.
  3. Первое упоминание о нём встречается 860 году.
  4. Городом управлял князь.
  5. Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром.
  6. При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы.

Выступления групп детей.

2 группа

Древний Новгород

Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. 

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем.

 Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече – это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной. 

     Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон, спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

      На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

       За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

        Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет

     Выдающимся открытием  археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами.  Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья.  На бересте вели  деловые расчёты.  После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.  Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”.

  1. На берегах реки Волхов у Ильмень  озера располагался город Великий Новгород.
  2. Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая.
  3. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.
  4. Древние новгородцы писали на бересте.

Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году.

Контроль и оценка достижений

Графический диктант: (+ , -)

1. Центр города был укреплён и назывался кремлём?

2. Новгород был построен на реке Днепре?

3. Киевом управлял Ярослав Мудрый?

4. Новгородом управляли крестьяне?

5. За пределами кремля управляли ремесленники и торговцы?

Отвечают на вопросы и записывают (+, - ) в маршрутном листе

Самооценка по эталону

IV.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

V.Домашнее задание

Проверка по слайду с ответами.

- Достигли ли мы поставленной цели? Попробуйте доказать.

- Кого можно поблагодарить за работу на уроке?

В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «Проверь себя». В рабочей тетради — задание № 2 на

Приложение        

Название города:

Ответы

1. В каком году основан город?

2.На какой реке построили город?

3.Как назывался центр древнего города?

4.Что располагалось внутри городских стен?

5.Кто жил за пределами кремля?

6.Кто управлял городом?

7.Архитектурные сооружения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова "Страна городов"

Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова «Зелёный дом» относится к 5 разделу «Страницы истории Отечества» и знакомит учащихся с древними  городами Руси Xи ХIвв Киевом и Новгородом, и...

Презентация "Древняя Русь - страна городов"

Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...

Большая буква в названиях стран, городов, деревень.

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень...

Страна городов.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Страна городов". Учащиеся работают в группах. На уроке идет разговор о Древнем Киеве, Новгороде, Москве. Презентацию разделила на 4 части....

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...