Урок окружающего мира, УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Тема: Охрана животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира, УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Охрана животных. | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Охрана животных.
Цель:систематизировать знания об охране животных и обобщить знания учащихся о значении животных в жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учиться объяснять, почему многие животные стали редкими;
- учиться объяснять, как нужно охранять животных;
- познакомить учащихся с Красной книгой;
- оценивать поступки людей по отношению к природе;
- рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой;
- осуществлять контроль и коррекцию;
- анализировать, делать выводы.
Личностные:
- Воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных заданий;
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем источников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.
5. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
- Технология проблемно - диалогического обучения
- Технология продуктивного чтения
- Технология оценки учебных успехов
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
- Игровые технологии (игра “Экологический светофор”)
IV. Методы обучения:
- Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе.
- Наглядные – демонстрация презентации игербарий.
V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
VI. Оборудование:
- Для учителя – видеопроектор, экран, компьютер, презентация.
- Для учителя – конверт с письмом, Красная книга России, Красная книга Республики Коми.
VII. Литература:
- Для учителя – Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011. – 82с. : ил. - (Школа России).
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26980 , http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26989 (Сайт УМК «Школа России, ссылка на учебники окружающего мира).
- Для учащихся – Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011. – 82с. : ил. - (Школа России).
VIII. Тип урока: открытие новых знаний.
IX. Оформление классной доски:
Каково значение животных в жизни людей ? План: 1) Охрана животных; 2) Красная книга; 3) Правила. | Дата Тема урока 3.12.2018 г. Охрана животных | Домашнее задание Сообщение об охраняемом животном |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. Момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Звенит, заливается школьный звонок Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно дается учение! -Ребята проверьте все ли у вас готово к уроку. -На парте у вас должен лежать дневник, учебник, тетрадь и пенал. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
II.Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, давайте будем принимать активное участие на уроке и быть очень внимательными. В течение всего урока вам будут задаваться вопросы, на которые вы должны будете ответить, и будут даны задания, которые вы должны сделать. | Слушают учителя. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | Ребята, о чем вы вели разговор на протяжении нескольких уроков? Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных. 1 слайд. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране: 1.На какие группы можно разделить всех животных? 2.Какие животные откладывают яйца? 3.Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? 2 слайд.4.Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. Яйцо - … - взрослая птица. Икринка - … - взрослая лягушка. … - малёк – взрослая рыба. Яйцо – личинка - … - бабочка. Всё верно! Молодцы! | О животных, об их разнообразии. Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Яйцо - птенец - взрослая птица. |
IV. Выявление места и причины затруднения. | -А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы. Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, вы должны определить группу животных по их основным признакам и отгадать его представителя. а) 4 ноги, тело покрыто шерстью Как большая кошка он грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый, грозный….. б) Тело покрыто перьями, 2 крыла Гордая птица, воды не боится Очень пригожа, на двойку похожа, Как зовут, ответь! Это белый…. в) Тело покрыто чешуёй, плавники С хвостом, а не зверь, С перьями, а не птица. В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт…. г) Живут в воде и на суше, 4 ноги, голая кожа Из малька выходят лапки, Длинноногие ребятки. В луже прыгает квакушка Пучеглазая….. д) 4 ноги, тело покрыто роговыми чешуйками Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха Гуляет …. е) 6 ног Над цветком порхает, пляшет Веером узорным машет…. Ребята, как вы думаете, нужны ли нам все эти животные? А зачем они нужны нам и природе? Как вы думаете, что будет, если мы будем мусорить в лесу, убивать всё время животных? А что нужно делать для того, чтобы они не исчезали? Правильно! Кто догадался, как называется сегодняшнего урока? | Слушают учителя. Тигр. Лебедь. Рыба. Лягушка. Черепаха. Бабочка. Да, нужны. Животные нужны для того, чтобы растения могли размножаться, животные помогают людям питаться (мясо, молоко). Животные начнут погибать и исчезать. Их нужно беречь и охранять. Охрана животных. (Тема появляется на слайде) 3 слайд. |
V. Построение проекта выхода из затруднения. | Хорошо, а теперь давайте составим план урока. (Учитель записывает под диктовку учеников план урока). Что мы должны узнать об охране животных? (Составление плана по вопросам): 1)Какое значение имеют животные в жизни человека? 2)Куда занесены редкие виды животных, которых нужно беречь? 3)Почему нужно охранять животных? На доске записывается так: 1) Животные в жизни человека; 2) Красная книга; 3) Правила. | Учащиеся диктуют план учителю. Ученики читают план: 1) Животные в жизни человека; 2) Красная книга; 3) Правила. |
VI. Реализация построенного проекта. | К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше». Кто обратился к нам за помощью? Что вы узнали об этой птице из письма? Ребята давайте попросим Сову остаться у нас на уроке и помогать нам! И первый вопрос, на который нам с вами надо найти ответ, это: Значение животных в природе и в жизни людей. Давайте откроем учебник на странице 106 и найдём ответ на этот вопрос. Итак, ребята, что же мы узнали? Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Ребята, на один вопрос мы с вами уже ответили. Теперь следующий вопрос: куда занесены редкие виды животных, которых нужно беречь? Правильно, животных, которых осталось уже совсем мало на Земле, заносят в Красную книгу. С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу. Как вы думаете, а для чего нужна Красная книга? Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга? В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой. Послушайте стихотворение о книге. Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы! А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных. Это- морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (фотографии на слайде). 4 слайд. Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы о животных сопровождаются слайдами). Жук-красотел (слайд 5) Он особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России. Тигр (слайд 6)- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире. Фламинго ( слайд 7) встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. Беркут ( слайд 8) - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях. Морж ( слайд 9 ) - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы. Владыка Арктики – белый медведь (слайд 10). Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Ребята, скажите, пожалуйста, нужно беречь только тех животных, которые занесены в Красную книгу? -Почему трудно представить себе на Земле жизнь без животных? 3. Правила (на слайде знаки) -Давайте попробуем сами сформулировать правила поведения в природе по охране животных. Работа по группам (3 группы, по колонкам). Каждая колонка сформулирует правило к одному знаку.В этом нам помогут знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причине гибели животных, о которых говорилось в тексте.стр.106. Теперь давайте составим из трёх этих правил единую памятку! Прочитайте памятку, которую я вам раздам! «Правила охраны животных». Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку. | Ученик открывает конверт и зачитывает письмо. Сова. Сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожать 1 тонну зерна. Открывают учебник и находят ответ на вопрос. Мы узнали, что без животных многие растения не смогут размножаться и расселяться. Людям, животные нужны, потому что из шкур животных люди получают меха и продукты питания. Потому что люди загрязняют реки, леса, тем самым уничтожая зверей и их дом. Редкие виды животных в Красную книгу. Она нас информирует - какие растения и животные в опасности. Да. Эту книгу назвали Красной, потому что красный цвет- это значит внимание, не убивайте животных, не губите растения. Дети рассматривают картинки на иллюстрации. Нет, нужно беречь абсолютно всех животных. Потому что животные это не только пища и меха для людей, но окружающая нас красота природы! Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо нам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы. Каждая колонка зачитывает свой вариант и на доске появляется правила охраны животных. 1.Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики. 2. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. 3. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей. 4. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. |
Физминутка. | Мы шагаем, мы шагаем Руки выше поднимаем Голову не опускаем Дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда Тихо птенчика берем И назад его кладем. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса Мы лисицу обхитрим На носочках побежим. На полянку мы заходим Много ягод там находим. Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. | Повторяют движения за учителем. |
VII. Первичное закрепление во внешней речи. | Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране животных в различных ситуациях. Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы? Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда животным. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе: “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации. 1ситуация. 3а класс на летних каникулах вместе с родителями пошли в поход в лес. Они там играли, веселились. Но когда настало время идти домой, они собрали мусор в пакет и оставили его в лесу. 2 ситуация. Маша, Света и Галя пошли гулять. Через какое-то время они решили зайти в магазин и купить себе мороженое. Света открыв упаковку, выбросила фантик на землю. Маша сделала ей замечание: «Ты что? Так же нельзя! Ты портишь окружающую нас среду! Подними и выбрось в мусорку». Света подняла и выкинула фантик в мусорное ведро. 3 ситуация. Митя с дедом были на рыбалке. Пока дед разжигал костёр, Митя крошил хлеб рыбкам в воду. Правильно ли он делал? | Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает. Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. В лесу мусор оставлять нельзя, он может навредить его жителям. С походов мусор надо забирать с собой и выбрасывать их на свалку. Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения. Света поступила неправильно, а Маша сделала ей справедливое замечание. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. Мальчик правильно делал, он подкармливал рыбок. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Откройте рабочую тетрадь на стр.62 № 1. Расскажи устно, что значат для тебя животные? Напиши какие. Стр.62 № 2. Прочитайте задание. Пронумеруй примеры отрицательного воздействия на мир животных, выраженные этими знаками. Стр.63 № 3. Почему животных вносят в Красную книгу? Вырежьте и наклейте рисунки. | Выполняют задания в рабочей тетради. Животные значат для нас очень много. У каждого из нас есть домашние животные, они являются нам друзьями. Животных вносят Красную книгу для того, чтобы про них не забывали и чтобы все помнили, что этих животных надо беречь особенно. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | -Давайте вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока? Завершите фразы… 1.Теперь я знаю, что…. 2.Мне интересно было узнать …. 3.Мне понравилось на уроке ….. (На доске предварительно нарисованы смайлики с веселым и грустным выражениями лиц). А сейчас я хочу, чтобы каждый подошел к доске и поставил «+» под тем смайликом, который, как вы считаете, вам подходит сегодня больше. Веселый смайлик: Сегодня на уроке я все усвоил, многое узнал, многое понял и сделал все задания хорошо. Грустный смайлик: Сегодня на уроке я что – то не освоил и что – то не понял до конца, мне нужно еще поработать. | Необходимо ли охранять животных? Дети продолжают фразы и говорят свои варианты ответов. Выходят и ставят «+» под смайликами. |
X. Домашнее задание. |
| Записывают д\з в дневник. (Сообщение об охраняемом животном). |
XI. Организованный конец урока. | Спасибо всем за работу! Убирайте свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку. Урок окончен, можете идти на перемену. | Убирают рабочие места, готовятся к следующему уроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.
Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.
Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...
Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»
Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "в мире камней"
Урок окружающего мира во 2 классе.Тема: В мире камней. Цели урока:1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.2.Учить детей планировать свою деятельн...
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.
Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...