Урок окружающего мира, УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Лежнева Мария Александровна

Тема: Охрана животных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Охрана животных.

Цель:систематизировать знания об охране животных и обобщить знания учащихся о значении животных в жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учиться объяснять, почему многие животные стали редкими;
  • учиться объяснять, как нужно охранять животных;
  • познакомить учащихся с Красной книгой;
  • оценивать поступки людей по отношению к природе;
  • рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой;
  • осуществлять контроль и коррекцию;
  • анализировать, делать выводы.

  Личностные:

  • Воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных заданий;
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний.

Метапредметные:

Познавательные УУД
Развиваем умения: 
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем источников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.


Регулятивные УУД

Развиваем умения: 
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

5. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология проблемно - диалогического обучения
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология оценки учебных успехов
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Игровые технологии (игра “Экологический светофор”)

IV. Методы обучения:

  • Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе.
  • Наглядные – демонстрация презентации игербарий.

V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

VI. Оборудование:

  • Для учителя – видеопроектор, экран, компьютер, презентация.
  • Для учителя – конверт с письмом, Красная книга России, Красная книга Республики Коми.

VII. Литература:

  • Для учителя – Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011. – 82с. : ил. -  (Школа России).
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  • http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26980 , http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26989 (Сайт УМК «Школа России, ссылка на учебники окружающего мира).
  • Для учащихся – Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011. – 82с. : ил. -  (Школа России).

VIII. Тип урока: открытие новых знаний.

IX. Оформление классной доски:

Каково значение животных в жизни людей ?

План:

1) Охрана животных;

2) Красная книга;

3) Правила.

Дата

Тема урока

3.12.2018 г.

Охрана животных

Домашнее задание

Сообщение об охраняемом животном

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. Момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

-Ребята проверьте все ли у вас готово к уроку.

-На парте у вас должен лежать дневник, учебник, тетрадь и пенал.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, давайте будем принимать активное участие на уроке и быть очень внимательными. В течение всего урока вам будут задаваться вопросы, на которые вы должны будете ответить, и будут даны задания, которые вы должны сделать.

Слушают учителя.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Ребята, о чем вы вели разговор на протяжении нескольких уроков?

Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных.

1 слайд. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

1.На какие группы можно разделить всех животных? 

2.Какие животные откладывают яйца? 

3.Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? 

2 слайд.4.Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. 

Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

… - малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка - … - бабочка.

Всё верно! Молодцы!

О животных, об их разнообразии.

Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.

Птицы, пресмыкающиеся, насекомые.

Яйцо - птенец - взрослая птица.
Икринка - головастик - взрослая лягушка. 
Икринка - малёк - взрослая рыба. 
Яйцо - личинка - куколка - бабочка. 

IV. Выявление места и причины затруднения.

-А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы.

Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, вы должны определить группу животных по их основным признакам и отгадать его представителя.

а) 4 ноги, тело покрыто шерстью

Как большая кошка он грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый, грозный…..

б) Тело покрыто перьями, 2 крыла

Гордая птица, воды не боится

Очень пригожа, на двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый….

в) Тело покрыто чешуёй, плавники

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт….

г) Живут в воде и на суше, 4 ноги, голая кожа

Из малька выходят лапки,

Длинноногие ребятки.

В луже прыгает квакушка

Пучеглазая…..

д) 4 ноги, тело покрыто роговыми чешуйками

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Гуляет ….

е) 6 ног

Над цветком порхает, пляшет

Веером узорным машет….

Ребята, как вы думаете, нужны ли нам все эти животные?

А зачем они нужны нам и природе?

Как вы думаете, что будет, если мы будем мусорить в лесу, убивать всё время животных?

А что нужно делать для того, чтобы они не исчезали?

Правильно! Кто догадался, как называется сегодняшнего урока?

Слушают учителя.

Тигр.

Лебедь.

Рыба.

Лягушка.

Черепаха.

Бабочка.

Да, нужны.

Животные нужны для того, чтобы растения могли размножаться, животные помогают людям питаться (мясо, молоко).

Животные начнут погибать и исчезать.

Их нужно беречь и охранять.

Охрана животных. (Тема появляется на слайде) 3 слайд.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Хорошо, а теперь давайте составим план урока. (Учитель записывает под диктовку учеников план урока).

Что мы должны узнать об охране животных? (Составление плана по вопросам):

1)Какое значение имеют животные в жизни человека?

2)Куда занесены редкие виды животных, которых нужно беречь?

3)Почему нужно охранять животных?

На доске записывается так:

1) Животные в жизни человека;

2) Красная книга;

3) Правила.

Учащиеся диктуют план учителю.

Ученики читают план:

1) Животные в жизни человека;

2) Красная книга;

3) Правила.

VI. Реализация построенного проекта.

К нам пришло письмо с просьбой о помощи.

Прочитаем его.

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

Кто обратился к нам за помощью?

Что вы узнали об этой птице из письма?

Ребята давайте попросим Сову остаться у нас на уроке и помогать нам!

И первый вопрос, на который нам с вами надо найти ответ, это: Значение животных в природе и в жизни людей.

Давайте откроем учебник на странице 106 и найдём ответ на этот вопрос.

Итак, ребята, что же мы узнали?

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны.

Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле?

Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.

Ребята, на один вопрос мы с вами уже ответили.

Теперь следующий вопрос: куда занесены редкие виды животных, которых нужно беречь?

Правильно, животных, которых осталось уже совсем мало на Земле, заносят в Красную книгу.

С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

Как вы думаете, а для чего нужна Красная книга?

Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Послушайте стихотворение о книге.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

Это- морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (фотографии на слайде). 4 слайд.

Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы о животных сопровождаются слайдами).

Жук-красотел (слайд 5) Он особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Тигр (слайд 6)- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

Фламинго ( слайд 7) встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Беркут ( слайд 8) - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.

Морж ( слайд 9 ) - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Владыка Арктики – белый медведь (слайд 10). Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

Ребята, скажите, пожалуйста, нужно беречь только тех животных, которые занесены в Красную книгу?

-Почему трудно представить себе на Земле жизнь без животных?

3. Правила (на слайде знаки)

-Давайте попробуем сами сформулировать правила поведения в природе по охране животных. Работа по группам (3 группы, по колонкам). Каждая колонка сформулирует правило к одному знаку.В этом нам помогут знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причине гибели животных, о которых говорилось в тексте.стр.106.

Теперь давайте составим из трёх этих правил единую памятку!

Прочитайте памятку, которую я вам раздам!

«Правила охраны животных».

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.

Ученик открывает конверт и зачитывает письмо.

Сова.

Сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожать 1 тонну зерна.

Открывают учебник и находят ответ на вопрос.

Мы узнали, что без животных многие растения не смогут размножаться и расселяться.

Людям, животные нужны, потому что из шкур животных люди получают меха и продукты питания.

Потому что люди загрязняют реки, леса, тем самым уничтожая зверей и их дом.

Редкие виды животных в Красную книгу.

Она нас информирует - какие растения и животные в опасности.

Да.

Эту книгу назвали Красной, потому что красный цвет- это значит внимание, не убивайте животных, не губите растения.

Дети рассматривают картинки на иллюстрации.

Нет, нужно беречь абсолютно всех животных.

Потому что животные это не только пища и меха для людей, но окружающая нас красота природы!  Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо нам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.

Каждая колонка зачитывает свой вариант и на доске появляется правила охраны животных.

1.Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики.

2. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники.

3. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.

4. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

На полянку мы заходим

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Повторяют движения за учителем.

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране животных в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда животным. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе: “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация.

3а класс на летних каникулах вместе с родителями пошли в поход в лес. Они там играли, веселились. Но когда настало время идти домой, они собрали мусор в пакет и оставили его в лесу.

2 ситуация.

Маша, Света и Галя пошли гулять. Через какое-то время они решили зайти в магазин и купить себе мороженое. Света открыв упаковку, выбросила фантик на землю. Маша сделала ей замечание: «Ты что? Так же нельзя! Ты портишь окружающую нас среду! Подними и выбрось в мусорку». Света подняла и выкинула фантик в мусорное ведро.

3 ситуация.

Митя с дедом были на рыбалке. Пока дед разжигал костёр, Митя крошил хлеб рыбкам в воду. Правильно ли он делал?

Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учащиеся показывают  красный сигнал светофора и дают объяснения.

В лесу мусор оставлять нельзя, он может навредить его жителям. С походов мусор надо забирать с собой и выбрасывать их на свалку.

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

Света поступила неправильно, а Маша сделала ей справедливое замечание.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

Мальчик правильно делал, он подкармливал рыбок.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Откройте рабочую тетрадь на стр.62 № 1.

Расскажи устно, что значат для тебя животные? Напиши какие.

Стр.62 № 2. Прочитайте задание. Пронумеруй примеры  отрицательного воздействия на мир животных, выраженные этими знаками.

Стр.63 № 3. Почему животных вносят в Красную книгу? Вырежьте и наклейте рисунки.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Животные значат для нас очень много. У каждого из нас есть домашние животные, они являются нам друзьями.

Животных вносят Красную книгу для того, чтобы про них не забывали и чтобы все помнили, что этих животных надо беречь особенно.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

-Давайте вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока?

Завершите фразы…

1.Теперь я знаю, что….

2.Мне интересно было узнать ….

3.Мне понравилось на уроке …..

(На доске предварительно нарисованы смайлики с веселым и грустным выражениями лиц).

А сейчас я хочу, чтобы каждый подошел к доске и поставил «+» под тем смайликом, который, как вы считаете, вам подходит сегодня больше.

Веселый смайлик: Сегодня на уроке я все усвоил, многое узнал, многое понял и сделал все задания хорошо.

Грустный смайлик: Сегодня на уроке я что – то не освоил и что – то не понял до конца, мне нужно еще поработать.

Необходимо ли охранять животных?

Дети продолжают фразы и говорят свои варианты ответов.

Выходят и ставят «+» под смайликами.

X. Домашнее задание.

  1. А в качестве домашнего задания хочу вам предложить найти сведения об охраняемых животных, подготовить сообщение об одном из них (напомню правила работы со справочниками: общее оглавление, оглавление в разделах, алфавитный указатель). Найти можно в книге «Зеленые страницы», в атласе-определителе «От земли до неба», в экологическом журнале «Свирель» или в какой-либо другой литературе.

Записывают д\з в дневник.

(Сообщение об охраняемом животном).

XI. Организованный конец урока.

Спасибо всем за работу! Убирайте свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку. Урок окончен, можете идти на перемену.

Убирают рабочие места, готовятся к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.

Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "в мире камней"

Урок окружающего мира во 2 классе.Тема: В мире камней. Цели урока:1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.2.Учить детей планировать свою деятельн...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....