Конспект по окружающему миру 2 класс "Что такое погода?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

 Конспект по окружающему миру 2 класс "Что такое погода?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Студентка: Романцова Николь Евгеньевна

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Что такое погода?

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель:

Содержательная: получение учащимися первоначального представления о погоде;

Деятельностная: знакомство с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных условий, а также с народными и научными предсказаниями погоды

Задачи:

Дидактические:

1.Формировать представления о погоде и ее составных частях;

2.Формировать умение о способах предсказания погоды, их значения

3.Формировать представление о природных явлениях

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре;
  2. Содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знает о погоде и ее составных частях;

2. Знает о способах предсказания погоды, их значения

3. Знает о природных явлениях

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение осознавать познавательную задачу, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний
  2. Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний
  3. Умение строить рассуждение по теме урока.
  4. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение осознавать границы собственных знаний и умений
  2. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  3. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  3. Умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материал

План урока:

Этап мотивации (2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин.)

3. Этап выявления места и причины затруднения (2 мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин)

4.1. Определение темы урока

4.2. Определение цели урока

4.3. Постановка проблемы урока

5. Этап реализации построенного проекта (20)

5.1. Работа с иллюстрациями учебника (стр. 32-ая)

5.2. Беседа о погоде

5.3. Беседа о науке «метеорология» 

5.4. Просмотр мультфильма

5.5. Беседа о природных явлениях

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4 мин)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 мин)

8. Этап включения в систему знаний и повторения (6 мин)

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Формы организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Николь Евгеньевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

1.2 Проверка готовности

- Прежде чем начать урок, проверьте, все ли у вас готово: у вас на столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник

1.3 Эмоциональный заряд

Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

Проверяют готовность к уроку

Объяснение

Создание ситуации успеха

Беседа

Самоконтроль

Раздаточный материал

Самоконтроль

К1

Л1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Сегодня помогать вам открывать новые знания будет пчёлка Майя. Наша задача помочь ей добраться до своего улья, выполняя все предлагаемые задания.

И прежде чем пустить вас в страну знаний, Майя решила устроить вам проверку.

Сейчас вам нужно как можно быстрее ответить на все вопросы, которые приготовила для вас Майя.

  1. Что называют явлениями природы?
  2. Приведите примеры явлений природы.
  3. Дайте название этим термометрам. (1 СЛ)

  1. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой…
  2. Покажите на модели термометра температуру +15 градусов, 0 градусов, 5 градусов ниже нуля, 25 градусов тепла, -14 градусов, 30 градусов выше нуля, 40 градусов мороза. (2 слайд)

Молодцы ребята! Теперь вы можете отправиться в страну знаний с нашей гостьей!

Мыслительная

беседа

1.Все изменения, происходящие в природе.

2. Солнце восходит по утрам и заходит по вечерам; вода на морозе замерзает и превращается в лёд; растения растут, тянутся к свету; птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются.

3. Медицинский, уличный, комнатный.

4. 0

Беседа

Фронтальная  

Презентация

Самоконтроль

К1

К2

Л1

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Ребята, а сейчас отгадайте о чём идет речь в загадке, и вы узнаете какая же тема нашего сегодняшнего урока.

Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная.        

-Догадались? Ну, конечно, это… (открывается слово «ПОГОДА» на доске)

Узнаем, из чего складывается погода.

Отгадывание загадки

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

ПР1

П1

П2

К1

К2

Л1

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Определение темы урока

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Правильно, мы будем говорить о погоде. А какова будет тема нашего урока? «Что такое погода?» (вывешивается на доску)

4.2. Определение задач урока

- Ребята, а какие задачи можем перед собой поставить? Что будем делать для того, чтобы узнать, что такое погода?

4.3. Постановка проблемы урока

-Что еще нам нужно узнать? (Для чего нужны прогнозы погоды)

-Верно, сегодня мы с вами узнаем, что такое погода и для чего нужны прогнозы погоды.

Определяют тему урока.

Беседа

Фронтальная

Учебник

Самоконтроль

П1

П2

Р1

Р2

К1

К2

Л1

Л2

5. Этап

реализации

построенного проекта

5.1 Понятие погоды 

5.2 способы предсказания погоды, их значения

5.3 Природные явления

5.1. Работа с иллюстрациями учебника (стр. 32-ая)

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 32. Что вы видите? (картинки ясной, пасмурной погоды и мальчика).

-Верно, а перед изображениями есть небольшой текст.

… Прочитай, пожалуйста текст

-Как вы думаете, зачем Сереже нужно знать, какая сегодня погода?

5.2 Беседа о погоде

-Хорошо, сегодня вы шли в школу, какой показалась вам погода?

 

В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.

- Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?

-Взяли ли с собой зонт? Почему?

-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?

-От чего будет зависеть погода?

А верны ли ваши предположения, давайте спросим у Майи. (3 слайд)

Во-первых, погода зависит от температуры воздуха.

-Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами. (4 СЛАЙД)

+10 С0

-7 С0

- 15 С0

+24 С0

-Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

-От чего ещё зависит погода? А это мы узнаем, отгадая загадку… (5 Слайд)

Летит- не птица, воет- не зверь.(Ветер)

-Что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха (6 слайд)

-Какие ветра бывают?

Определите по картинкам какой изображен ветер. (7 СЛАЙД)

-От чего ещё будет зависеть погода? (8  слайд)

-А что такое облачность?

Вот какая бывает облачность, вы прочитаете сами по учебнику на странице 33, второй абзац.

-Какая бывает облачность?

(Вызываю 1 человека к доске, даю наглядный материал (солнце, тучи), прошу показать разную облачность: твоя задача собрать из предложенных картинок, предлагаемую Майей облачность) (9 СЛАЙД)                  

Но это не всё, что определяет погоду. А что бы выяснить, что ещё определяет погоду нам нужно решить ребус. (10 СЛАЙД)

Правильно! Осадки.

-Какие бывают осадки?

А вот какие осадки вам предлагает Майя. Посмотрите на картинки и скажите какие виды осадков вы наблюдаете? (11 Слайд)

Как вы думаете, как образуются осадки? (12 СЛАЙД) При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки.

- А теперь, ребята, какой вывод мы можем сделать из получившейся у нас схемы? Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – это и есть погода. (13 слайд)

Физкультминутка

А теперь немножко отдохнём

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.)

5.3. Беседа о науке «метеорология» 

Обратите внимание на доску. Пчёлка предлагает вам новый термин «метеорология» 

Кто знает, что это такое?

Вот какое определение даёт вам Майа:

Метеорология – наука о погоде. (14 СЛАЙД)

А как вы думаете, для чего нужна метеорология?

Как вы думаете, какая еще существует наука, предсказывающая погоду? (15 слайд)

Да, так же существует такая наука о погоде, как синоптика. Как вы думаете, как называют людей, которые определяют будущее состояние погоды в таком разделе метеорологии, как синоптика?

5.4. Просмотр мультфильма

- Ребята, а вам интересно как синоптики предсказывают погоду И как понять какая будет погода без гаджетов? Разделяю на две подгруппы (чтобы они в конце мультфильма ответили на вопросы)

Давайте просмотрим мультфильм и узнаем

5.5. Природные явления

- Ребята, а кто знает, что такое природные явления?

- Давайте сверим ваши предположения с учебником на странице 33-ей, внизу страницы.

… Прочитай

- Хорошо, Молодцы. А что это за природные явления? (Слайд) (радуга, северное сияние, снегопад, закат, восход)

Дети отвечают на вопросы.

+10 градусов,

10 градусов выше нуля

10 градусов тепла.

-7 градусов,

7 градусов ниже нуля,

7 градусов мороза.

-15 градусов,

15 градусов ниже нуля,

15 градусов мороза.

+24 градуса,

24 градуса ниже нуля,

24 градуса тепла.

Погода будет зависеть от температуры воздуха.

Ветер

Слабые и сильные

От облачности

  1. Ясно
  2. Переменная облачность
  3. Пасмурно

Осадки

Дождь, снег, град, туман

При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки..

Наука о погоде

Она нужна, чтоб составлять прогнозы погоды

Метеорологи

Для того, чтобы знать какая будет погода

Синоптики

Работа с иллюстрациями

Беседа

Фронтальная

Групповая

Учебник

Самоконтроль

Пр1

Пр2  

П1

П2

К1

Л1

Л2

6. Этап первичного закрепления

6.1. Выполнение в рабочей тетради задания №1 стр. 24

- Откройте рабочие тетради на стр. 24 и найдите задание под номером 1. Вам нужно дописать определение погоды. Для этого вам поможет текст на стр. 33-й. После мы сверим со слайдом.

(17 СЛАЙД)

Холодная, тёплая, жаркая, сухая, сырая, дождливая, солнечная, ветреная.

Парная

Самоконтроль

Пр1

Пр2

П1

П2

Л2

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону

7.1. Игра «Убери лишнее»

А теперь, Пчёлка Майа предлагает вам такое задание: поработайте в паре с соседом, и подумайте какими словами и можно охарактеризовать погоду: (18Слайд) 

Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая дождливая, короткая, солнечная, ветреная. (19 СЛАЙД)

Взаимопроверка

Индивидуальная

Презентация

Взаимоконтроль

Пр1

П1

П2

П3

Л1

Л2

8. Включение в систему знаний и повторение

8.1. Тест «Что такое погода?»

 - Ребята, пчелка Майя предлагает закрепить наши знания с помощью теста. На ваших партах лежат карточки, выберите в них правильный ответ

1. Закончи определение: « Погода – это…»

          то, что сообщают по радио и телевидению.

          то, что мы видим на улице.

          сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

2. Что мы описываем словами « тепло», «холодно», «жарко»?

           погоду

           облачность

           температуру

3.  Как называют погоду, когда небо частично закрыто облаками?

          ясная

          облачная

          пасмурная

4. Какого явления природы не бывает летом?

        снег

        град

        дождь

5.Какой учёный наблюдает за погодой?

       синоптик

       метеоролог

       наблюдатель

6. Какой учёный предсказывает погоду?

       синоптик

       метеоролог

       наблюдатель

- Обменяйтесь своей работой с соседом по парте. Сверьте по эталону (20 Слайд)

- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку? Опустите.

А кто допустил 1 или 2 ошибки?

А кто больше 2-х ошибок допустил?

Выполняют задание

Фронтальная

Индивидуальная

Самопроверка

Самоконтроль

Пр2

К1

К2

Р2

Л1

Л2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

- Итак, давайте вспомним, какова же была тема урока?(Что такое погода?)

- Какую цель мы ставили перед собой?(Узнать из чего складывается погода)

- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

 Зелёный карандаш: я работал хорошо, у меня всё получилось.

 Красный карандаш: я хорошо работал, но были трудности.

- Я рада, что у большинства все хорошо получалось.

-Спасибо за работу. До свидания.

Отвечают на вопросы, проводят анализ своей деятельности

Беседа

Фронтальная

Фронтальный опрос

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс

аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...