2 класс. Тема: "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хроленок Валерия Витальевна

Урок окружающего мира во 2-ом классе. Тема:"Формы земной поверхности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект119 КБ
Файл Презентация2.5 МБ
Файл Карточки359.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Формы земной поверхности.

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: усвоение знаний о формах земной поверхности.

                  Деятельностная: формирование умения различать формы земной поверхности.

Задачи:

Дидактические:

1. Познакомиться с понятиями «равнина и гора»;

2. Учиться различать холмы и горы;

3. Учиться определять части горы и холма.

Развивающие:

1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);

3. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

4. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

5. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

6. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.

Воспитательные:

1. Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знает определение понятий «равнина и гора»;

2. Умеет различать холмы и горы;

3. Умеет определять части холма и горы.

Личностные:

1. Осознаёт ценности познания, проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;

2. Воспитывает

Метапредметные:

Познавательные:

1. Сравнивает объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2. Фиксирует полученные результаты в графическом виде (рисунок).

Регулятивные:

1. Планирует самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;

3. Находит ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректирует свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

Коммуникативные:

1. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

Оборудование:

Для учителя:

1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – С. 78-81

2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, 2014 – С. 49

3. Карточка с определениями, карточка с кроссвордом, карточка со схемой.

Для учащихся: цветные карандаши.

План урока

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Мотивация

2. Этап актуализация и пробного учебного действия (5-7 мин.)

2.1. Проверка остаточных знаний

2.2. Отгадывание загадок

3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы

4.2. Формулирование цели и задач урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)

5.1. Понятия «равнина и гора»

5.1.1. Работа с понятиями

5.1.2. Работа по карточке №1

Обобщение по вопросу

5.2. Части холма и горы

5.2.1. Мотивация

5.2.2. Работа со схемой (стр. 79)

5.2.3. Работа по карточке №2

5.2.4. Проверка по эталону

Обобщение по вопросу 

Физминутка

5.3. «Странички для любознательных»

5.3.1. Работа с иллюстрациями

5.3.2. Работа с тексом

5.3.3. Беседа по вопросам

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)

Обобщение по теме урока

7. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)

Подведение итогов

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

8.1. Рефлексия деятельности на уроке

8.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

ПР

МЕТ

Л

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята.

1.2. Проверка готовности

– Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник,

1.3. Мотивация

- Ребята, на доске надо составить формулу успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, трудолюбие, активность, отвлекаемость)

- Почему вы выбрали именно эти качества?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Выбирают качества: внимательность, трудолюбие, активность.

Формула успеха

Создание ситуации успеха

Фронтальная

«Формула успеха»

Фронтальный контроль

К1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Проверка остаточных знаний игра «верю-не верю»

- Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – ничего не делаете.

  • Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)
  • Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)
  • Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)
  • Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)
  • Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

-Вы очень хорошо усвоили тему прошлого урока. Молодцы.

2.2. Отгадывание загадок

- Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадки. Слушайте меня внимательно.

1. Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам…(Гора).

-Верно, ребята, это гора. Как вы догадались, что это гора?

2. От дождей, текучих вод

Он растёт из года в год,

Он полей равнинных враг,

Как зовут его? — ...(овраг)

-А что вам помогло узнать, что это овраг?

3. Покрыты травою луги и долины

Спокойно лежат перед нами…(равнины)

-Ребята, как вы рассуждали и пришли к такой отгадке?

4. Пониже он горы любой

И, даже, не такой крутой,

Зарос цветами и травой.

Ты отгадай, кто он такой? (холм)

-Вы молодцы, как вы думаете, для чего мы работали с загадками?

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Игра «верю-не верю»

Обобщающая беседа

Фронтальная

Слайд презентации

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

П1

Р2

Р3

Р4

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Игра «найди лишнее…»

-Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте про себя слова, подумайте и скажите, какие слова лишнее. (слова: компас, карта, атлас, глобус, гора, равнина)

-Почему они лишнее? 

Мыслительная деятельность

Находят лишние слова

 

Вводная беседа

игра

Фронтальная

Слайд презентации

Фронтальный контроль

П1

П3

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Формы земной поверхности.)

- Давайте откроем учебник на странице 78 и проверим ваши предположения.

4.2. Формулирование цели и задач урока

– Какую цель мы с вами поставим? (Узнать, как можно больше о формах земной поверхностях.)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать какие есть формы земной поверхности бывают.

Познакомиться с терминами горы и равнины.

Узнать, чем отличаются горы от холмов.)

- Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка. Какой вывод мы можем сделать?

4.3. Планирование своей деятельности

– Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания на карточках.)

Мыслительная деятельность

Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Проводят проверку предположений по эталону в учебнике

Планируют свою деятельность

Самостоятельное формулирование темы, цели, задач

Проверка по эталону в учебнике

Фронтальная

Учебник

Фронтальный контроль

Р1

Р2

К1

Л2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Понятия «равина и гора»

5.2. Части холма и горы

5.3. «Странички для любознательных.

5.1.1. Работа над понятиями

- Ребята, в задачах нас встретили два слова равнина и гора. Рассмотрите рисунки на стр. 78. Что изображено на 1 рисунке? Какую поверхность имеет равнина? Что же такое равнина? Найдите определение равнины ниже в тексте и прочитайте его. Что мы можем встретить на равнине? Что такое овраг? Что такое холм? Прочитайте определения оврага и холма в тексте.

Что у нас изображено на 2 рисунке? Какую поверхность имеют горы? Что же такое гора? Найдите определение в тексте и прочитайте определение горы. Найдите в тексте как называются горы, которые расположены рядами?

-Как вы думаете, чем отличается равнина от горы?

5.1.2. Работа по карточке №1

- Ребята, давайте закрепим полученные знания. У вас на столах лежит карточка под №1. В ней нужно дописать определения. Выпишите определения с учебника.

- Итак, прочитает определение равнины… Прочитает определение горы…

Обобщение по вопросу

- Итак, ребята, мы свами теперь знаем, что такое горы и равнины. Так же мы узнали, что на равнинах есть возвышенности-холмы и углубления с крутыми склонами-овраги. В нашем мире много красивых видов, гор, равнин и сегодня на уроке мы с ними ознакомимся.

5.2.1. Мотивация

- Давайте сейчас с вами узнаем из чего состоят горы и холмы.

5.2.2. Работа со схемой (стр. 79)

- Ребята, посмотрите на схему на странице 79.

1) Рассмотрите схему и узнайте составляющие холма и горы.

2) Сравните их. Чем холм похож с горой? Чем они различаются?

3) Чтобы узнать о них еще больше я предлагаю вам прочитать текст под схемой.

5.2.3. Работа по карточке №2

-Итак, сейчас вам нужно поработать в парах. Возьмите карточку под №2. Вам нужно подписать части холма и ниже нарисовать гору и подписать её части. Закройте учебники и попробуйте по памяти нарисовать и подписать. На работу вам дается 5 минут. Приступайте.

5.2.4. Проверка по эталону.

-Время вышло. Сверьте свои работы с эталоном на слайде. Поднимите руки домиком те пары, которые не допустили ошибок.

Обобщение по вопросу

-Теперь мы свами умеем отличать холм от горы, чем же они отличаются? Какие же формы поверхности преобладают в нашем крае? По своим наблюдениям дайте характеристику поверхности в вашем крае. (равнины и холмы)

ФИЗМИНУТКА (на 20-25 минуте урока)

Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову к верху и потянутся к солнышку)

И нас лучики согрели.

Бабочки летели,

Крыльями махали. (взмахи руками)

Дружно хлопаем.

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли (шаги на месте)

И немножечко устали.

-Мы с вами отдохнули и теперь можем дальше работать. Садитесь.

5.3.1. Работа с иллюстрациями.

-Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить рассказы на тему «Красота гор». (5 групп) Первые парты развернитесь ко вторым, третьи парты развернитесь к четвертым. (Распределяем фотографии на группы). На это задание у вас 7 минут, приступайте.

-Время вышло. Давайте прослушаем каждую микрогруппу. У вас вышли очень хорошие рассказы.

5.3.2. Работа с текстом

-Давайте прочитаем текст в учебнике, как рассказывал о горах писатель Николай Иванович Сладков. Сравните свои рассказы с этим текстом. Что вам в нем понравилось? Чтобы вы хотели добавить в свой текст?

5.3.3. Беседа по вопросам

 -Давайте с вами ответим на вопросы из рубрики «Проверь себя».

1. Какие формы земной поверхности ты знаешь?

2. Что такое равнины?

3. Что такое горы?

-Ребята, что мы можем увидеть на равнине? Как называются горы, расположенные рядами?

-Какой мы вывод можем сделать из того, что мы сегодня с вами узнали?

-Давайте сравним ваш вывод с тем, который у нас есть в учебнике. Прочитайте его в слух.

Мыслительная деятельность

Объясняют смысл слов

Делают выводы

Отвечают на вопросы учителя

Работа по карточке

Мыслительная деятельность

Выполняют задание на первичное закрепление

Делают выводы

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Подписывают состовляющие холма

Рисуют гору и подписывают её составляющие

Составляют в группах рассказы на тему «Красота гор»

Чтение текста

Обсуждение

Беседа по вопросом

Вводная беседа

Работа с текстом учебника

Демонстрация

Обобщение

Работа с рисунками

Работа с учебником

Обобщение

Обобщение

Физминутка

Работа с рисунками в учебнике

Работа с текстом в учебнике

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

 

Групповая

Индивидуальная

На слайде приведено определение понятия из Толкового словаря

Учебник

Рисунки в учебнике

Карточка №1

Схема в учебнике

Карточка №2

Рисунки в учебнике

Текст в учебнике

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

ПР1

ПР2

ПР3

П2

Р4

К1

К2

П2

П3

Р4

К1

Л2

Л2

Л2

Л1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Обобщение по теме урока.

- Ребята, посмотрите на слайд. На нем кроссворд по нашей теме. Я буду читать вопросы, а вы отвечать на них. Слушайте меня внимательно!

Вопросы к кроссворду:

 По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)

Какие формы земной поверхности есть на равнине?
4. Самая низкая часть холма. 
(Подошва)

У каких форм земной поверхности есть подошва?

По вертикали:

1.Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)

Как называются горы, которые расположены рядами?
3. Самое высокое место холма 
(Вершина)

У каких форм земной поверхности тоже есть вершина?
5. Извилистое резкое понижение местности 
(Овраг)

-С помощью этого кроссворда мы повторили то, что изучили на нашем сегодняшнем уроке. Так как мы его заполнили полностью, это значит, что тему вы усвоили хорошо.

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Кроссворд на слайде

7. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Подведение итогов

- Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели.

Отвечают на вопросы учителя

Подведение итогов

Повторительно-обобщающая беседа

Фронтальная

Фронтальный контроль

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия деятельности на уроке

-Ребята, наш урок подошёл к концу.

- Если вы считаете, что у вас всё получилось, вы узнали новое о формах земной поверхности, закрепили уже имеющиеся знания и сможете их применить, поднимите правую руку

8.2. Домашнее задание

- Ребята, спланируйте домашнее задание.

Изучить ещё раз информацию на стр. 78-79, поработать с рубрикой «Проверь себя».

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.

Оценивают свою деятельность

Планируют домашнее задание

Рефлексия

Самостоятельное прогнозирование д/з

Домашнее задание

Фронтальная

Фронтальный контроль

Самоконтроль

Самооценка

Р4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула успеха + = Лень Отвлекаемость Внимательность Активность Успех

Слайд 2

Формула успеха + = Внимательность Активность Успех

Слайд 3

Компас, карта, равнина, атлас, глобус, гора.

Слайд 4

Тема: Формы земной поверхности. Цель: узнать, как можно больше о формах земной поверхности. 2 . Познакомиться с терминами равнина и гора; 3 . Узнать, чем отличаются холмы от гор. 1 . Узнать, какие формы земной поверхности бывают;

Слайд 6

Холм и гора.

Слайд 8

Вершина Склон Подошва(подножие)

Слайд 10

Р Г О А

Слайд 11

Р А В Н И Н Г О А

Слайд 12

Р А В Н И Н Г О А Е Р Ш И

Слайд 13

Р А В Н И Н Г О А Е Р Ш И П О Д О

Слайд 14

Р А В Н И Н Г О А Е Р Ш И П О Д О



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Карточка №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 1 классе на тему: Земная поверхность

Комментарий к урокуВ конце урока будут проверяться и оцениваться цели, которые в блоке целеполагания ставились в качестве основных.В технологической карте в графе «Универсальные учебные действия...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу –   урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...