2 класс. Тема: "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира во 2-ом классе. Тема:"Формы земной поверхности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 119 КБ |
Презентация | 2.5 МБ |
Карточки | 359.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Формы земной поверхности.
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Содержательная: усвоение знаний о формах земной поверхности.
Деятельностная: формирование умения различать формы земной поверхности.
Задачи:
Дидактические:
1. Познакомиться с понятиями «равнина и гора»;
2. Учиться различать холмы и горы;
3. Учиться определять части горы и холма.
Развивающие:
1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);
3. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
4. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
5. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
6. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.
Воспитательные:
1. Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знает определение понятий «равнина и гора»;
2. Умеет различать холмы и горы;
3. Умеет определять части холма и горы.
Личностные:
1. Осознаёт ценности познания, проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
2. Воспитывает
Метапредметные:
Познавательные:
1. Сравнивает объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Фиксирует полученные результаты в графическом виде (рисунок).
Регулятивные:
1. Планирует самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;
3. Находит ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректирует свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
Коммуникативные:
1. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
Оборудование:
Для учителя:
1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – С. 78-81
2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, 2014 – С. 49
3. Карточка с определениями, карточка с кроссвордом, карточка со схемой.
Для учащихся: цветные карандаши.
План урока
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивация
2. Этап актуализация и пробного учебного действия (5-7 мин.)
2.1. Проверка остаточных знаний
2.2. Отгадывание загадок
3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)
4.1. Формулирование темы
4.2. Формулирование цели и задач урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)
5.1. Понятия «равнина и гора»
5.1.1. Работа с понятиями
5.1.2. Работа по карточке №1
Обобщение по вопросу
5.2. Части холма и горы
5.2.1. Мотивация
5.2.2. Работа со схемой (стр. 79)
5.2.3. Работа по карточке №2
5.2.4. Проверка по эталону
Обобщение по вопросу
Физминутка
5.3. «Странички для любознательных»
5.3.1. Работа с иллюстрациями
5.3.2. Работа с тексом
5.3.3. Беседа по вопросам
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)
Обобщение по теме урока
7. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)
Подведение итогов
8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
8.1. Рефлексия деятельности на уроке
8.2. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||
ПР | МЕТ | Л | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. 1.2. Проверка готовности – Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник, 1.3. Мотивация - Ребята, на доске надо составить формулу успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, трудолюбие, активность, отвлекаемость) - Почему вы выбрали именно эти качества? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выбирают качества: внимательность, трудолюбие, активность. | Формула успеха Создание ситуации успеха | Фронтальная | «Формула успеха» | Фронтальный контроль | К1 | Л2 | ||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Проверка остаточных знаний игра «верю-не верю» - Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? - Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – ничего не делаете.
-Вы очень хорошо усвоили тему прошлого урока. Молодцы. 2.2. Отгадывание загадок - Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадки. Слушайте меня внимательно. 1. Мы шли к ней длинным перевалом, -Верно, ребята, это гора. Как вы догадались, что это гора? 2. От дождей, текучих вод Он растёт из года в год, Он полей равнинных враг, Как зовут его? — ...(овраг) -А что вам помогло узнать, что это овраг? 3. Покрыты травою луги и долины Спокойно лежат перед нами…(равнины) -Ребята, как вы рассуждали и пришли к такой отгадке? 4. Пониже он горы любой И, даже, не такой крутой, Зарос цветами и травой. Ты отгадай, кто он такой? (холм) -Вы молодцы, как вы думаете, для чего мы работали с загадками? | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя | Игра «верю-не верю» Обобщающая беседа | Фронтальная | Слайд презентации | Фронтальный контроль Фронтальный контроль | П1 Р2 Р3 Р4 | Л2 | ||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Игра «найди лишнее…» -Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте про себя слова, подумайте и скажите, какие слова лишнее. (слова: компас, карта, атлас, глобус, гора, равнина) -Почему они лишнее? | Мыслительная деятельность Находят лишние слова
| Вводная беседа игра | Фронтальная | Слайд презентации | Фронтальный контроль | П1 П3 | Л2 | ||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Формы земной поверхности.) - Давайте откроем учебник на странице 78 и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели и задач урока – Какую цель мы с вами поставим? (Узнать, как можно больше о формах земной поверхностях.) - Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать какие есть формы земной поверхности бывают. Познакомиться с терминами горы и равнины. Узнать, чем отличаются горы от холмов.) - Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка. Какой вывод мы можем сделать? 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания на карточках.) | Мыслительная деятельность Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока. Проводят проверку предположений по эталону в учебнике Планируют свою деятельность | Самостоятельное формулирование темы, цели, задач Проверка по эталону в учебнике | Фронтальная | Учебник | Фронтальный контроль | Р1 Р2 К1 | Л2 | ||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Понятия «равина и гора» 5.2. Части холма и горы 5.3. «Странички для любознательных. | 5.1.1. Работа над понятиями - Ребята, в задачах нас встретили два слова равнина и гора. Рассмотрите рисунки на стр. 78. Что изображено на 1 рисунке? Какую поверхность имеет равнина? Что же такое равнина? Найдите определение равнины ниже в тексте и прочитайте его. Что мы можем встретить на равнине? Что такое овраг? Что такое холм? Прочитайте определения оврага и холма в тексте. Что у нас изображено на 2 рисунке? Какую поверхность имеют горы? Что же такое гора? Найдите определение в тексте и прочитайте определение горы. Найдите в тексте как называются горы, которые расположены рядами? -Как вы думаете, чем отличается равнина от горы? 5.1.2. Работа по карточке №1 - Ребята, давайте закрепим полученные знания. У вас на столах лежит карточка под №1. В ней нужно дописать определения. Выпишите определения с учебника. - Итак, прочитает определение равнины… Прочитает определение горы… Обобщение по вопросу - Итак, ребята, мы свами теперь знаем, что такое горы и равнины. Так же мы узнали, что на равнинах есть возвышенности-холмы и углубления с крутыми склонами-овраги. В нашем мире много красивых видов, гор, равнин и сегодня на уроке мы с ними ознакомимся. 5.2.1. Мотивация - Давайте сейчас с вами узнаем из чего состоят горы и холмы. 5.2.2. Работа со схемой (стр. 79) - Ребята, посмотрите на схему на странице 79. 1) Рассмотрите схему и узнайте составляющие холма и горы. 2) Сравните их. Чем холм похож с горой? Чем они различаются? 3) Чтобы узнать о них еще больше я предлагаю вам прочитать текст под схемой. 5.2.3. Работа по карточке №2 -Итак, сейчас вам нужно поработать в парах. Возьмите карточку под №2. Вам нужно подписать части холма и ниже нарисовать гору и подписать её части. Закройте учебники и попробуйте по памяти нарисовать и подписать. На работу вам дается 5 минут. Приступайте. 5.2.4. Проверка по эталону. -Время вышло. Сверьте свои работы с эталоном на слайде. Поднимите руки домиком те пары, которые не допустили ошибок. Обобщение по вопросу -Теперь мы свами умеем отличать холм от горы, чем же они отличаются? Какие же формы поверхности преобладают в нашем крае? По своим наблюдениям дайте характеристику поверхности в вашем крае. (равнины и холмы) ФИЗМИНУТКА (на 20-25 минуте урока) Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову к верху и потянутся к солнышку) И нас лучики согрели. Бабочки летели, Крыльями махали. (взмахи руками) Дружно хлопаем. Ногами топаем. Хорошо мы погуляли (шаги на месте) И немножечко устали. -Мы с вами отдохнули и теперь можем дальше работать. Садитесь. 5.3.1. Работа с иллюстрациями. -Итак, ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить рассказы на тему «Красота гор». (5 групп) Первые парты развернитесь ко вторым, третьи парты развернитесь к четвертым. (Распределяем фотографии на группы). На это задание у вас 7 минут, приступайте. -Время вышло. Давайте прослушаем каждую микрогруппу. У вас вышли очень хорошие рассказы. 5.3.2. Работа с текстом -Давайте прочитаем текст в учебнике, как рассказывал о горах писатель Николай Иванович Сладков. Сравните свои рассказы с этим текстом. Что вам в нем понравилось? Чтобы вы хотели добавить в свой текст? 5.3.3. Беседа по вопросам -Давайте с вами ответим на вопросы из рубрики «Проверь себя». 1. Какие формы земной поверхности ты знаешь? 2. Что такое равнины? 3. Что такое горы? -Ребята, что мы можем увидеть на равнине? Как называются горы, расположенные рядами? -Какой мы вывод можем сделать из того, что мы сегодня с вами узнали? -Давайте сравним ваш вывод с тем, который у нас есть в учебнике. Прочитайте его в слух. | Мыслительная деятельность Объясняют смысл слов Делают выводы Отвечают на вопросы учителя Работа по карточке Мыслительная деятельность Выполняют задание на первичное закрепление Делают выводы Отвечают на вопросы Работают в парах Подписывают состовляющие холма Рисуют гору и подписывают её составляющие Составляют в группах рассказы на тему «Красота гор» Чтение текста Обсуждение Беседа по вопросом | Вводная беседа Работа с текстом учебника Демонстрация Обобщение Работа с рисунками Работа с учебником Обобщение Обобщение Физминутка Работа с рисунками в учебнике Работа с текстом в учебнике | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Парная
Групповая Индивидуальная | На слайде приведено определение понятия из Толкового словаря Учебник Рисунки в учебнике Карточка №1 Схема в учебнике Карточка №2 Рисунки в учебнике Текст в учебнике | Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль | ПР1 ПР2 ПР3 | П2 Р4 К1 К2 П2 П3 Р4 К1 | Л2 Л2 Л2 Л1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Обобщение по теме урока. - Ребята, посмотрите на слайд. На нем кроссворд по нашей теме. Я буду читать вопросы, а вы отвечать на них. Слушайте меня внимательно! Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина) Какие формы земной поверхности есть на равнине? У каких форм земной поверхности есть подошва? По вертикали: 1.Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора) Как называются горы, которые расположены рядами? У каких форм земной поверхности тоже есть вершина? -С помощью этого кроссворда мы повторили то, что изучили на нашем сегодняшнем уроке. Так как мы его заполнили полностью, это значит, что тему вы усвоили хорошо. | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы | Фронтальная | Кроссворд на слайде | ||||||
7. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Подведение итогов - Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока? - Какую цель мы ставили на урок? - Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели. | Отвечают на вопросы учителя | Подведение итогов Повторительно-обобщающая беседа | Фронтальная | Фронтальный контроль | |||||
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1. Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, наш урок подошёл к концу. - Если вы считаете, что у вас всё получилось, вы узнали новое о формах земной поверхности, закрепили уже имеющиеся знания и сможете их применить, поднимите правую руку 8.2. Домашнее задание - Ребята, спланируйте домашнее задание. Изучить ещё раз информацию на стр. 78-79, поработать с рубрикой «Проверь себя». - Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания. | Оценивают свою деятельность Планируют домашнее задание | Рефлексия Самостоятельное прогнозирование д/з Домашнее задание | Фронтальная | Фронтальный контроль Самоконтроль Самооценка | Р4 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формула успеха + = Внимательность Активность Успех
Компас, карта, равнина, атлас, глобус, гора.
Тема: Формы земной поверхности. Цель: узнать, как можно больше о формах земной поверхности. 2 . Познакомиться с терминами равнина и гора; 3 . Узнать, чем отличаются холмы от гор. 1 . Узнать, какие формы земной поверхности бывают;
Холм и гора.
Вершина Склон Подошва(подножие)
Р Г О А
Р А В Н И Н Г О А
Р А В Н И Н Г О А Е Р Ш И
Р А В Н И Н Г О А Е Р Ш И П О Д О
Р А В Н И Н Г О А Е Р Ш И П О Д О
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Карточка №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 1 классе на тему: Земная поверхность
Комментарий к урокуВ конце урока будут проверяться и оцениваться цели, которые в блоке целеполагания ставились в качестве основных.В технологической карте в графе «Универсальные учебные действия...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)
АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу – урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....
Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...