Урок окружающего мира "Скелет человека. Состав костей".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Грунина Светлана Анатольевна

Конспект урока окружающего мира "Скелет человека. Состав и свойства костей" представлен в рамках предметной методической недели "формирование и развитие естественно-научной грамотности в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skelet_cheloveka_sostav_i_svoystva_kostey.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОПОРА И ЗАЩИТА ТЕЛА. СКЕЛЕТ.
СОСТАВ И СВОЙСТВА КОСТЕЙ

Педагогические цели: познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета), с правилами и мерами сохранения скелета.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся со значением позвоночника в организме человека; научатся называть основные отделы, составляющие скелет человека, проводить измерения и оформлять результаты.

Личностные: проявление интереса к познанию своего организма, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; осуществляют поиск необходимой информации для ответа на вопросы, предлагаемые в учебнике, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; участвуют в обсуждении вопросов о значении скелета в жизни человека.

Сценарий урока

I. Проверку домашней работы мы перенесем на окончание урока.

2. Как называется наука, которая изучает тело человека? Хорошо ли вы знаете части тела человека и его внутренние органы?

Работа с тетрадью (с. 10, задание 15).

Учащихся подписывают известные части тела и внутренние органы.

–   Какие внутренние органы вы подписали?

  • Как вы думаете, почему органы не падают вниз и не сбиваются в кучу? (Рассуждения учащихся.)

II. Освоение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

Арина любит мастерить куклы: шьёт их из обрезков ткани, набивает мягким поролоном. На голове косички из пряжи, лицо тоже сделано как надо: глаза и нос – пуговички, рот из красного суконного лоскутка.

– Ну вот, теперь садись,– говорит кукле Арина.

Но сама кукла никак не садится, ей нужно помочь, да ещё подушкой подпереть. А она всё валится то на один бок, то на другой, руки-ноги болтаются, голова свешивается. Словом, настоящая тряпичная кукла. Только вы не подумайте, что она Арине не нравится. Наоборот, это самая любимая кукла!

Но Арина очень хочет узнать, чего не хватает её кукле.

– Итак что мы узнаем на уроке?

– Сегодня мы выясним, что придаёт телу человека движение и опору, что защищает и поддерживает внутренние органы человека.

– Тема сегодняшнего урока: «Опора и защита тела» (Слайд 1.)

2. Работа по теме урока.

а) Самостоятельное чтение текста учебника (с. 38).

– Какие названия носит система, которая помогает нам двигаться? (Опорно-двигательная система, костно-мышечная система.)

- Чем она образована? (скелетом и мышцами). (Слайд 2)

б) Словарная работа.

– Что же означает слово «скелет»? Это слово пришло к нам из греческого языка и буквально означает высохший. (Слайд 3)

- Для чего телу человека нужен скелет? (рассуждения учеников)

в) Определение функций скелета.

Чтение текста, с. 38, 2 абзац (со слов: «Скелет – это… ).

– Какие же функции выполняет скелет? (Определяют учащихся совместно с учителем.)

 Скелет придаёт телу размеры и форму.

 Скелет защищает внутренние органы.

 Скелет поддерживает внутренние органы (иначе бы они давили друг на друга, мешали и не давали друг другу работать).

 Скелет служит опорой для мышц и вместе с ними участвует в движении.

г) Рассматривание таблицы «Скелет» (слайд 4)

– Какую часть занимает скелет? (Кости скелета располагаются повсюду, занимает достаточно много места.) А как вы думаете, это самый тяжёлый орган или нет?

– Оказывается, если человек весит 80 кг, то его скелет весит всего 10 кг.

– Как вы думаете, почему? (Кости наполовину состоят из воды, внутри кости много пустот.)

– Какие основные кости вы видите на таблице? (Череп, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа, таз, позвоночник.)

– Как вы думаете, сколько костей у человека? (Более 200.)

-  Кости бывают большие и маленькие, плоские и трубчатые.

д) Практическая работа.

– Как соединены кости между собой?

– Подвигайте своими руками, ногами. Что вы можете сказать, достаточно ли они подвижны? (Вывод: кости соединены подвижно.)

– Подвигайте позвоночником, сравните, так же подвижно соединение? (Вывод: кости соединены не так подвижно, как руки и ноги.)

– Попробуйте подвигать черепом. (Это невозможно, кроме нижней челюсти. Вывод: кости соединены неподвижно.)

– Итак, мы убедились, что все кости соединены по-разному, в зависимости от функций. Как называются соединения? (Подвижное соединение, полуподвижное соединение, неподвижное соединение.)

3. Первичное закрепление – понимание учебного материала.

Цифровой диктант «Лови ошибку!» 

Из 6 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.  

  1. Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами.
  2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
  3. В позвоночнике соединение костей подвижное.
  4. Кости скелета очень лёгкие, составляют 1/8 часть.
  5. Все кости в скелете человека имеют одинаковые размеры.
  6. Кости скелета образованы клетками соединительной ткани.

Самопроверка.

4. Создание проблемной ситуации. Мини – исследования учащихся. Работа в группах.

1 группа

В травмпункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой небольшой ушиб. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?

2 группа

Бабушка записала внучку в секцию гимнастики. Каждый раз после тренировки внучка устраивала бабушке тренировки, развивая ей гибкость. Бабушка была очень ответственной ученицей и все упражнения выполняла. Но через полгода интенсивных тренировок внучка легко садилась на шпагат и делала мостик, а бабушка такими успехами похвастаться не смогла. Как вы думаете, почему? Аргументируйте своё решение.

3 группа

У Даши родился маленький братик Денис. Сейчас ему уже 6 месяцев. Даша очень любит играть с братиком. Ей хочется, чтобы он побыстрее начал вставать и ходить. Но мама строго-настрого не разрешает Даше ставить Дениса на ножки и учить его ходить. Даша очень обижается на маму. Как вы думаете, кто прав? Аргументируйте свой ответ.

Группы делятся своими мнениями и рассуждениями. Приходят к пониманию, что не имеют достаточно знаний для собственной аргументации.

Чтение текста на стр 40. Вывод фиксируется в модели:

 

- Теперь, обладая достаточным количеством знаний, аргументируйте свои ответы точно и полно.

Проверка домашнего задания.

- Почему детям рекомендуют очень внимательно следить за осанкой?

– К чему может привести неправильная посадка за столом и неправильная походка?

– Какие правила вы должны соблюдать, чтобы не испортить свою осанку?

– Как надо правильно сидеть?

- Какие упражнения необходимо выполнять для правильной осанки?

III. Итог урока. Рефлексия деятельности. (2 мин)

Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили себе в начале урока. Решили ли мы эти задачи?

– Какие знания получили? Что может пригодиться в жизни?

IV. Определение домашнего задания.

Прочитать текст в учебнике на с. 38–41. Выполнить задания 16, 18 в тетради (с. 11–12).

Приложение к уроку

Группа 1

В травмпункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой небольшой ушиб. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?

Группа 2

Бабушка записала внучку в секцию гимнастики. Каждый раз после тренировки внучка устраивала бабушке тренировки, развивая ей гибкость. Бабушка была очень ответственной ученицей и все упражнения выполняла. Но через полгода интенсивных тренировок внучка легко садилась на шпагат и делала мостик, а бабушка такими успехами похвастаться не смогла. Как вы думаете, почему? Аргументируйте своё решение.

Группа 3

У Даши родился маленький братик Денис. Сейчас ему уже 6 месяцев. Даша очень любит играть с братиком. Ей хочется, чтобы он побыстрее начал вставать и ходить. Но мама строго-настрого не разрешает Даше ставить Дениса на ножки и учить его ходить. Даша очень обижается на маму. Как вы думаете, кто прав? Аргументируйте свой ответ.

Группа 4

В травмпункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой небольшой ушиб. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?

Группа 5

Бабушка записала внучку в секцию гимнастики. Каждый раз после тренировки внучка устраивала бабушке тренировки, развивая ей гибкость. Бабушка была очень ответственной ученицей и все упражнения выполняла. Но через полгода интенсивных тренировок внучка легко садилась на шпагат и делала мостик, а бабушка такими успехами похвастаться не смогла. Как вы думаете, почему? Аргументируйте своё решение.

Группа 6

У Даши родился маленький братик Денис. Сейчас ему уже 6 месяцев. Даша очень любит играть с братиком. Ей хочется, чтобы он побыстрее начал вставать и ходить. Но мама строго-настрого не разрешает Даше ставить Дениса на ножки и учить его ходить. Даша очень обижается на маму. Как вы думаете, кто прав? Аргументируйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)

Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....

урок окружающего мира "человек и воздух"

разработка урока, презентация и самоанализ урока...

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Урок окружающего мира "Человек - разумное существо" (1 класс)

Данная разработка поможет учителям начальных классов, работающим по УМК "Школа 2100" при подготовке к уроку окружающего мира. Цели урока: - познакомить учеников с отличительными чертами человека, - по...

Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием....

Урок окружающий мир "Почва.Состав почвы"

Урок окружающий мир, с применением мини-лаборатории. Урок был показан на зональном семинаре для учителей начальных классов 2018г...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...