конспект урока по окружающему миру "Земля-кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Учитель: Шевякова Екатерина Викторовна
1 квалификационная категория, стаж работы – 9 лет.
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тема: Земля-кормилица
Место урока в учебном процессе: первый урок в разделе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование представления о почве как о верхнем плодородном слое земли.
Задачи:
- Образовательная: вспомнить состав почвы, познакомить детей с видами почв в зависимости от расположения природных зон, экологическими проблемами почвы;
- Развивающая: развивать познавательную активность, делать выводы на основе простейших опытов, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры; высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения; развивать интерес к предмету;
- Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, почве, как к “Земле-кормилице”; воспитывать любовь к Родине, к родному краю; бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность, самостоятельность, уважение друг к другу и к окружающим.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
1) компьютер;
2) проектор, экран.
Средства обучения
(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):
1) презентация, выполненная в программе PowerPoint
2) индивидуальные технологические карты
3)учебник «Окружающий мир» 1 часть, 4 класс, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Вид контроля: формирующий
Форма контроля: формирующее оценивание
Домашнее задание: дифференцированное
Планируемые результаты
Метапредметные
- Личностные УУД:
- формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Познавательные УУД:
- формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
- давать характеристики изучаемым природным объектам,
- работать с текстовым и иллюстративным материалом,
- заполнять карту по ходу урока,
- осуществлять обобщение, делать выводы.
- Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в парах.
- понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
- выражать свою точку зрения. - Регулятивные УУД:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
- формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Предметные
- Расширить знания об окружающем мире.
- Формировать умение исследовать с помощью текстового материала типы почв в зависимости от природных зон.
- Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.
Ход урока
I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть и хочу улыбкой встретить каждого из вас. Сегодня к нам в класс пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и улыбнемся им. А теперь улыбнитесь друг другу, ведь с улыбкой легче и веселее работать на уроке!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваши знакомые Лена и Миша решили вырастить растение. Лена поставила веточку в воду, появились первые листочки, но дальше растение не растет. Как вы думаете, почему? Что еще необходимо для роста и жизни растений? Выскажите свои предположения. (слайд 1)
- И среди условий, необходимых для жизни растений вы назвали землю. Родная мать – земля – так исстари уважительно наш народ называет родную землю.
- Прочитайте пословицы и поговорки о земле и подумайте, почему к земле так уважительно относятся люди. (слайд 2)
(Земелька черная, а белый хлеб родит. Землю уважай, она дает урожай. Какова земля, таков и хлеб. Земля кормит людей, как мать детей. )
Читаю текст.
Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это волшебная кладовая у нас под ногами. Вы уже, конечно, догадались, как она называется. (М. Ильин.)
Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой.
Издавна кормит людей земля.
III. Целеполагание, постановка проблемы
- Чтобы определить тему урока, мы с вами выполним задания и запишем в наш рабочий лист.
1.Выделите грамматическую основу в пословице.
Земля кормит людей, как мать детей. (слайд 3)
2. Замените глагол «кормит», именем существительным.
(Слово «Кормилица» на экране) (слайд 4)
Предположите тему нашего урока.
-Запишите в карту тему урока «Земля-кормилица»
-Назовите орфограмму. Подберите проверочное слово. (слайд 5)
- Научное название земли – почва. Давайте вспомним, что мы знаем о почве и из каких компонентов она состоит.
- Поработайте в парах. У вас на парте лежат карточки с описанием опытов с почвой. Вспомните состав почвы и вставьте пропущенные слова.
- А теперь все вместе заполним схему «Состав почвы»
(на экране схема) (слайд 6)
Физкультминутка
IV. Совместное открытие знаний (исследовательская деятельность учащихся)
- Специалисты, изучающие почву – почвоведы.
Наука о защите почвы – почвоведение. Эту науку создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
- Более 100 лет назад Докучаев доказал, от чего зависит тип почвы.
Василий Васильевич, тоже называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля, золота.
Мы с вами начали изучать природные зоны.
- Работа по учебнику. Самостоятельно ознакомьтесь с информацией в учебнике на стр.160-161 и запишите в рабочий лист о каких почвах вы узнали.
V. Первичное закрепление знаний. Проверка по эталону
- Отложите свои рабочие листы и посмотрите видеофрагмент. Сравните свои записи в рабочем листе с информацией из видеоролика.
VI. Систематизация знаний
(на экране слайд 10)
- Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли.
- Какую опасность для почвы несет человек?
Работа в группах. У каждого из вас есть жетон определенного цвета. Соберитесь в группы по цвету у своей станции. На оборотной стороне сигнальной таблички есть информация об экологической проблеме почв. Прочитайте информацию, а потом поменяйтесь с одноклассниками жетоном по цвету. (Цвета повторяться не должны)
Запишите в рабочие листы, какие экологические проблемы есть у почвы.
VII. Объяснение домашнего задания
Слайд №11
- У вас остались цветные жетоны. На каждой станции есть карточки с домашним заданием. (Подумайте, как можно защитить почву от определенной экологической проблемы. Напишите рассказ, подготовьте брошюру или нарисуйте экологический знак «Друг почвы»)
VIII. Рефлексия деятельности. Итоги урока
- А теперь подведем итоги урока. На столе у каждого есть небольшая карточка.
Слайд №12
Соотнесите данные из первого столбца с правильным ответом из второго. Вопрос 5* и 6* заполняете самостоятельно.
1.Главное свойство почвы | 1. Шесть |
2.Состав почвы | 2. В.В.Докучаев |
3.Ученый-почвовед | 3. Плодородие |
4.Сколько видов почв сегодня узнали? Запиши 1-2 вида | 4.Воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли |
5* Самый интересный момент на уроке | |
6* Как бы ты оценил свою работу на уроке? (от 1 до 5) |
- Кого бы вы поблагодарили за работу на уроке?
-Я знаю, что земля улыбается цветами, прошу Вас, поддерживайте всегда её позитивное настроение и жизнь станет ярче, заставьте нашу Землю улыбнуться, берегите нашу кормилицу.
Спасибо за урок! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...