конспект урока окружающего мира по теме "Планеты солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели | Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | |
Оборудование | схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий |
Основные | Планеты Солнечной системы, теллурий |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2._planety_solnechnoy_sistemy.docx | 52.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Цели | Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий |
Основные | Планеты Солнечной системы, теллурий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему путешествия. 1-й этап – Повторение изученного. Проверка домашнего задания. 2-й этап – Остановка «Планеты Солнечной системы». 3-й этап – Отдых (выход в открытый космос). 4-й этап – Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». 5-й этап – Возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание. – Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество форме, вступают Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: крос- Дидактическая игра «Верно – | – Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали . – Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». – Земля – это одна из планет Солнечной системы. – Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. – Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. – Земля движется вокруг Солнца. – Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. – Луна – планета Солнечной системы. – Компьютер к работе готов. Вперед, к загадочным – Почему космонавты называют Землю голубой планетой? – Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, – Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. | Разгадывают кроссворд Участвуют Отвечают: – Верно. – Верно. – Неверно. – Верно. – Неверно. – Неверно. Отвечают | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин- | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое. – Так почему Землю называют «планета-сад»? – Познакомимся с другими планетами | формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Личностные: осознают свои возможно- | |||||
III. Изучение нового материала | Знакомство | Демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет». – Мы познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы. – Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. – Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. – Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия | Заранее подготовленные ученики рассказывают Выполняют Отвечают | Фронтальная | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?» | – Мы вернулись на борт космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля. – Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля? – Как освещается Земля Солнцем? Одинаково? – Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи? – Посмотрите на верхний рисунок в учебнике (с. 12). Что вы можете сказать? – Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем? – Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год. – Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы: | Рассматривают теллурий. Приводят Отвечают | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: | Устные ответы, записи |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задания | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Индивидуальная | Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело | Задания | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Все тайны раскрыты. Путешествие подошло к концу. – Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Слушают, уточняют | Индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)
2. Специалист по астрономии. (Астроном.)
3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты. (Спутник.)
4. Наука о небесных телах. (Астрономия.)
5. Ближайшая от Земли звезда. (Солнце.)
6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (Комета.)
Ключевое слово: ВОСТОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" (презентация "Космос")
Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос"....
Конспект урока окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс
Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс
Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнечная система"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнечная система" для 2 класса по УМК "Планета Знаний" содержит справочный теоретический материал о "падающих звездах": о метеорах, метеоритах, астероида...
Конспект урока окружающего мира "наше питание. Пищеварительная система" 3 класс
Тема и номер урока в теме: «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.Предметная программа и её автор:: «Мир вокруг...
Презентация к уроку окружающего мира "Земля - планета солнечной системы"
Презентация к уроку окружающего мира "Земля - планета солнечной системы"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Солнечная система" УМК «Начальная школа «XXI век».
Углубить знания о Солнечной системе и её планетах...