Открытый урок по окружающему миру "Наука история. Исторческие источники"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Котельникова Кристина Владимировна

В этом открытом уроке собраны разные кусочки материалов с разных сайтов, книг  и головы. И подготовлен для своего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру 3 класс

Тема: «Наука история. Исторические источники»

Цели: - Подчеркнуть значение изучения прошлого;

-указать роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека;

- обучать самостоятельному решению проблем;

Средство:

- открытие знаний вместе с детьми;

Задачи: - сформировать у детей представления об исторических источниках;

- развивать умение элементарного анализа источников истории;

- воспитывать бережное отношение к памятникам старины;

- побуждать детей высказывать различные версии решения проблем;

- развивать творческое мышление;

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент.

Перед нами новая дверь к знаниям. Прежде чем её открыть, прочитаем, что нас ждет впереди.

Стр.109

- Куда нас приглашает эта дверь? Что будем изучать на следующих уроках?

Сейчас у вас на столах видите карточку 1.

- Посмотрите на задание. Разделите, пожалуйста, эту строчку на слова.

- Какие слова получились? (хронология, история, ботаника, археология, анатомия)

- Какие слова вы уже знаете и можете дать определение? (ботаника, анатомия)

- А что делать с остальными словами?

- Как вы думаете, эти слова связаны будут с нашим новым разделом и темой?

- Прочитайте название темы: «История вокруг тебя» и 1 абзац учебника.

- Как называется наука о прошлом? (история)

Слово «история» многозначно. Своя «история» есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку.

Слово «история» пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово «historia» означало – рассказ о прошедшем, об узнанном.

История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

Что же мы будем изучать? (прочитайте 2 абзац).

Как называют ученых, которые изучают историю? (историки)

НА КАРТОЧКЕ ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ.

- Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего».

- Ребята, как вы думает, о чем он говорил?

- Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

- Как же можно достоверно узнать о прошлом, если живых свидетелей тех времен уже не осталось? (дети совещаются и формируют свои выводы).

(О прошлом можно узнавать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, из старинных книг, из вещей, … )

- Давайте себя проверим и обратимся к учебнику на стр. 111.

- Правильно ответили?

- Все что вы перечислили, имеет название исторические источники.

- А теперь скажите, пожалуйста, какими они бывают, и поработаем с карточкой 2.

  • Вещественные исторические источники, давайте выберем из списка? Что будет  являться вещественными источниками?
  • Откуда берутся вещественные источники?
  • Работа с предметами, найденными во время раскопок. Во время раскопок в Суздале археологи нашли фрагменты русской керамики 12 века.
  • - А где мы можем более глубоко познакомиться с историческими источниками? (музее)
  • Совершенно правильно не далеко от нашей школы находиться краеведческий музей. В котором мы часто бываем с вами! А также мы с вами были в другом краеведческом музее? В каком городе? (Серафимович)

- А какие исторические источники еще есть в карточке.

  • Какие предметы являются письменными историческими источниками?

Чаще всего историк работает с книгами. В них собраны различные исторические документы: летописи, сборники законов, договоры между государствами, записки путешественников и др.

  • Все ли исторические источники представлены?
  • ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПРЕДСТАВИМ: Вам захотелось узнать историю своей семьи. Какими историческими источниками вы будете пользоваться? (расспросить родителей, родственников).
  • Как можно назвать эти исторические источники? (устные)
  •  Что же может служить устным историческим источником? Давайте назовем их!

НАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

-  Как люди находят исторические источники?

- Кто и где находит старинные предметы и их изучает? (археологи)

А наука, изучающая эти старинные предметы? (археология)  – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей).

А где же археологи проводят свои раскопки?

Как находят места где нужно проводить раскопки?

Соотносят карты современные и старые. И находят места сражений. Но и могут находить случайно!

А мы можем стать археологами?

ЗАПИЩИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  АРХЕОЛОГИЯ.

Зачем мы часто спрашиваем: «Когда произошло то или иное событие, интересуемся годами жизни людей?

Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

Археология – это наука, изучающая вещественны исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Как вы думаете, как называется, изучающая время, в которое произошло событие? (хронология)

ХРОНОЛОГИЯ –

А сейчас вы составите свой хронологический ряд или по другому (ленту времени своей жизни) дат своей жизни!

В каком году вы родились?

В каком году пошли в садик?

А в каком году пошли в школу?

Можно ответить на такой вопрос – когда вы сильно – сильно болели?

Самый смешной случай, когда с вами произошёл?

Работа с учебником стр. 112-113. В начале урока мы с вами говорили, что у всего есть своя история. А как вы думаете, наш город имеет историю? Улицы нашего города имеют историю? Вашим домашним заданием будет выбрать улицу и рассказать ее краткую историю. Будьте внимательны некоторые улицы города раньше носили другое название! С какими историческими источниками будете работать?

Посмотрите, мы с вами раскрыли все понятия?

Зачем нужна наука «история». Зачем нам нужно знать о прошлом?

И наш урок хочу завершить такими словами В.О.Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»

Хорошие слова? Вы с ними согласны?

Какое у вас домашнее задание???

+++ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: "Из истории имен"

Конспект открытого урока по окружающему миру...

Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»

Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"

Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"...