Открытый урок по окружающему миру "Наука история. Исторческие источники"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
В этом открытом уроке собраны разные кусочки материалов с разных сайтов, книг и головы. И подготовлен для своего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру 3 класс
Тема: «Наука история. Исторические источники»
Цели: - Подчеркнуть значение изучения прошлого;
-указать роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека;
- обучать самостоятельному решению проблем;
Средство:
- открытие знаний вместе с детьми;
Задачи: - сформировать у детей представления об исторических источниках;
- развивать умение элементарного анализа источников истории;
- воспитывать бережное отношение к памятникам старины;
- побуждать детей высказывать различные версии решения проблем;
- развивать творческое мышление;
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент.
Перед нами новая дверь к знаниям. Прежде чем её открыть, прочитаем, что нас ждет впереди.
Стр.109
- Куда нас приглашает эта дверь? Что будем изучать на следующих уроках?
Сейчас у вас на столах видите карточку 1.
- Посмотрите на задание. Разделите, пожалуйста, эту строчку на слова.
- Какие слова получились? (хронология, история, ботаника, археология, анатомия)
- Какие слова вы уже знаете и можете дать определение? (ботаника, анатомия)
- А что делать с остальными словами?
- Как вы думаете, эти слова связаны будут с нашим новым разделом и темой?
- Прочитайте название темы: «История вокруг тебя» и 1 абзац учебника.
- Как называется наука о прошлом? (история)
Слово «история» многозначно. Своя «история» есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку.
Слово «история» пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово «historia» означало – рассказ о прошедшем, об узнанном.
История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.
Что же мы будем изучать? (прочитайте 2 абзац).
Как называют ученых, которые изучают историю? (историки)
НА КАРТОЧКЕ ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ.
- Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего».
- Ребята, как вы думает, о чем он говорил?
- Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.
- Как же можно достоверно узнать о прошлом, если живых свидетелей тех времен уже не осталось? (дети совещаются и формируют свои выводы).
(О прошлом можно узнавать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, из старинных книг, из вещей, … )
- Давайте себя проверим и обратимся к учебнику на стр. 111.
- Правильно ответили?
- Все что вы перечислили, имеет название исторические источники.
- А теперь скажите, пожалуйста, какими они бывают, и поработаем с карточкой 2.
- Вещественные исторические источники, давайте выберем из списка? Что будет являться вещественными источниками?
- Откуда берутся вещественные источники?
- Работа с предметами, найденными во время раскопок. Во время раскопок в Суздале археологи нашли фрагменты русской керамики 12 века.
- - А где мы можем более глубоко познакомиться с историческими источниками? (музее)
- Совершенно правильно не далеко от нашей школы находиться краеведческий музей. В котором мы часто бываем с вами! А также мы с вами были в другом краеведческом музее? В каком городе? (Серафимович)
- А какие исторические источники еще есть в карточке.
- Какие предметы являются письменными историческими источниками?
Чаще всего историк работает с книгами. В них собраны различные исторические документы: летописи, сборники законов, договоры между государствами, записки путешественников и др.
- Все ли исторические источники представлены?
- ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПРЕДСТАВИМ: Вам захотелось узнать историю своей семьи. Какими историческими источниками вы будете пользоваться? (расспросить родителей, родственников).
- Как можно назвать эти исторические источники? (устные)
- Что же может служить устным историческим источником? Давайте назовем их!
НАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
- Как люди находят исторические источники?
- Кто и где находит старинные предметы и их изучает? (археологи)
А наука, изучающая эти старинные предметы? (археология) – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей).
А где же археологи проводят свои раскопки?
Как находят места где нужно проводить раскопки?
Соотносят карты современные и старые. И находят места сражений. Но и могут находить случайно!
А мы можем стать археологами?
ЗАПИЩИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХЕОЛОГИЯ.
Зачем мы часто спрашиваем: «Когда произошло то или иное событие, интересуемся годами жизни людей?
Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.
Археология – это наука, изучающая вещественны исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Как вы думаете, как называется, изучающая время, в которое произошло событие? (хронология)
ХРОНОЛОГИЯ –
А сейчас вы составите свой хронологический ряд или по другому (ленту времени своей жизни) дат своей жизни!
В каком году вы родились?
В каком году пошли в садик?
А в каком году пошли в школу?
Можно ответить на такой вопрос – когда вы сильно – сильно болели?
Самый смешной случай, когда с вами произошёл?
Работа с учебником стр. 112-113. В начале урока мы с вами говорили, что у всего есть своя история. А как вы думаете, наш город имеет историю? Улицы нашего города имеют историю? Вашим домашним заданием будет выбрать улицу и рассказать ее краткую историю. Будьте внимательны некоторые улицы города раньше носили другое название! С какими историческими источниками будете работать?
Посмотрите, мы с вами раскрыли все понятия?
Зачем нужна наука «история». Зачем нам нужно знать о прошлом?
И наш урок хочу завершить такими словами В.О.Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»
Хорошие слова? Вы с ними согласны?
Какое у вас домашнее задание???
+++ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....
Технологическая карта 4 класс открытый урок по теме "Расскажи историю! английская сказка "Заяц и черепахв"
Введение новых ЛЕ, систематизация знаний по теме Past Simple...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: "Из истории имен"
Конспект открытого урока по окружающему миру...
Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»
Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"
Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"...