Экскурсия «Природа осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Королёва Лина Николаевна
учитель начальных классов
Окружающий мир, 1-й класс
Тема урока: Экскурсия «Природа осенью»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:
Дать представление о характерных признаках явлений природы осенью, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при работе на природе.
Формировать УУД:
– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на природе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдений; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по намеченному плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и наблюдения (Познавательные УУД).
Планируемый результат.
Предметные:
Иметь представление о характерных признаках явлений природы осенью.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдений; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и наблюдения (Познавательные УУД)
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о деревьях, кустарниках и травах; выполнение практической работы; формулирование выводов.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа;
групповая.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир”;
рабочая тетрадь по окружающему миру;
ноутбук;
лупы.
Этапы урока | Содержание урока | УУД | Примечание |
I. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин) | – О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.) – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.) – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным) – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. | личностные | |
II. Актуали зация опорных знаний (1-2 мин) | Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … (природа). - А всегда ли природа одинакова? (Нет) - От чего это зависит? (От времени года) –Какое сейчас время года? (Осень) –Какие изменения происходят в природе осенью? Легко ли говорить об этом в классе? Где удобнее наблюдать за изменениями природы? (На природе). Какая же тема будет у нашего урока? (Экскурсия на природу, в лес). | Регулятив-ные, коммуникативные | Слайд 2 Учитель задаёт наводящие вопросы, подводит детей к тому, чтобы они сами определили тему урока. |
III. Постановка учебной задачи. (1 мин) | - А зачем мы отправимся лес? (Понаблюдать за изменениями в природе) В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, По лесу гулять пойдём. Много, много интересного, Мы всегда в лесу найдем. | регулятивные | |
IV. ”Откры тие” нового знания (18 мин) Практическая деятельность детей с элементами исследования | -Что такое лес? (Отвечают дети) Точное определение слова можно посмотреть в словаре. Лес – это один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главная роль принадлежит деревьям и кустарникам, второстепенная — травам, кустарничкам, мхам, лишайникам и т.п. Характерная черта леса, как и всякого растительного покрова, в том, что растения, образующие лес, произрастают совместно, влияют друг на друга, находятся во взаимодействии со средой произрастания, составляют динамическое единство. Но, отправляясь на прогулку в осенний лес, давайте вспомним правила поведения и технику безопасности на природе. А так же составим план экскурсии. 1 группа рассказывает о правилах поведения в лесу: -Никогда не наноси вред природе. -Не пугай зверей и птиц. -Охраняй жизнь всем, кто попадается в природе. -Не трогай домиков животных, их детёнышей. -Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок). -Не оставляй мусор (бумагу, бутылки) 2 группа о технике безопасности: -Не бегай. -Не разжигай костров в лесу. -Ходи по тропинке. -Не трогай руками неизвестные тебе растения.
3 группа – план экскурсии: -Понаблюдать за различными растениями. - Выяснить, как опадают листья с деревьев.
Сегодня во время нашей экскурсии мы обратим особое внимание на жизнь растений осенью и понаблюдаем, что с ними происходит. Наблюдать за природой интересно во все времена года, особенно, осенью. В природе происходит много интересного, необычного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь – непременно полюбишь, а полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает.
А вот вам загадка о том, что нас ждёт на пути: «Много рук, а нога одна. Летом одевается, зимой раздевается». (Дерево.) Какие деревья мы увидим в лесу? Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лиственное дерево.) Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (Хвойное дерево.) -Какие ещё растения, кроме деревьев, растут в лесу? (кустарники и травы) Игра «Найди своё место». По моей команде: «По местам!» – дети из 1 группы должны встать возле деревьев, из второй – возле кустарников, из третьей – возле травянистых растений. (Задача игры – уточнить, знают ли ребята о таких объектах и умеют ли их различать.) Игра «Отгадай и найди по описанию». Подготовленный ученик описывает растение, дети отыскивают его в лесу. 1 у.: Это одно из самых красивых деревьев России. Её белый ствол даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров сока даёт это дерево до распускания почек. Из неё делают мебель, фанеру. Кора этого дерева, береста, - готовая природная бумага. (берёза) 2 у.: Этот кустарник весной хорош белыми цветами, а осенью – красными ягодами. Он так красив, что в честь его на Руси молодых девочек величали «боярышнями», «барышнями», а женщин – боярынями. Есть у него и другое имя – «петушья шпора». Это из-за длинных колючек, покрывающих его побеги. Наши предки ставили из него изгороди, которые были надёжнее любого забора. (боярышник) 3 у.: Без этого дерева не обходится ни один новогодний праздник. Круглый год она зелёная, т.к. её листок-иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Её любят птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под этим деревом. Живёт она до 1200 лет. (ель) 4 у.: Цветы этого дерева дают первоклассный мёд, причём с одного растения с хорошо развитой кроной пчёлы получают столько же мёда, сколько с целого поля гречихи. Полюбилось это дерево и другими своими полезными свойствами: если поднялась у человека высокая температура, то очень поможет чай, заваренный из цветков этого растения. (липа) 5 у.: Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с девятилетнего возраста начинает расти очень быстро, по 30-40 см. Плоды этого дерева хорошо знакомы и любимы кабанами. Древесина этого растения обладает большой прочностью и используется в строительстве жилищ, в судостроении, а также при изготовлении мебели. Это дерево – долгожитель. Возраст многих его представителей достигает нескольких сотен лет. Он может жить до 2000 лет (дуб) 6 у.: Этот кустарник с давних пор называют лекарством от 40 болезней. Его ветви покрыты шипами. Кора у него блестящая, красно-бурая. Осенью на кустарниках созревают плоды. Из этих плодов делают соки, готовят сиропы и напитки. (шиповник) 7 у.: Это высокое стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой зелёной кроной украшает площади и улицы, скверы и парки нашего города. Оно прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Весной на этом дереве набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка падает с них на землю, раскрываются пахучие блестящие зелёные листочки. В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются и пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает землю и деревья. (тополь) 8 у.: Это дерево растёт не только в лесах, но и в парках, садах. Часто сажают её вдоль изгородей домов, чтобы радовала она людей своими белыми пышными соцветиями весной и огненными кистями осенью. Живёт она до 150 лет. Ранней осенью её ягоды горьковато-кислые и жёсткие. Но едва прихватит их первым морозцем, они становятся вкуснее и мягче. Из ягод этого дерева варят варенье и джемы, а мёд с этого дерева душистый и полезный. (рябина) 9 у.: Это дерево не прихотливо к почве, может расти на песчаных почвах. Оно светолюбивое. В лесу из этих деревьев дышится легко. Хвоей этого дерева питаются глухари, из его брёвен строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола этого дерева, которую собирают, надрезая кору. Соком хвои и настоем почек этого растения лечат кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Из смолы древних представителей этого дерева родился янтарь. (сосна) Его из леса ветер гонит, И, как на крыльях, он летит, И сам он в речке не утонет, И в ней воды не замутит. Уносит осенью поток Опавший жёлтенький … (Листок.) МИНУТКА ОТДЫХА (МЫ ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ) Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели и на землю снова сели. (Присели все. Встали.) -Что такое листопад? -Почему осенью листья опадают с деревьев? -Почему весной и летом, когда тоже бывает много ветреных дней, не бывает такого листопада как осенью? -Посмотрите на эту сломанную летом ветку берёзы. Что вы можете сказать о её листьях? ( Листья на ней уже давно засохли, легко крошатся, но отрываются плохо.) -Попробуйте оторвать сейчас лист с неповреждённой летом ветки. Что заметили? (Лист очень легко отделяется от ветки.) -Почему? Как вы думаете? Всё дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду. Рассмотрите с помощью лупы веточки разных деревьев. Есть ли на них ранки от опавших деревьев? Сделайте вывод. Вывод: ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определённом месте – там, где черешок прикрепляется к ветке, и, где осенью образуется пробковый слой. У опавших листьев разных деревьев одинаково гладкий, округлый край черешка.
| Познавательные, коммуникативные, личностные | Работа со словарём Слайд 3 Учитель сам делит детей на 3 группы. Дети в группах обсуждают полученные задания и затем докладывают результат Сначала в группах идёт обсуждение. Побеждает та группа, которая быстрее справится с заданием. Учитель показывает слайд на ноутбуке (или картинку) Слайды 4-12 Наблюдение за словом (лист, пад) Слайд 13 Выслушиваются все ответы детей Дети под лупой рассматрива-ют веточки деревьев. |
V. Первич ное закрепление (10 мин) | Дети разбиваются на пары. Учитель просит каждую пару собрать по букету из осенних листьев (кленовые, дубовые, берёзовые, грушевые). -Назовите растения, листья которых оказались в ваших букетах. Какой они формы? Какого цвета получились ваши букеты? -Отчего листья растений с приходом осени приобретают такую яркую, разнообразную окраску? Осенью в листьях не появляется никаких жёлтых и красных пигментов: они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зелёного пигмента – хлорофилла. Это зелёное вещество очень важное для растения и очень интересное. Осенью хлорофилл разрушается и содержащиеся в нём ценные вещества (магний) запасаются в стеблях (стволах), в результате чего в листьях становятся видны другие цветные оттенки. -О каком дереве говорят: «Зимой и летом одним цветом»? Почему? (Ель и сосна не сбрасывают листву). Как выглядят в эту пору ель и сосна? Давайте внимательно рассмотрим у них листья-хвоинки? (Анализ наблюдений детей.) Вывод: Листья-хвоинки у них маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Ветки ели и сосны растут наклонно и пружинят. Снег легко будет соскальзывать с их ветвей зимой от малейшего толчка, дуновения ветра. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, всё же листопад у них идёт. Но их листья-хвоинки опадают понемногу, на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, в течении нескольких лет, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки. В подтверждение этому обратите своё внимание на опавшую хвою под деревьями. -Осмотрите всё вокруг и скажите, какие ещё растения не выглядят по-осеннему и почему?(Ольха и сирень, их листья зелёные) Вывод: ольха, сирень и хвойные деревья не меняют окраску своих листьев, т.к. в листьях этих растений, кроме зелёного, других красящих веществ нет. -А куда деваются зимой травянистые растения? С наступлением холодов травянистые растения погибают, рассеивая семена (из них весной вырастут новые растения) или прячутся под землю и там ждут весну. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Как вы думаете, почему? (ответы детей)Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по - другому – сбрасывают свою листву. Если дерево не сбросит на зиму листву, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идёт листопад у лиственных деревьев и кустарников. | Познавательные, коммуникативные, личностные | Работа в парах. Дети собирают букеты из листьев. Слайды 14-17 Дети исследуют хвоинки сосны и ели Слайды 18-19 Слайды 20-21 |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | УЛЕТАЕТ ЛЕТО Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, – Это платье золотое У берёзы на плечах … Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят … Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето. Е. Трутнева - Какие изменения произошли с наступлением осени? (Стало холоднее, но ещё бывают тёплые, солнечные дни.. Листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся жёлтыми, бурыми, красными и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена.) - Выполнили мы намеченный нами план? - Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные личностные | Слайд 22 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, По лесу гулять пойдём. Много, много интересного, Мы всегда в лесу найдем.
Лес – это один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главная роль принадлежит деревьям и кустарникам, второстепенная — травам, кустарничкам, мхам, лишайникам и т.п. Характерная черта леса, как и всякого растительного покрова, в том, что растения, образующие лес, произрастают совместно, влияют друг на друга, находятся во взаимодействии со средой произрастания, составляют динамическое единство.
Лист о пад - опадение листьев у растений, обычно у деревьев и кустарников, изредка — у трав (крапива, недотрога). Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растения на какой-либо срок теряют все листья, их называют листопадными.
Улетает лето Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, – Это платье золотое У берёзы на плечах … Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят … Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето. (Е. Трутнева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...
Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"
Необходимо организовать и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...
Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...
Урок-экскурсия в 4 классе "Природа осенью»
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса "Природа осенью»...
Конспект экскурсии в природу. Экскурсия в осенний парк.
Конспект экскурсии в природу.Экскурсия в осенний парк....
Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс
Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....
Конспект урока экскурсии «Природа осенью».
План- конспект урока экскурсии«Природа осенью»....