Урок "Кто такие птицы?" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
- развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
Познавательные:
- учить выявлять признаки данного вида животных;
- отличать новое от уже известного;
- продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
Регулятивные:
- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
- использовать жизненный опыт;
- работать с дополнительной литературой,
- учить отличать, верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
- умение работать в паре, вести учебный диалог;
- формирование уверенности в себе;
- учить оценивать свою работу и работу группы.
Личностные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
- привлекать семью к проблеме помощи животным;
- развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ptitsy.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кто такие птицы?»
Класс :1
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
- развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
Познавательные:
- учить выявлять признаки данного вида животных;
- отличать новое от уже известного;
- продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
Регулятивные:
- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
- использовать жизненный опыт;
- работать с дополнительной литературой,
- учить отличать, верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
- умение работать в паре, вести учебный диалог;
- формирование уверенности в себе;
- учить оценивать свою работу и работу группы.
Личностные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
- привлекать семью к проблеме помощи животным;
- развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой, поделки из перьев птиц; карточки «Найди лишнее», синие и зелёные прямоугольники, розовые и оранжевые картинки птиц, рисунки учащихся.
Здоровьесберегающие технологии: психологический настрой, зрительная и пальчиковая гимнастика, физкультминутки, смена динамических поз и деятельности, технология сотрудничества (снятие тревожности) и развивающего обучения (снятие нервно- психического напряжения), стратегии критического мышления(ассоциация, разрядка психического напряжения, работа на свободной волне), хромотерапия, коррекционная гимнастика для мышц глазного яблока, рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация
- Ребята, мы начинаем урок познания мира.
И я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам: « Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового,
Я спешу сказать вам: «Радости, удач, успехов и везенья!»
Чтоб пожелать всем сегодня прекрасного настроения
- Сегодня мы будем продолжать учиться работать в парах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в паре.
- Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
- На уроке мы будем работать под девизом :
»Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!
Мы - хороший дружный класс!
Всё получится у нас!
II. Этап повторения изученного
- Сегодня у нас урок – небольшое научное заседание. Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий на этом уроке.
- Ответьте мне: «Кто такие учёные?» (ответы детей)
(Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный)
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках? (Рыбы. Насекомые)
- Распределите по группам животных и назовите их
- Назовите главные отличительные признаки насекомых и рыб.
- Посмотрите, каких рыбок нарисовали ваши одноклассники (рисунки детей)
- Вспомните название этих рыб и место их обитания (Определяют)
- Чем покрыто тело большинства рыб?
Учитель. А сейчас проведём игру «Найди лишнее». (Хромотерапия)
- У вас на партах лежат маленькие конверты. Откройте их, достаньте карточки и геометрические фигуры. Какие это геометрические фигуры? (прямоугольники)
- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.
- Зелёными прямоугольниками закройте рыб, синими прямоугольниками – насекомых. Проверьте друг у друга работу. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. Выполняем работу.
(учитель проверяет работу во время выполнения)
- Замечательно. Скажите, а всех ли вы животных закрыли фишками? (нет)
- Кто остался? (птичка).
Физминутка «Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг- скок,
Завертелась как волчок…
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень: Тири- тири, тень- тень- тень
IV. Этап актуализации знаний.
Учитель. А каких птиц знаете? Назовите (дети называют)
-Учитель. Молодцы! Много птиц знаете!
Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)
V. Этап изучения новых знаний.
1) - Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет? (кто такие птицы)
- Чему мы будем учиться на уроке?
- А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? (читающие дети читают стр.36)
Учитель. - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
2) Определение главного признака птиц.
Учитель: Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)
Учитель: Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?
Перед вами рисунки четырёх животных. Назовите их. Какие из этих животных умеют летать? (летучая мышь, белка-летяга, бабочка) - Птицы ли они?
Учитель: А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)
- Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают–птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? Учитель (обобщает ответы и делает вывод): Курица летает плохо, но её учёные, так же как и вы, относят к группе птиц. Почему? (потому что самый главный признак этой группы – перья)
Учитель: Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц .
- Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)
Учитель. Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет)
Учитель. Какой же главный признак птицы? ( Перья).
Учитель. Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.
Учитель. А для чего нужны перья птицам? (Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.)
Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья. Давайте познакомимся со строением птицы.
3) Строение птицы.
Учитель: Посмотрите, что это за птица?
Дети: Голубь.
Пальчиковая гимнастика «Голуби»
- Шли вприпрыжку голуби - гоп, гоп, гоп, гоп.
(средние пальцы обеих рук выпрямит (это головы голубей), остальные пальцы поставить подушечками на стол (это ноги голубей). Быстро «шагать» пальцами по столу, показывая, как идут голуби)
- Дружно шлепали по лужам – шлеп, шлеп, шлеп, шлеп.
(идут вперевалочку и шлепают)
- Грозно топали ногами – топ, топ, топ, топ.
( поочередно постучать подушечками пальцев по столу)
- И кивали головами – оп, оп, оп, оп.
(сгибать и разгибать средние пальцы обеих рук (голуби кивают головами)).
Учитель: Дети, назовите все части тела птицы.
Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.
Учитель. - Поработайте в паре: рассмотрите картинку стр.36, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)
Учитель. А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по учебнику)
Учитель: Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)
- Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)
- Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт)
4) Знакомство со строением перьев. Практическая работа.
- Чем же покрыто тело птиц? (Перьями)
Учитель. А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?
А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).
А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)
У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их. Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)
- Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.
- Учитель. Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)
Физминутка
Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)
И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)
5) Практическая работа. (На столах у детей лежат перья).
Учитель. - Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.
Учитель: Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу.
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
- Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
( показывают)
- Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: Перья полетят. Они лёгкие.
Учитель. Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)
Коррекционная гимнастика для мышц глазного яблока.
Вариант 1. Проследить за траекторией полета лебедя на слайде.
Вариант 2. Проследить за траекторией полета пера по нарисованному на плакате пути.
Вариант 3. Проследить за траекторией полета пера по указанию учителя (перо влетело в дверь, зацепилось за плафон, упало на стол учителя, перелетело на подоконник и тд…)
Учитель: - Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие). Давайте проверим, возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри?
Дети: Ничего. Пусто.
Учитель (приглашает 3 человек) А теперь ко мне подойдут Настя, Саша и Милана. Они будут проводить наблюдение по инструкции:
- Опустите перо в воду.
- Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?
- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?
Учитель. Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)
Учитель. Намокло ли перо? (нет)
Учитель. Что происходит с капельками воды?
Дети: Нет, вода скатилась капельками.
Учитель: Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
Учитель. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости. Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?
Учитель. Спасибо за помощь (дети садятся за парты)
Учитель. Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)
Учитель. Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
Для чего нужны птицам большие перья?
Дети: Чтобы летать.
Учитель: Для чего нужны маленькие пёрышки?
Дети: Для тепла.
Учитель. - Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
Учитель: Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?
Дети: Перьями раньше писали.
Учитель: Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.
6). Сравнение птиц: вороны, галки и грача.
Выполнение заданий в тетради.
Учитель: Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
- Чем эти птицы похожи? ( Имеют чёрное оперение.)
- Чем отличаются? ( Размером.)
У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.
У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.
Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато-чёрного цвета.
7). Описание птицы по плану.
- Посмотрите на картинки в учебнике и назовите птиц (с. 37). Каких птиц вы видели у нас в Шумерле в Чувашии ?
- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали?
- Опишите в парах одну из этих птиц по плану:
-Название
- Размеры (большая, средних размеров, маленькая)
- Окраска оперения
- Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)
Учитель. Опишите одну птицу по плану: название, размер, окраска оперения, особенности частей тела (клюв, глаза, хвост) (Дети описывают птицу)
Заслушиваются выступления 2 пар.
8). Яркое оперение птиц.
Учитель. - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.
(Показываем павлина с хвостом – смена динамических поз….)
Распустила хвост жар – птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … павлин.
- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?
Учитель. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом, они привлекают внимание подруги.
Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.
9) Красная книга Башкортостана Чувашии
- Посмотрите что это за книга? ( Красная книга Республики Чувашии ) Давайте познакомимся что это за книга. Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу. Это цапля жёлтая, , филин, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост, дятел зелёный, сыч мохноногий и другие. И некоторые другие птицы занесены в Красную книгу и охраняются на территории Чувашии .
VI. Этап коррекции.
- Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир.
- Сегодня к нам в класс пришло тревожное письмо от птички-синички. Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей). Беседа о бережном отношении к пернатым.
- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.
VII. Этап подведения итогов. Рефлексия. (Хромотерапия)
- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными. Какие важные для себя открытия вы сделали на этом уроке?
- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите розовую птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Было ли трудно?
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
- Скажите себе: «Я молодец!
Я думал
Я старался,
Я делал открытия».
- А теперь посмотрите какие замечательные поделки выполнили ваши одноклассники со своими родителями, используя перья птиц (показ поделок)
Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок и презентация к уроку математики во 2 классе "Что такое умножение"
"Что такое умножение" - план урока и презентация к уроку...
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....
План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 1 класс, тема: "Кто такие звери?"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе УМК "Школа России", тема: "Кто такие звери?", с технологической картой к данному уроку....
Конспект к уроку литературного чтения 2 класс "Что такое хорошо и что такое плохо"
Литературное чтение 2 классТема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"Цель урока: -формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; Предполагае...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...
Тема урока Что такое корень? Что такое однокоренные слова?
Тема урока Что такое корень? Что такое однокоренные слова?...
Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"
Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...