Конспект урока по окружающему миру. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира по теме "Посмотри вокруг". 2 класс
Тип урока - урок открытия нового знания.
Цель урока - сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятиями "горизонт", "линия горизонта", научить различать стороны горизонта;
- формировать умение обозначать стороны горизонта на схеме.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
- развивать внимание, мышление, речевую деятельность, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2-_a_klass.docx | 368.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс
Тема урока «Посмотри вокруг»
Цель:
- сформировать представление о горизонте и линии горизонта;
- познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать умения различать стороны горизонта;
- развивать умения правильно обозначать их на схеме.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь планировать этапы выполнения задания.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебной книге;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию и делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- учиться уважительно относиться к позиции другого;
- оценивать свои достижения на уроке;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Личностные:
- испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения;
- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формировать мотивацию к обучению и познанию.
Формы работы
Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование
Проектор, компьютер, экран, раздаточный материал для работы в парах и группах.
1. Мотивация к учебной деятельности
Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас.
- Тихо садимся. Принимаем правильную посадку.
Наш урок я начну словами нидерландского философа Бенедикта Спинозы
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Давайте улыбнёмся друг другу. Впереди у нас новые дела и открытия, которые подарят нам прекрасное настроение.
Я желаю вам успехов и творческих удач!
2. Актуализация знаний и пробное действие.
-Какое время года сейчас?
-Какой период весны?
-Каковы признаки ранней весны?
-Соответствует ли погода за окном ранней весне?
- Погода может быть разной, но деловой человек в любую погоду всегда найдёт себе занятие по душе. Вот и мы продолжаем работу, не смотря на погоду. не смотря на некомфортную погоду за окном. Радуясь прекрасной весенней погоде за окном.
- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.
Посмотри , мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет.
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса.
Человек и время года.
Это всё вокруг природа!
- О чём мы будем говорить с вами на уроке?
- Где находится природа живая и неживая?
- Что нужно сделать, чтобы увидеть то, что находится вокруг тебя?
- Вот мы и определили тему нашего урока «Посмотри вокруг».
-Откройте учебник на стр. 70.
Прочитайте информацию, которую сообщает нам Муравьишка.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- На какие вопросы должны сегодня ответить?
- Какие же задачи поставим перед собой?
- Итак, сегодня перед нами стоят учебные задачи:
1. Узнать:
Что такое горизонт?
Что такое линия горизонта?
Какие бывают стороны горизонта?
2. Научиться обозначать стороны горизонта на схеме.
Задачи поставлены. Приступаем к их решению.
5. Реализация построенного проекта
Мы с вами живём на большой красивой планете. - Как называется наша планета?
- Что вы о ней знаете?
(Называется Земля,
вращается вокруг Солнца и своей оси,
на Земле больше воды, чем суши,
третья планета от Солнца,
есть спутник Луна)
- Какую форму она имеет?
Уже в древности люди размышляли о том, какую форму имеет наша планета.
Одни думали, что Земля плоская, со всех сторон окружена океаном. Сверху находится купол, по которому движутся солнце и луна.
Другие считали, что Земля лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане.
Некоторые народы представляли Землю в виде плоского круга, который лежит на спинах трех огромных китов. А киты плавают по безбрежному океану.
- Как вы думаете, правы ли они были?
-Давайте прочитаем текст на стр. 72-73
-Так какой же формы Земля?
- Следовательно в древности представления людей о форме и размерах нашей планеты были неверные.
- В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос.
Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность.
Когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Затем паруса. Лишь при приближении становился виден весь корабль.
Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только в единственном случае, если Земля имеет шарообразную форму.
5 веков назад капитан Фернан Магеллан отправился в морское путешествие. На парусном корабле мореплаватели плыли в одном и том же направлении в течении трех лет. Они обогнули Землю и вернулись в то место, откуда начали свое путешествие.
Это стало доказательством шарообразной формы Земли.
- И вот в наши дни, когда человек запустил в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли.
Почему?
У неё нет края!
Люди создали модель Земли.
- Как она называется? (глобус)
- А еще стали изображать поверхность Земли на карте.
- Люди продолжали путешествовать. Во время путешествий они узнавали много нового.
- Земную поверхность, которую они видели вокруг себя они стали называть…
- Чтобы узнать, разгадайте ребус!
ГОРИЗОНТ
Знакомо ли вам это слово?
- Где вы его слышали? Молодцы!
- Что же такое горизонт?
Откройте учебник на с.70
Найдите информацию в тексте.
- Совпадает ваш ответ с информацией, данной в учебнике?
-Что же такое горизонт?
Земная поверхность – это только суша?
Земная поверхность – это суша и водная поверхность!
-Как называется линия, где небо как бы сходится с землёй?
- Рассмотрите фотографии в учебнике.
- Покажите друг другу в парах линию горизонта.
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
- Почему нельзя? (Земля имеет форму шара)
- Никому не удавалось достичь линии горизонта!
Если мы будем идти по направлению к ней, ближе она не станет, потому что с такой же скоростью начнет удаляться от нас!
И расстояние между нами и линией горизонта будет оставаться неизменным!
Линия горизонта - это воображаемая линия, несуществующая.
- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта?
Переместимся в лес, где нас окружают высокие деревья.
Окажемся на улице крупного города, вокруг нас будут многоэтажные здания.
Переместимся на поле, на луг или берег моря.
- Так где же лучше увидеть линию горизонта?
(На открытых поверхностях Земли, на открытом пространстве)
- Ребята, жители древних стран надолго покидали свою родину, отправляясь в далекие путешествия по Земле.
- Как в старину, например, мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? -Как же они находили дорогу домой?
Оказывается, они были очень наблюдательны.
Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а садится, заходит с противоположной.
-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит? (восток)
- Где заходит? (запад)
То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Противоположное направление назвали севером.
Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».
Всё это объединили в схему.
Названия сторон горизонта принято обозначать сокращенно одной буквой!
На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК - это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.
Ребята, для чего нужно знать стороны горизонта и уметь их определять? (чтобы не заблудиться, отправляясь в поход;
двигаться в нужном направлении автомобилям, лететь самолетам, плыть кораблям)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Представьте, что вы сидите лицом на север.
- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток.
Встаньте, пожалуйста.
Вы стоите лицом на север
Повернитесь на запад, на юг, на восток, на юг, на запад, на север.
Молодцы!
- Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?
-Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.(инсценирование сказки)
Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток : - Подождите, подождите! Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!
Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!
-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? (они все важны)
-Расстояние от одной стороны горизонта до другой просто огромно.
Люди договорились о том, чтобы между основными сторонами горизонта появились промежуточные.
Прочитайте первый абзац на с. 71 (самостоятельно)
- Сколько слов используют для обозначения промежуточной стороны горизонта?
- Обозначают их двумя словами, а записывают сокращенно двумя буквами.
-Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться
между севером и востоком,
югом и востоком,
югом и западом,
севером и западом?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Работа в паре
- А сейчас давайте поработаем самостоятельно.
- Выполняем задание на карточке. Работаем в паре.
- Рассмотрите схемы. Допишите стороны горизонта, которые на них не обозначены.
2) Самостоятельная работа
3) Проверка выполнения работы по эталону
- Проверьте правильность выполнения работы.
- Ваш ответ соответствует эталону?
- Молодцы! Прекрасно справились с работой!
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) Работа в группах
- Теперь я предлагаю попробовать применить полученные знания, работая в группах.
Вам необходимо в пустые окошечки вписать направления движения автомобиля к дому.
2) Самостоятельная работа в группах
3) Проверка выполнения работы
- Группы, готовы.
- Выполните проверку работы.
- Не забудьте оценить свою работу смайликом!
- Познакомьте нас с результатами работы.
(Каждая группа вывешивает свой листок на доску)
- Вы довольны своей работой? Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности
- Нам удалось решить поставленные задачи?
- Что же такое горизонт?
- Что такое линия горизонта?
- Какие бывают стороны горизонта?
- Научились обозначать стороны горизонта на схеме?
- Какие трудности возникли?
- Не переживайте! Подробнее изучать промежуточные стороны горизонта вы будете в старших классах на уроках ГЕОГРАФИИ.
- А сейчас оцените свою работу.
Перед вами лежат кораблики. Раскрасьте парус:
З – урок прошел удачно. Я доволен собой.
Ж – мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
К – мне было очень трудно. Мне нужна помощь.
- Отправьте свои кораблики в путешествие.
Приятно видеть ваши кораблики с парусами зеленого цвета. Это значит, что урок прошел УДАЧНО! Ждем их возвращения на следующем уроке!
- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание:
1. Прочитать текст на с. 70 -73
2. Изготовить модель «Стороны горизонта»
- Наш урок подошел к концу.
- Я надеюсь, что он принес вам не только новые знания, но и радость общения друг с другом.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...