ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "НАШ КРАЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_nash_kray_v_gody_vov.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ордена «Знак Почёта» гимназия №5 им. Луначарского А.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира в 4 классе начальной школы
Тема урока: « Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Составила:
Цаликова Мадина Юрьевна
учитель начальных классов
Владикавказ, 2022 г.
Аннотация к уроку окружающего мира в 4 классе
Учитель: Цаликова М.Ю.
Тема: « Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная):
образовательные:
-обобщить и систематизировать знания о Великой Отечественной войне;
-пробуждать интерес к своим историческим корням;
-узнать о своих родных, чья судьба связана с защитой Отечества;
-проверить сформированность понятий: война, победа;
-уметь оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучению истории Великой Отечественной войны, истории своего края, своей семьи;
- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)и познавательных умений (умения задавать вопросы, применять знания);
-развивать способность чувствовать, сопереживать;
-развивать речь учащихся, умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы;
воспитательные:
-воспитывать чувство патриотизма;
-воспитывать чувства гордости за национальные свершения, победы;
- уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
-формировать активную гражданскую позицию;
Планируемые результаты:
Предметные: расширять знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г., героическом прошлом своей страны и своего народа.
Метапредметные:
личностные: оценивать героизм народа в борьбе за свободу Отечества; проявлять интерес к истории своего края в военные годы; уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; осознание своей гражданской позиции;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
регулятивные: самостоятельно формулировать цель своей работы; формулировать проблему; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; коррекция, оценка своих действий; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование:технологическая карта, мультимедиа, презентация.
Сценарий урока
Этап урока Методы и приёмы | Содержание Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация учебной деятельности Формирование готовности восприятия учебного материала | -Здравствуйте, ребята! -Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…(привет) С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой…(привет) При встрече через много лет Вы крикните друзьям…(привет) И улыбнутся вам в ответ От слова доброго (привет) | Хором произносят слово «привет» | Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу |
2.Актуализация опорных знаний Словесный метод. Приём-проблемный вопрос. Приём- подводящий диалог. | Девизом нашего урока будут слова А. Суворова: «Один в поле не воин» -Что это значит? Эпиграф к уроку: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» М.Сервантес -Как вы понимаете это высказывание? -Мы являемся не только свидетелями, но и главными действующими лицами истории. Поэтому мы должны её знать, чтобы не допускать ошибок. | Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения (История - наше прошлое, оттуда мы его узнаем. Из истории мы берем новые знания, на их основе выводим новые. На чужих ошибках мы учимся, а в будущем будут учиться на наших ошибках.) | Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной форме.
|
3.Организация познавательной деятельности. 3.1Целеполага ние Метод-словесный. Приём-подводящий диалог 3.2 Открытие нового знания Словесный метод. Приём-презентация. Приём-рассказ-эстафета. 3.3.Физминутка. 4.Повторение и включение в систему знаний Приём-опрос. | -Прослушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Солдат» и подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. «Его бомбили – он лежал. К нему летел снаряд. В него стреляли – он бежал Вперёд, а не назад. «Чем дальше я пройду вперёд, - Мечтал солдатик мой, - Тем больше хлеба в этот год Засеем мы весной…» -Чему посвящено это стихотворение? Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная!» - Кто может сказать, о чем это песня? - На какой смертный бой она зовет? - Эта песня называется «Вставай, страна огромная!». Для всего советского народа эта песня звучит как призыв к борьбе с врагом. - А может кто-нибудь догадается, с каким врагом она призывает нас бороться? - Какие чувства она у вас вызывает? Сформулируйте тему урока. Тема нашего урока « Наш край в годы Великой Отечественной Войны». Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. (Презентация) Более 110 тысяч сынов и дочерей Осетии были призваны в действующую армию. Вся жизнь в Северной Осетии перестроилась на военный лад - заводы и фабрики осваивали производство необходимой фронту продукции, 35 тысяч человек участвовали в строительстве оборонительных сооружений. В конце июля 1942 г. германская армия вышла на Северный Кавказ и приступила к осуществлению плана "Эдельвейс" - крупномасштабной военной операции по овладению Кавказом. Вначале наступление немцев было успешным. В последних числах августа после кровопролитных боев Красная Армия оставила Моздок, затем пали Прохладный и Малгобек. Гитлеровцы рвались к Грозному и Баку, к Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогам. 27 сентября немцы заняли Эльхотово, надеясь развернуть наступление на Орджоникидзе (Владикавказ). Путь к столице Северной Осетии лежал через Эльхотовские ворота - естественные "ворота" между невысокими хребтами, ограждающими с севера Владикавказскую равнину. Однако здесь немцев ждало разочарование. Несмотря на перевес в живой силе, танках и авиации, им не удалось пройти через Эльхотовские ворота. В октябре 1942 г. фашисты предприняли обходной маневр. Форсировав Терек и пробившись в направлении Нальчик-Чикола-Дигора, германские войска начали массированное наступление на Алагир и Ардон. 2 ноября 1942 г., прорвав линию обороны севернее с. Дзуарикау, немцы заняли с. Гизель и оказались на подступах к г. Орджоникидзе. Город был переведен на осадное положение. В его предместьях шли ожесточенные бои, в которых с обеих сторон участвовали крупные воинские силы и большое количество техники. Столица Осетии выстояла. Немецкие части были разгромлены и отброшены на десятки километров. Операция "Эдельвейс" бесславно провалилась. В первых числах января 1943 г. занятые немцами территории Осетии были полностью освобождены. Нет на нашей земле ни одного уголка, куда бы ни заглянула эта страшная война. Будь это огромный город или маленькая деревушка – везде есть свой “Мамаев Курган” – место, куда приходят отдать дань памяти, солдатам, погибшим на той страшной войне. Есть такие места и в нашей республике. Это памятники воинам– солдатам, нашим землякам, погибшим за наше мирное небо. Самые первые памятники в Северной Осетии, посвященные Великой Отечественной войне, установлены в 1946 году. Сегодня монументов, памятников, обелисков и братских могил в Осетии более 260. Вспомним самые известные памятники войнам, павшим в боях. (Сообщение + презентация ученика) На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый пятый житель республики. В 1941 г. из Северо-Осетинской АССР было отправлено 40186 человек, а в целом за 1941–1945 гг. – 89934 гражданина республики. Из них более 45500 человек не вернулись с полей сражений. Каждый второй представитель Северной Осетии, участвовавший в войне, погиб на фронтах. Многие покрыли себя неувядаемой славой, навеки оставшись на чужой земле. Их имена сегодня можно увидеть на обелисках там, где они сложили свои головы, и у себя – на Родине, в родных селах. -Предлагаю промаршировать как самые настоящие солдаты. По музыку.(«Потому, потому, что мы- пилоты») -Знаете ли вы их имена? Имена воинов ВОВ, наших земляков? (На экране) За ратный подвиг 81 житель республики награжден Золотой звездой Героя Советского Союза. Полными кавалерами ордена Боевой Славы стали 12 человек. -Когда закончилась война? -Сколько лет длилась война? -Как вы думаете, почему эту войну называют «Великой»? И сколько бы лет ни миновало, наша святая обязанность помнить о тех, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны. -Ребята, вы принесли портреты героев войны. Поднимите портреты героев Бессмертного полка нашего класса. -Ребята, давайте почтим память всех погибших за Родину минутой молчания… -Кто готов рассказать о подвиге героя? В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории. Подвиг людей, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы освободить нашу землю от фашистов не должен быть забыт. | Слушают стихотворение Отвечают на вопрос. Предположения детей Предположения детей. Слушают учителя Слушают учителя. Учащийся заранее готовит небольшое сообщение о памятниках воинам в нашей республике. Сообщение сопровождается слайдами. Учащиеся рассказывают небольшие сообщения о героях войны : 1.Исса Плиев. 2.Лётчик Владимир Зангиев. 3.Братья Остапенко. 4.Пётр Барбашов. 5.Илита Даурова- первая осетинская лётчица на фронтах Великой Отечественной войны.(Видеосюжет) Повторяют движения. Определяют имена героев ВОВ. Отвечают на вопросы учителя Рассуждения учащихся. Учащиеся рассказывают о своих родных, участниках ВОВ. | Регулятивные: понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; выделять существенную информацию из текстов; понимать содержание текста, интерпретировать смысл
понимать содержание текста . . Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Личностные. Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций. Личностные: умение оценивать, делать выводы. . Коммуникативные: умение слушать и понимать других. |
5.Рефлексия учебной деятельности. Самооценка Приём- свободный микрофон | Подберите антоним к слову война. Мир. У вас на столах лежат бумажные голуби – символ мира. Поднимите белого голубя, если вам было всё понятно, интересно, и урок понравился. Можете высказать своё мнение об уроке. | Осуществляют рефлексию своей учебной деятельности на уроке | Личностные: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Наша страна в годы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны"
Познавательная викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны и Второй мировой войны...
Презентация "Мой край в годы Великой Отечественной войны"
Презентация "Мой край в годы войны"...
"75 - летие освобождения Краснодарского края от немецких захватчиков" ("Дети Кубани в годы Великой Отечественной войны")
Данный классный час посвящен данной теме и рассчитан на детей начальной школы....
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...
Технологическая карта классного часа в 4 классе по теме «Урок мужества, посвященный подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны» Учитель: Островская Наталья Петровна
Технологическая карта классного часа посвященный подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны...
Технологическая карта «Поздравительная открытка для ветерана Великой Отечественной войны
Приближается памятная дата для нашей страны День Победы. Учащиеся объединения "Соломенная сказка" ежегодно участвуют в акциях "Фронтовое письмо", "Тепло наших рук" приуро...