Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Древний мир: далёкий и близкий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_mir_drevnosti_dalekiy_i_blizkiy_.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
Конспект урока окружающего мира
в 4 классе
по теме «Мир древности: далёкий и близкий»
Подготовила и провела
Булыгина Наталья Евгеньевна,
учитель высшей кваллификационной категории
Родоманово, 2023
Тема Мир древности: далёкий и близкий
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: Познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом
Задачи:
учить учащихся находить нужную информацию;
развивать устную речь;
воспитывать интерес к истории.
Формируемые УУД:
познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: формулировать учебные задачи, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные: проявлять желание больше узнать.
Оборудование: проектор, карточки, учебник, рабочая тетрадь, карточки для творческого задания
Используемые учебные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- коммуникативные технологии;
- информационные технологии;
- групповые технология;
Основные термины и понятия: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Здравствуйте ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Чтоб историю узнать, Книги надо нам читать. | Приветствие учителя. Положительный эмоциональный настрой | Л: самоопределение К: умение переключать вид деятельности |
Актуализация опорных знаний | 1. Какие разделы мы уже изучили на уроках окружающего мира в 4 классе? 2. Кто помнит, что такое история? - Ученые разделили историю на несколько эпох. Может вы сможете назвать их? | -Земля и человечество, природа России, Родной край — часть родной страны. -Наука о прошлом -Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, История нового времени, история Новейшего времени. | П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К: владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения |
Постановка темы и цели урока | - Молодцы. – Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. – Послушайте загадку-описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся. «Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами». - Узнайте по описанию древнюю цивилизацию: «На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие». -В каком древнем государстве находится такая древняя постройка как Колизей? - Сформулируйте тему урока. - Речь сегодня пойдёт о мире древности: о Древнем Египте, о Древней Греции и о Древнем Риме. Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставим его задачи: Познакомиться с ….. ; Продолжать учиться работать с…. ; Делать свои …. ; Продолжить учиться работать в …. . | -Древний Египет. -Древняя Греция. – Древний Рим. - Мир древности: далёкий и близкий. - историей древних государств, интересными фактами из жизни этих государств; -учебником, тетрадью; -выводы; -группах. | Р: принятие и сохраннее учебной задачи |
Усвоение новых знаний и способов действий | — Итак, вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответ на мой вопрос. Я предлагаю вам поработать корреспондентами в группах. (Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.) — Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, на карточках, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут. Карточка для работы 1
1. Когда и где появилось Египетское царство? Почему была возможна жизнь на берегах Нила? 2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов. Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота? 3. Как писали египтяне? 4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?
Карточка для работы 2
1. Где находится Греция? Какое название имела в древности? Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом? 2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали? 3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь? Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона? 4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия? Как древние греки изменили письменность? |
| П: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Отчет групп Физминутка | Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила . Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово "Египет” означает "чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма. Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила. .Богом мудрости , письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. Он придумал месяцы и годы, научил вести счёт времени, а также подарил арифметические вычисления и письмо. На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было. Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Ворота в храм были в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов. Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света. Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс. Это - страж вечного покоя фараонов. -Спасибо за интересный рассказ. -Какое же изображение связано с Египтом? ВЫВОД: цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое. -Что же расскажут нам корреспонденты из 2 группы? Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь . Афины — и сейчас столица Греции. Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям. Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми важными были игры в городе Олимпия. Именно здесь и зародились Олимпийские игры. Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность. -Какая картинка связана с Элладой? Почему? ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) - Теперь я познакомлю вас с историей Древнего Рима. Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол , приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом ( по – латински Roma ) и стал его первым царём. В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей — амфитеатр (круглый театр без крыши), одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. Множество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5. Римский форум— площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками. Пантеон — «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри . Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. Просуществовала империя до 476 г. н.э, когда был свергнут последний римский император. ( Ромул Августул ) | П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
Обобщение знаний | Давайте проверим, как хорошо вы слушали своих сверстников? Откройте рабочие тетради на странице 5, выполните 1 задание. Какой город изображен на картинке? Посмотрите 2 задание, выполните. Давайте проверим. Ну, а теперь выполним 3 задание. Кто сможет выйти к доске и зачитать ответ? Кто скажет, в каком веке мы живем? Давайте запишем римскими цифрами, кто выйдет к доске? Остальные записывайте в Р.Т Творческое задание — Придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран. -Раздаю детям листочки Викторина 1. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.) 2. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.) 3. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра — бог солнца, Себек — бог воды, Тот — бог мудрости, счета и письма.) 4. Кто такой фараон? (Фараон — царь Египта.) 5. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.) 6. Назовите столицу Греции. (Афины.) 7. Столицей какого государства является город Рим? (Рим -1 столица Италии.) 8. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь — сердце Афин.) 9. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)! 10. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум — был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей —I амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50тыс. зрителей.) 11. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.) | -Египет -Живем в 21 веке (Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.) | П: анализ, синтез, аналогия; К: учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Итог урока | Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «Почему мир древности может быть близким?» - Достигли мы цели урока? - Какие знания мы открыли? | (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.) | Р: контроль, коррекция, оценка П: обобщение; аналогия; классификация |
Домашнее задание. | Прочитать текст на с. 4 — 9 учебника. | ||
Рефлексия | - Смогла ли ваша группа справиться с заданием? — Что помогло? - Что помешало? — Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями? - Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал работе группы? | Л: самооценка на основе критерия успешности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"
Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...