Предмет: Окружающий мир Тема урока: Россия на карте 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Лаптева Светлана Викторовна

Во 2 классе дети знакомятся с физической картой России, на уроке дети знакомятся с "условными знаками",  учатся находить определенные объекты, учатся показывать на карте Российскую Федерацию. Формируют представления для чего нужны карты, На уроке будет использоваться  маршрутный лист, где дети сами смогут поставить учебную задачу, находить стороны горизонта, а также понимать язык карты. Выучат моря , которые омывают Российскую Федерацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list.docx617.26 КБ
Файл lapteva_s.v._otkrytyy_urok_rossiya_na_karte.docx657.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________________________________________

  1. Реши ребус и напиши ответ.

C:\Users\ALLap\Desktop\ребус.jpg

Ответ.

  1. Определи тему и цель урока.

Тема – Россия _________________________.

Цель – Узнать ___________________Россия__________________________.

План.

  1. Познакомиться с понятием ______________________;
  2. Узнать для чего нужны _________________;
  3. Научиться ____________ условные ___________;
  4. Научиться показывать _____________________ на карте.

  1. Карта – это ____________________________________ изображение земной поверхности на плоскости с помощью __________________________________.

  1. Карта Российской Федерации. Обозначьте на карте стороны горизонта. Проверьте соседа по эталону на доске.

Современная политическая и географическая карта России городами

  1. Подпишите на карте моря, которые омывают Российскую Федерацию.  

Современная политическая и географическая карта России городамицифра 5 на прозрачном фоне: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

1.                 цифра 1 png: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинкахчисло 8 скачать бесплатно - Численное цифр - Блейз номер 8цифра 4 PNG

2. цифра 2 png: 2 тыс изображений найдено в Яндекс КартинкахНомер Числовая цифра, Номер три, текст, логотип png | PNGEggколичество, численное цифра, 6

3. 

4.цифра 7: 2 тыс изображений найдено в Яндекс КартинкахNumber Computer Icons Цифровая цифра, 9, Разное, форматы файлов  изображений, другие png | PNGWing

5.

6.                                                                                                                                                                                                                                                      

7. Красивые картинки цифры 10 (30 картинок)

8. 

9. 

  1. Закрасьте географические объекты, используя условные обозначения.

Уральские горы

Восточно-Европейская равнина

Кавказские горы

Каспийское море

Западно-Сибирская равнина

Северный Ледовитый океан

  1. Рефлексия

Глобус раскраска - 75 фото

Цифра 4 - распечатать на А4 - Файлы для распечатки

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.о. Серпухов

Конспект урока

по окружающему миру

2 класс

Из опыта работы

                                                                                                                               Разработала:

                                  Лаптева Светлана  Викторовна,

                                                                                                           учитель начальных классов.

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Россия на карте                      

Класс: 2

Тип урока: Открытие новых знаний

УМК: Школа России

Цель урока: создание условий для знакомства с физической картой России; учиться находить на ней определённые объекты;

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Дидактические:

-ввести понятие «географическая карта», познакомить с «условными знаками»;

- формировать представления для чего нужны карты;

- формировать первоначальные умения чтения карты;

- научить показывать на карте Российскую Федерацию.

Предметные:

- изучат понятие «географическая карта» и «условные знаки»;

- сформируют представление для чего нужны карты;

- освоят первоначальные умения чтения карты;

-научатся показывать на карте Российскую Федерацию.

Развивающие:

-Развивать мышление;

-Развивать речь, внимание, память;

-Развивать умение логически излагать свои мысли;

-Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки.

Метапредметные:

-умение ставить новую учебную задачу;

-умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-умение анализировать успешность/неуспешность своей деятельности;

-умение давать ответы на вопросы учителя;

-умение выражать готовность к уроку;

-умение выражать готовность слушать собеседника и вести диалог;

-умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать патриотизм к Родине - России, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-воспитывать любовь к учению и окружающему миру.

Личностные:

-положительное отношение к изучению окружающего мира;

-умение анализировать свою деятельность и ее результаты;

-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. "Окружающий мир: Учебник для 2 класса, презентация. Физическая карта России., глобус

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.  

- Здравствуйте, ребята! У нас окружающий мир.

- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу успехов.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке Вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями.

Приветствуют учителя.

2. Этап мотивации.

Для того, чтобы вспомнить, что Вы уже проходили на прошлом уроке, предлагаю Вам выполнить задание. Дидактическая игра «Да\нет» (перед вами конверт, положите красный и зеленый квадраты). Если вы согласны, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны, то поднимаете красную карточку.

                                             «Да/нет»

Почки на деревьях набухают?

Снега много во дворе?

Мишка вылез из берлоги?

В сапогах по лужам бродим?

С Дедушкой Морозом хороводы водим?

Наступает ледоход?

В речке мы купаемся?

Скворечник прибиваем?

Босиком гуляем?

Подснежники вылезают?

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Весной!

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

У вас на партах лежат рабочие листы. Пожалуйста, подпишите их. Сегодня на уроке они нам пригодятся.

Посмотри на изображения на доске.

-Что вы на них видите?

-Какое время года?

-Можем ли мы сказать, что везде одно и тоже время года?

-Почему не сразу догадаешься что, на всех фотографиях одно и тоже время года? (где-то лежит снег, а где-то цветут деревья).

-На самом деле, это изображения весны.

Наша страна такая огромная, что лежит в разных климатических зонах. На Северном Ледовитом океане снег, а в Сочи -деревья цветут.

Эти города находятся на востоке, севере, западе и юге нашей страны.

-А что помогает нам узнать расположение этих мест?

У нас затруднение? Чтобы выйти из него нужно отгадать ребус.

Фотографии: Баренцево море, Калининград, Сочи, Уральские горы, п-в Камчатка (Природа)

Весна, лето, зима

Нет.

 

Мы не знаем.

4. Этап построение проекта выхода из сложившейся ситуации. Постановка цели и задач урока.

На рабочем листе №1

- Ребята, на доске вы видите ребус. Какой правильный ответ?

C:\Users\ALLap\Desktop\ребус.jpg

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

-Что здесь за карта?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А какая может быть цель нашего урока?

Вывешиваю карту России. 

-В маршрутных листах №2 вы видите план нашего урока, но в нем пропущены слова. Вам нужно вставить их и свериться с эталоном на доске.

Познакомиться с географической картой России.

Карта.

Россия на карте. (пишем в рабочем листе)

Узнать где находится Россия на карте. 

План:

  1. Познакомиться с понятием географическая карта и условные обозначения;
  2. Узнать для чего нужны карты;
  3. Научиться читать условные обозначения;
  4. Научиться показывать Российскую Федерацию на карте.

5.Реализация построенного проекта – ЭТАП ОНЗ

Велика и прекрасна наша страна Россия.

Читаю небольшое стихотворение о России.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

-Можно ли сказать, что автор стихотворения любит Родину?

-Какие слова, подтверждают эту мысль?

- А как вы думаете можно ли совершить путешествие по родной стране, не выходя из дома, или из класса?

Мы можем совершить путешествие в любой ее уголок, не выходя из класса.

-А что такое карта?

- Откройте учебник и найдите определение. Стр.91

Итак, что же такое карта? Прочитайте вслух и допишите в №3 недостающие слова в наш рабочий лист.

1 человек читает вслух.

Ребята, перед вами изображение карты Российской Федерации и вид земной поверхности со спутника. Видите ли, вы разницу? В чем она заключается?

Для того чтобы путешествовать по карте надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные обозначения.

-Итак, сначала научимся определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта.

С – на картах всегда вверху, Ю – внизу, З – слева, В – справа.

-Возле карты всегда нужно стоять с правой стороны, показывая указкой так, чтобы всем было видно.

Посмотрите на пункт №4 в рабочем листе и выполните задание. Вы можете пользоваться учебником на странице 91 и 94. После выполнения задания поменяйтесь с соседом по парте листами и проверьте друг друга по эталону с доски.

Посмотрите на карту в учебнике стр. 90-91 и назовите моря, омывающие нашу страну с севера (Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, В.-Сиб море)

-с востока (Берингово, Охотское)

-с запада (Балтийское)

-с юга (Черное, Каспийское)

-А теперь в учебник на стр. 92-93 и рассмотрите фотографии

Что здесь вы видите?

1.Северно Ледовитый океан (где находится?) на крайнем севере страны прикрепляю

2.Охотское море (на Дальнем Востоке) прикрепляю

3.Черное море (на юго-западе нашей страны) прикрепляю

4.Уральские горы (в середине страны, которые делят на Европу и Азию) прикрепляю

5.Волга (в центре европейской части России) прикрепляю

6.Тайга Западной Сибири (в Сибири) прикрепляю

7.Вулканы на Камчатке (на севере Дальнего Востоке прикрепляю

Мы только совершили путешествие по нашей прекрасной стране, и в этом нам помогла карта.

А вот номер №5 в рабочем листе вы выполните дома. Подпишите на карте моря, которые омывают Российскую Федерацию.

-А знаете ли вы, что пролив между Азией и Северной Америкой открыл русский офицер датского происхождения Витус Беринг. По приказу Петра Великого он отправился изучать северо-восточные окраины Российской империи, прошел от Чукотского моря до моря, которое потом назвали Беренговым, в честь первооткрывателя.  

Ребята, а наша карта одинакового цвета?

Верно, она разная, потому что наша планета Земля неровная. Именно с помощью цвета мы можем отобразить природные ландшафты. С помощью цвета можно показать неровности земной поверхности. На территории России есть горы и низменные места. Рядом с картой есть шкала глубин и высот, которая нам помогает прочитать карту.

Разберемся, что обозначают на карте разные цвета.

-Что же обозначается на карте голубым цветом? (вода: реки, озера, океаны, моря)

-Зеленым и желтым цветом обозначаются равнины.

-Коричневым – горы

Почему равнины обозначены разным цветом?

(Прочитайте в учебнике на стр.94)

На равнинах есть низкие места –низменности, они обозначаются зеленым цветом, а возвышенности -желтым

- Какие условные обозначения вы знаете, назовите?

Предположения детей.

  

      

Ребята, доске висит физическая карта Российской Федерации. Давайте мы попробуем показать на ней границу нашего государства. Выходите к доске с учебником, где границы РФ выделены красным цветом.

Она занимает огромную территорию.

Да

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков (показ карты).

(север, юг, запад, восток)

Дети работают в парах

(показывают друг другу)

Белые медведи

Охотское море

Черное море

Уральские горы

Волга

Тайга Западной Сибири

Вулканы на камчатке

Д.з.

Нет

нет

Условные обозначения. 

- Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет).

Выходят по очереди 2-3 человека.

6.Динамическая пауза.

Сейчас я Вам предлагаю немного отдохнуть!

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения за учителем.

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

А теперь открыли карту и давайте попробуем найти на ней:

-Откройте учебник на с. 90-91

-На карте попробуем найти:

-реки: Волга, Лена, Обь, Енисей.

-города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Южно-Сахалинск.

-горы: Кавказ, Алтай, Уральские горы.

-болота: Западно-Сибирская равнина

-границу: нашей страны.

-острова: Новая Земля, Сев. Земля, Сахалин.

Работа с картой у доски.

8.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Откройте задание №6 на рабочем листе. Перед вами таблица географических объектов Российской Федерации. Вам нужно их закрасить в соответствии с условными знаками.

Уральские горы

Восточно-Европейская равнина

Кавказские горы

Каспийское море

Западно-Сибирская равнина

Северный Ледовитый океан

Отлично, а теперь поменяйтесь рабочими листами с соседом и проверьте друг друга по эталону на доске. Если все верно, то поставьте «+», если допущены ошибки, то «!». Если все верно, то поднимите «зеленую карточку», а если были допущены ошибки, то «красную карточку».

Выполняют упражнения

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

Ребята, мы с вами сегодня отлично поработали.

Какая была тема нашего урока?

А какая цель?

Посмотрите на доску, мы справились со всеми пунктами плана?

Россия на карте мира.

Узнать где находится Россия на карте.

 Да

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Мы на уроке активно работали с картой. На ваших рабочих листах осталось одно изображение нашей Земли. Закрасьте ее тем цветом, который больше всего отображает ваши эмоции. Если все было понятно – зеленым, если было что-то трудно, но интересно – желтым, а если весь урок ничего не понимали – красным.

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".

·        Упорядочить опыт учащихся.·        Сформировать понятие «органы чувств».·        Показ...

Презентация по предмету "Окружающий мир". Тема урока: "Где зимуют птицы" 1 класс, Школа России

Материал презентации способствует расширению знаний о птицах, содержит иллюстрации, тесты, физкультминутку....

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: «Какие бывают животные?» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Окружающий мирТема урока: «Какие бывают животные?»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 13.11.18Цели урока: ...

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...

Предмет: "Окружающий мир". Тема урока: "Дорожные знаки". Класс: 3. ОС: Школа России.

План - конспект открытого урока в 3 классе, предмет "Окружающий мир", тема "Дорожные знаки"....

Технологическая карта урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: окружающий мир Тема урока: Бактерии

Цель урока: познакомиться с обитателями Земли – бактериями.Задачи урока:Закрепить знания учащихся  о первоначальном представлении царстве бактерий, знать правила гигиены;Развивать личн...