Урок окружающего мира "Времена года" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова "Времена года" 1 класс. Автор учебника Е.В.Чудинова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Времена года " 1 класс | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеразвивающее учреждение
«Средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Г.А.Назарьева»
г. Рославль, Смоленской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
ТЕМА «ПРОЦЕСС КАК СМЕНА СОСТОЯНИЙ ОБЪЕКТА. ВРЕМЕНА ГОДА»
Учебник Е.Е. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир». 1 класс.
Автор:
Паршина Елена Сергеевна
Учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
Цели:
- формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности;
- определить основные условия, при которых происходит смена времён года;
- показать зависимость природных явлений от смены времён года, дать характеристику природных явлений;
- наблюдать особенности сезонных явлений в ходе коллективной и парной работы под руководством учителя.
Задачи:
обучающие:
- изучить времена года, месяцы и их последовательность;
- различать времена года, выделять их существенные признаки;
развивающие:
- расширять кругозор детей о природе;
- развивать умение самостоятельно находить ответы на вопросы;
- развивать монологическую речь и умение строить диалог;
воспитательные:
- прививать ценностное отношение к новым знаниям и интерес предмету «окружающий мир»;
- прививать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать уважительное отношение к остальным участникам образовательного процесса;
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- уметь определять личностный смысл в изученном содержании и ценностное отношение к новому учебному материалу;
- восприятие прекрасного от окружающего мира в разные времена года.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- участвовать в целеполагании, принимать и сохранять учебную задачу;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
- осуществлять итоговый контроль по результату;
- участвовать в рефлексии - фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД:
- устанавливать аналогии, проводить сравнение по заданным признакам;
- анализировать схему смены времен года и месяцев;
- называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы;
Коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество;
- договариваться и приходить к общему мнению при работе в парах и в малых группах;
- уметь строить монологическое высказывание, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь работать в малой группе и в парах: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнеру.
Предметные результаты:
- называть времена года и месяцы в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- характеризовать природные явления в разные времена года
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат |
Организационный момент. | Учитель мотивирует детей на хорошую работу Начинаем урок окружающего мира, поверьте всё ли готово к уроку. Желаю вам интересных, новых и полезных открытий. Прежде, чем начнём урок, давайте повторим правила работы на уроке. - Закончите предложения: На уроке будь старательным, Будь спокойным и… Говорите четко, внятно, Чтобы было всем …. Если хочешь отвечать, Надо руку … Если друг стал отвечать, Не спеши … А помочь захочешь другу - Подними спокойно… | Продолжают предложения учителя (внимательным) (понятно) (поднимать) (перебивать) (руку) | Дети включаются в работу, повторяют правила работы на уроке. |
Мотивация | У вас на столах есть цветной кружок. Каждый возьмите кружок и нарисуйте своё настроение в начале урока. Объединитесь в группы, используя этот отличительный знак. Садитесь, каждый на своё место | Рисуют настроение, рассаживаются в группы. | Дети объединены в группы, настроены на работу. |
-Какое сегодня число? -Какой день недели? - Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба? -Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер? -А были ли сегодня осадки? -Какая погода с утра и как она меняется к середине дня? -Сегодня днем обещают температуру +50 градусов. А это тепло или холодно? - А можете ли вы сказать, через месяц, два на улице будет теплее или холоднее и почему? | Отвечают на вопросы | Актуализация знаний полученных на предыдущих уроках | |
Формулировка темы урока и целей. | Как вы считаете, о каком процессе сегодня пойдёт речь. сегодня на уроке пойдёт речь? О чём мы узнаем сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать о временах года? | Определяют тему урока, формулируют цели. | Определена тема урока и обозначены вопросы, на которые предстоит дать ответ в конце урока |
| Перед вами лежат конверты с заданием. Возьмите цветной конверт, сложите пазл и определите, какое время года к концу урока охарактеризует ваша группа. | Группа складывает и наклеивает на информационную карту пазл. | Определяют время года |
| Возьмите конверт № 1, выберите загадки, в которых говорится о времени года, над характеристикой которого работает ваша группа Докажите, что вы выполнили задание верно. Есть ли в других группах загадки об этом времени года? Докажите, что ваше мнение верно. Возьмите конверт №2. Из слов в конверте выберите только те, которые относятся к вашему времени года. Используя эти слова составьте рассказ о своём времени года. | Подбирают загадки, которые соответствуют времени года, доказывают правильность своего выбора. Другие группы обмениваются загадками в процессе работы Подбирают явления природы, которые соответствуют времени года, доказывают правильность своего выбора. | Определены основные признаки различных времен года, обоснован собственный выбор. |
| Как живёшь? Как идёшь? Как бежишь? Как спишь? Как стоишь? Как сидишь? | Отвечают :»Вот так» и показывают соответствующее движение | Релаксация и отдых в процессе смены деятельности. |
Первичное закрепление | Итак, мы узнали, что год состоит из 4 времён года. Давайте назовём их. (Зима, Весна, Лето, Осень) А из чего состоит каждое время года? (Из 3 месяцев) Возьмите конверт №3 и распределите месяцы в таблицу времён года. | Повторяют и закрепляют порядок следования месяцев в каждом времени года | Закрепляется изученный материал |
Самостоятельная работа | Прочитайте отрывки из рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника. Вставьте пропущенные слова. Подчеркните слова, которые помогли вам определить художника. Сошлись как-то вместе четыре художника: _________, _______, ________, __________. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. 1 группа Первой взялась за свою волшебную кисть _________. И тут же земля покрылась пушистым снегом, побелели поля, пригорки. Тонкий льдом покрылась река. Ходит __________ по лесам в мягких, пушистых валенках. Шаги её тихие и неслышные. 2 группа На смену ____________ пришла вторая художница ____________! Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Чуть __________ тронула лес зелёной краской, и сразу он оживился. Чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них __________ придумала важное дело: вместе с птицами строит уютные гнёздышки. 3 группа - Ну, вот и пришло время третьего художника! Думает, гадает, какую бы картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски посочнее». Сочной зеленью расписало _____________весь лес; зелёной краской покрыло луга. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно во фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились вниз до земли. В лесу под деревьями, под кустами рассадило _____________много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало. 4 группа - Но вот и четвёртого художника пришел черед! Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла ___________ желтой краской. А листья осинок разрумянила, будто спелые наливные яблоки! Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Заглянула ____________ на лесную поляну. Могучий дуб одела в медную кованую броню. | Слушают и повторяют задание, Проверяется работа фронтально Читают отрывки в парах, анализируют прочитанное вставляют пропущенные слова, делают вывод. | Закрепляют знания о природных явлениях, характерных для каждого времени года, учатся работать совместно. |
Рефлексия | Посмотрите на картинки и определите, что перепутал художник муравьишка? | В группах ищут ошибки в рисунках. исправляют ошибки | Закрепление материала |
Закрепление изученного Работа с учебником. С.66-67 | Перед вами схема «Годовой круг». Попробуйте определить, в какой последовательности времена года сменяют друг друга. Разложите карточки с буквами в окошки в учебнике. Определите правильную схему следования времён года друг за другом. С.68. Назовите основные признаки каждого времени года. -Какое время года сейчас? Какое будет следующим по кругу, а после весны, а потом? Какое время года между зимой и летом? Какое время года идёт перед весной? После лета? Когда теплее зимой или весной, весной или летом, летом или осенью, зимой или осенью? | Проводят исследование по готовой схеме годового круга, делают вывод по результатам исследования. Отвечают на вопросы учителя, закрепляют изученный материал. | |
Подведение итога | Сколько времен года всего? Какое время года начинает год, а какое заканчивает? Какое время года идёт после лета? , перед летом? Какое время года вы любите больше всего и почему? -Ответим на главный вопрос нашего урока: Почему же происходит смена времён года? Каковы основное условие смены времён года? | Отвечают на вопросы учителя | |
Самооценка | Урок подходит к концу. Возьмите свои смайлики и с обратной стороны нарисуйте своё настроение в конце урока, а затем оцените свою работу на уроке:
Если достигли целей самостоятельно, были уверены во всем и все задания верно выполняли, можете рассказать о любом времени года – вы- «Покоритель вершин». | Рефлексируют, обозначая свой достигнутый результат на выбранной позиции фишкой | Самооценка своей работы |
Мотивация к изучению следующего материала | Прежде чем мы закончим урок, я хочу, чтобы вы задумались, а есть ли на нашей планете такие места, где мы не сможем пронаблюдать смену времен года. Есть ли у вас какие-то предположения?
-Верны ли ваши мысли, мы узнаем на следующих уроках окружающего мира и даже не в 1 классе. Значит у нас ещё много вопросов о временах года, на которые предстоит ответить. | Ученики высказывают предположения | Получают возможность самостоятельно «открыть новые знания», продолжить работу над изученным материалом. |
Использованная литература:
- Учебник Е.Е. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир». 1 класс. М: «Вита Пресс» 2018
- Е.В.Чудинова. Методические рекомендации к урокам «Окружающий мир» 1 класс. М.»Вита-Пресс» 2012
Интернет- ресурсы, используемые в презентации (ссылки на иллюстративный материал):
- https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B5
- https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5
- https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок
уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок
уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок
урок + презентация по окружающему миру 3 класс...
Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных
Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...