Урок окружающего мира "Времена года" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова "Времена года" 1 класс. Автор учебника Е.В.Чудинова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Времена года " 1 класс36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеразвивающее учреждение

 «Средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Г.А.Назарьева»

г. Рославль,  Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

ТЕМА «ПРОЦЕСС КАК СМЕНА СОСТОЯНИЙ ОБЪЕКТА. ВРЕМЕНА ГОДА»

Учебник Е.Е. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир». 1 класс.

Автор:

Паршина Елена Сергеевна

Учитель начальных классов

2021-2022 учебный год

Цели:

  • формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности;
  • определить основные условия, при которых происходит смена времён года;
  • показать зависимость природных явлений от смены времён года, дать  характеристику природных явлений;
  • наблюдать особенности сезонных явлений в ходе коллективной и     парной работы под руководством учителя.

Задачи:

обучающие:

  • изучить времена года, месяцы  и их последовательность;
  • различать времена года, выделять их существенные признаки;

развивающие:

  • расширять кругозор детей о природе;
  • развивать умение самостоятельно находить ответы на вопросы;
  • развивать монологическую речь и умение строить диалог;

воспитательные:

  • прививать ценностное отношение к новым знаниям и интерес предмету «окружающий мир»;
  • прививать любовь и бережное отношение к природе;
  • воспитывать уважительное отношение к  остальным участникам образовательного процесса;

         Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • уметь определять личностный смысл в изученном содержании и ценностное отношение к новому учебному материалу;
  • восприятие прекрасного от окружающего мира в разные времена года.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 

  • участвовать в целеполагании, принимать и сохранять учебную задачу;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
  • осуществлять итоговый контроль по результату;
  • участвовать в рефлексии - фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД:

  • устанавливать аналогии, проводить сравнение по заданным признакам;
  • анализировать схему смены времен года и месяцев;
  • называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы;

         Коммуникативные УУД:

  • планировать учебное сотрудничество;
  • договариваться и приходить к общему мнению при работе в парах и в малых группах;
  • уметь строить монологическое высказывание, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • уметь работать в малой группе и в парах: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнеру. 

Предметные результаты:

  • называть времена года и месяцы в правильной последовательности;
  • соотносить времена года и месяцы;
  • характеризовать природные явления в разные времена года 

Этап занятия        

Деятельность учителя  

Деятельность обучающихся        

   Результат

Организационный момент.

Учитель мотивирует детей на хорошую работу

 Начинаем урок окружающего мира, поверьте всё ли готово к уроку. Желаю вам интересных, новых и полезных открытий. Прежде, чем начнём урок, давайте повторим правила работы на уроке.

- Закончите предложения:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и…

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всем ….

  Если хочешь отвечать,

Надо руку …

Если друг стал отвечать,

Не спеши …

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно…

Продолжают предложения учителя

(внимательным)

(понятно)

(поднимать)

(перебивать)

(руку)

Дети включаются в работу, повторяют правила работы на уроке.

Мотивация

У вас на столах есть цветной кружок. Каждый возьмите кружок и нарисуйте своё настроение в начале урока. Объединитесь в группы, используя этот отличительный знак. Садитесь, каждый на своё место

Рисуют настроение, рассаживаются в группы.

Дети объединены в группы, настроены на работу.

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

-А были ли сегодня осадки?

-Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?

-Сегодня днем обещают температуру +50 градусов. А это тепло или холодно?

- А можете ли вы сказать, через месяц, два на улице будет теплее или холоднее и почему?

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний полученных на  предыдущих уроках

Формулировка темы урока и целей.

Как вы считаете, о каком процессе сегодня пойдёт речь. сегодня на уроке пойдёт речь?

О чём мы узнаем сегодня на уроке?

Что бы вы хотели узнать о временах года?

Определяют тему урока, формулируют цели.

Определена тема урока и обозначены вопросы, на которые предстоит дать ответ в конце урока

  1. Постановка учебной задачи.

Перед вами лежат конверты с заданием. Возьмите цветной конверт, сложите пазл  и  определите, какое время года к концу урока охарактеризует ваша группа.

Группа складывает и наклеивает на информационную карту пазл.

Определяют время года

  1. Решение учебной задачи.

Возьмите конверт № 1, выберите загадки, в которых говорится о времени года, над характеристикой которого работает ваша группа

Докажите, что вы выполнили задание верно.

Есть ли в других группах загадки об этом времени года? Докажите, что ваше мнение верно.

Возьмите конверт №2.

Из слов в конверте выберите только те, которые относятся к вашему времени года. Используя эти слова составьте рассказ о своём времени года.

Подбирают загадки, которые соответствуют времени года, доказывают правильность своего выбора.

Другие группы обмениваются загадками в процессе работы

Подбирают явления природы, которые соответствуют времени года, доказывают правильность своего выбора.

Определены основные признаки различных времен года, обоснован собственный выбор.

  1. Физкультминутка

Как живёшь?

Как идёшь?

Как бежишь?

Как спишь?

Как стоишь?

Как сидишь?

Отвечают :»Вот так» и показывают соответствующее движение

Релаксация и отдых в процессе смены деятельности.

Первичное закрепление

Итак, мы узнали, что год состоит из 4 времён года. Давайте назовём их. (Зима, Весна, Лето, Осень)

А из чего состоит каждое время года? (Из 3 месяцев)

Возьмите конверт №3 и распределите месяцы в таблицу времён года.

Повторяют и закрепляют порядок следования месяцев в каждом времени года

Закрепляется изученный материал

Самостоятельная работа

Прочитайте отрывки из рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника. Вставьте пропущенные слова. Подчеркните слова, которые помогли вам определить художника.

Сошлись как-то вместе четыре художника: _________, _______,

________, __________. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга.

1 группа

Первой взялась за свою волшебную кисть _________. И тут же земля покрылась пушистым снегом, побелели поля, пригорки. Тонкий льдом покрылась река. Ходит __________ по лесам в мягких, пушистых валенках. Шаги её тихие и неслышные.

2 группа

На смену ____________ пришла вторая художница ____________! Призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Чуть __________ тронула лес зелёной краской, и сразу он оживился. Чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила   длинные розовые и серебряные серёжки. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них __________ придумала важное дело: вместе с птицами строит уютные гнёздышки.

3 группа

- Ну, вот и пришло время третьего художника! Думает, гадает, какую бы картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски посочнее». Сочной зеленью расписало _____________весь лес; зелёной краской покрыло луга. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно во фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились вниз до земли. В лесу под деревьями, под кустами рассадило _____________много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

4 группа

- Но вот и четвёртого художника  пришел черед! Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла ___________ желтой краской. А листья осинок разрумянила, будто спелые наливные яблоки! Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Заглянула ____________ на лесную поляну. Могучий дуб одела в медную кованую броню.

Слушают и повторяют задание,

Проверяется работа фронтально

Читают отрывки в парах, анализируют прочитанное вставляют пропущенные слова, делают вывод.

Закрепляют знания о природных явлениях, характерных для каждого времени года, учатся работать совместно.

Рефлексия

Посмотрите на картинки и определите, что перепутал художник муравьишка?

В группах ищут ошибки в рисунках. исправляют ошибки

Закрепление материала

Закрепление изученного

Работа с учебником.

С.66-67

Перед вами схема «Годовой круг». Попробуйте определить, в какой последовательности времена года сменяют друг друга. Разложите карточки с буквами в окошки в учебнике. Определите правильную схему следования  времён года друг за другом. С.68.

Назовите основные признаки каждого времени года.

-Какое время года сейчас? Какое будет следующим по кругу, а после весны, а потом? Какое время года между зимой и летом?  Какое время года идёт перед весной? После лета? Когда теплее зимой или весной, весной или летом, летом или осенью, зимой или осенью?

Проводят исследование по готовой схеме годового круга, делают вывод по результатам исследования.

Отвечают на вопросы учителя, закрепляют изученный материал.

Подведение итога

Сколько времен года всего?

 Какое время года начинает год, а какое заканчивает?

Какое время года идёт после лета? , перед летом?

Какое время года вы любите больше всего и почему?

-Ответим на главный вопрос нашего урока:

Почему же происходит смена времён года? Каковы основное условие смены времён года?

Отвечают на вопросы учителя

Самооценка

Урок подходит к концу. Возьмите свои смайлики и с обратной стороны нарисуйте своё настроение в конце урока, а затем оцените свою работу на уроке:

  • Если вы были не уверены в себе, часто использовали помощь учителя или ребят в группе, сомневались в своём успехе и ничего не запомнили с  урока - поставьте фишку на отметку «Я боюсь высоты»
  • Если вы были активны, вам многое удавалось, но вы использовали помощь учителя или ребят в группе, многое узнали о временах года– вы «Смелый  альпинист».

Если достигли целей самостоятельно, были уверены во всем и все задания верно выполняли, можете рассказать о любом времени года – вы- «Покоритель вершин».

Рефлексируют,  обозначая свой достигнутый результат на выбранной позиции фишкой

Самооценка своей работы

Мотивация к изучению следующего материала

 Прежде чем мы закончим урок, я хочу, чтобы вы задумались, а есть ли на нашей планете такие места, где мы не сможем пронаблюдать смену времен года. Есть ли у вас какие-то предположения?

 

-Верны ли ваши мысли, мы узнаем на следующих уроках окружающего мира и даже не в 1 классе. Значит у нас ещё много вопросов о временах года, на которые предстоит ответить.

Ученики высказывают предположения

Получают возможность самостоятельно «открыть новые знания», продолжить работу над изученным материалом.

Использованная литература:

  1. Учебник Е.Е. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир». 1 класс. М: «Вита Пресс» 2018
  2. Е.В.Чудинова. Методические рекомендации к урокам «Окружающий мир» 1 класс. М.»Вита-Пресс» 2012

Интернет- ресурсы, используемые в презентации (ссылки на иллюстративный материал):

  1. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B5
  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5
  3. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...