Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx68.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

                         

Протокол №

от “___”  _____20__ г.

Утверждено

приказом по школе

№____ от ______20__г.

Директор школы

___________(С.Л.Барбаков)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                              по   окружающему миру

                                                                   4А          класс

                                                 Никифорова Наталья Викторовна

 (Ф.И.О. разработчика)

2022 год

                                                     (год составления программы)

Пояснительная записка.

Рабочая программа  по окружающему миру разработана в соответствии

-с федеральным государственным  образовательным стандартом начального общего образования (Приказ   МО и науки РФ от06.10.2009 № 373) в действующей редакции;

- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2022-23 уч. г.;

- календарным учебным графиком на 2022-23 уч. год;

- программой воспитания МБОУ «Средняя школа №9»

на основе:

- программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», Москва: «Просвещение» 2011г.УМК «Школа России»

. Программа рассчитана на 68 ч.

В связи с тем, что в программе в  разделе «Родной край – часть большой страны» не указаны уроки, на которых проводятся экскурсии по «Природным сообществам» 1 час экскурсий  планируется провести  в разделе «Земля и человечество» -1 час (урок№7),в разделе «Родной край – часть большой страны»-4часа (урок № 16, урок №19, урок №21 и урок №28).

В рабочую программу по окружающему миру внесены изменения: программа  интегрирована с материалом  курса «Азбука смоленского края» (автор программы С. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век», 2006.) при изучении следующих тем: урок № 8 Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. АСК Охрана природы Смоленского края. Урок №20 Наш край. АСК Природные особенности Смоленской области. Урок №23 Водные богатства нашего края. АСК Водоемы Смоленщины.Урок 24, урок №25 Наши подземные богатства. Практическая работа №2 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». АСК Полезные ископаемые Смоленской области. Урок №31 Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №3 « Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» АСК Растения нашего края. Урок №32 Животноводство в нашем крае. АСК Животные нашего края. Урок №40 Жизнь древних славян. АСК  Наши предки. Урок №42 Страна городов. АСК Города Смоленщины. Урок №43 Из книжной сокровищницы Древней Руси. АСК Письменность. Урок №49 Патриоты России. АСК Награды Смоленщины и города Смоленска. Урок №51 Михаил Васильевич Ломоносов. АСК Наши земляки. Урок № 53 Отечественная война 1812года. АСК Военное прошлое Смоленщины. Урок № 63 Славные символы России. АСК Герб и флаг нашей области. Урок №64 Такие разные праздники. АСК Культура Смоленщины сегодня.

В рабочую программу по окружающему миру внесены изменения: программа  интегрирована с материалом  курса «Финансовая грамотность» (автор программы Ю.Н.Корлюгова, Е.Е.Гоппе – Москва: Издательство «ВАКО», 2018.) при изучении следующих тем: урок №3 Мир глазами географа. ФГ Как появились деньги. Урок 4 Мир глазами историка. ФГ История российских денег. Урок №26 Земля-кормилица. ФГ На что семья тратит деньги. Урок №34 Презентация проектов. ФГ Подсчитаем все расходы семьи. Урок №37 Новое время: встреча Европы и Америки. ФГ Что такое валюта. Урок №38 Новейшее время: история продолжается сегодня. ФГ Банки, банкоматы и банковские карты. Урок №66 Путешествие по России. (по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу, по северу европейской России ФГ Как планировать семейный бюджет..

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1)Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций

2)Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

3)Формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

5) Принятие и освоение  социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

6) Развитие  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том  числе в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах , соц. Справедливости и свободе

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствнной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соц. ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы  достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности  конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия , победы;

2) cформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

4) освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

Человек и природа.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно"нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,

электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно - нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт"Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Земля и человечество.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа, Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Тематическое планирование  и средства контроля.

Земля и человечество 9ч.

Природа России  10ч.

Родной край часть большой страны 15ч.

Страницы Всемирной истории 5ч.

Страницы истории России 20ч.

Современная Россия 9ч

Практическая часть программы

Кол-во

Практические работы

3

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Практическая работа №2 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Практическая работа №3«Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

Экскурсии

5

Экскурсия №1Природное сообщество «Водоем».(раздел Родной край – часть большой страны).  

Виртуальная экскурсия № 2в национальный парк «Лосиный остров»

Виртуальная экскурсия № 3  на курорты Черноморского побережья Кавказа « Дендрарий» г.Сочи

Экскурсия №4 Природное сообщество «Луг». (раздел Родной край – часть большой страны).

Экскурсия № 5 Природное сообщество «Лес»(раздел Родной край – часть большой страны

Средства контроля: практические работы, тестирование, промежуточная аттестация за год – тестирование.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4А, 4В

урока

Название раздела

и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

План

Факт

Раздел «Земля и человечество»

9 ч

1

Мир глазами астронома.

1

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

3

Мир глазами географа. ФГ Как появились деньги.

1

4

Мир глазами историка. деньги. ФГ История российских денег.

1

5

Когда и где?

1

6

Мир глазами эколога.

1

7

Экскурсия №1Природное сообщество «Водоем».(раздел Родной край – часть большой страны).  

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. АСК Охрана природы Смоленского края.

1

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

1

Природа России

10ч

10

Равнины и горы России.

1

11

Моря, озёра и реки России.

1

12

Природные зоны России.

1

13

Зона арктических пустынь

1

14

Тундра.

1

15

Леса России.

1

16

Лес и человек. Виртуальная экскурсия № 2в национальный парк «Лосиный остров»

1

17

Зона степей.

1

18

Пустыни

1

19

У Чёрного моря. Виртуальная экскурсия № 3  на курорты Черноморского побережья Кавказа « Дендрарий» г. Сочи

1

Родной край – часть большой страны.  

15ч

20

Наш край. АСК Природные особенности Смоленской области.

1

21

Экскурсия №4Природное сообщество «Луг». (раздел Родной край – часть большой страны).

1

22

Поверхность нашего края.

1

23

Водные богатства нашего края. АСК Водоемы Смоленщины

1

24

Наши подземные богатства. Практическая работа №2 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств

1

25

Наши подземные богатства.  АСК Полезные ископаемые Смоленской области.

1

26

Земля – кормилица. ФГ На что семья тратит деньги.

1

27

Жизнь леса.

1

28

Экскурсия № 5 Природное сообщество «Лес»(раздел Родной край – часть большой страны

1

29

Жизнь луга.

1

30

Жизнь в пресных водах.

1

31

Растениеводство в нашем крае .Практическая работа №3«Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» АСК Растения нашего края.

1

32

Животноводство в нашем крае. АСК Животные нашего края.

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

34

Презентация проектов.ФГ Подсчитаем все расходы семьи.

1

Страницы Всемирной истории

35

Мир древности: далёкий и близкий

1

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки. ФГ Что такое валюта.

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.ФГ Банки, банкоматы, банковские карты.

1

39

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Страницы истории России

20ч

40

Жизнь древних славян . АСК Наши предки.

1

41

Государство Русь.

1

42

Страна городов. АСК Города Смоленщины.

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси .

АСК Письменность.

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван Третий

1

48

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

1

49

Патриоты России. АСК Награды Смоленщины и города Смоленска.

1

50

Пётр Великий

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов. АСК Наши земляки.

1

52

Екатерина Великая.

1

53

Отечественная война 1812 года. АСК Военное прошлое Смоленщины.

1

54

Страницы истории XIX века

1

55

Россия вступает в XX век

1

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

57

Великая война и великая Победа

1

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

59

«Героическая летопись России». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Современная Россия

9ч.

60

Основной закон России и права человека.

1

61

Мы граждане России

1

62

Всероссийская проверочная работа.

1

63

Славные символы России. АСК Герб и флаг нашей области.

1

64

Такие разные праздники. АСК Культура Смоленщины сегодня.

1

65

Промежуточная аттестация – тестирование.

1

66

Путешествие по России. (по Дальнему Востоку,  Сибири, Уралу, по северу европейской России) ФГ Как планировать семейный бюджет.

1

67

Путешествие по России.(по Волге, по югу России)

1

68

Презентация проектов

1

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4Б

урока

Название раздела

и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

План

Факт

Раздел «Земля и человечество»

9 ч

1

Мир глазами астронома.

1

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

4

Мир глазами географа.ФГ Как появились деньги.

1

5

Мир глазами историка.ФГ История российских денег.

1

6

Когда и где?

1

7

Мир глазами эколога.

1

8

Экскурсия №1Природное сообщество «Водоем».(раздел Родной край – часть большой страны).  

1

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

1

10

 Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. АСК Охрана природы Смоленского края.

1

Природа России

10ч

11

Равнины и горы России.

1

12

Моря, озёра и реки России.

1

13

Природные зоны России.

1

14

Зона арктических пустынь

1

15

Тундра.

1

16

Леса России.

1

17

Лес и человек. Виртуальная экскурсия № 2в национальный парк «Лосиный остров»

1

18

Зона степей.

1

19

Пустыни

1

20

У Чёрного моря. Виртуальная экскурсия № 3  на курорты Черноморского побережья Кавказа « Дендрарий» г. Сочи

1

Родной край – часть большой страны.  

15ч

21

Наш край. АСК Природные особенности Смоленской области.

1

22

Экскурсия №4Природное сообщество «Луг». (раздел Родной край – часть большой страны).

1

23

Поверхность нашего края.

1

24

Водные богатства нашего края. АСК Водоемы Смоленщины

1

25

Наши подземные богатства. Практическая работа №2 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» АСК Полезные ископаемые Смоленской области.

1

26

Земля – кормилица. ФГ На что семья тратит деньги.

1

27

Жизнь леса.

1

28

Экскурсия № 5 Природное сообщество «Лес»(раздел Родной край – часть большой страны

1

29

Жизнь луга.

1

30

Жизнь в пресных водах.

1

31

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №3«Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» АСК Растения нашего края.

1

32

Животноводство в нашем крае. АСК Животные нашего края.

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

34

Презентация проектов.ФГ Подсчитаем все расходы семьи.

1

Страницы Всемирной истории

35

Начало истории человечества

1

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

38

Новое время: встреча Европы и Америки. ФГ Что такое валюта.

1

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.ФГ Банки, банкоматы, банковские карты.

1

Страницы истории России

20ч

40

Жизнь древних славян . АСК Наши предки.

1

41

Во времена Древней Руси

1

42

Страна городов. АСК Города Смоленщины.

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси .

АСК Письменность.

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван Третий

1

48

Мастера печатных дел

1

49

Патриоты России. АСК Награды Смоленщины и города Смоленска.

1

50

Пётр Великий

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов. АСК Наши земляки.

1

52

Екатерина Великая.

1

53

Отечественная война 1812 года. АСК Военное прошлое Смоленщины.

1

54

Страницы истории XIX века

1

55

Россия вступает в XX век

1

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

57

Великая война и великая Победа

1

58

Великая война и великая Победа

1

59

Страна, открывшая путь в космос.

1

Современная Россия

60

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России.

1

61

Всероссийская проверочная работа.

1

62

Славные символы России.АСК Герб и флаг нашей области.

63

Промежуточная аттестация за год – тестирование

1

64

Такие разные праздники. АСК Культура Смоленщины сегодня.

1

65

Путешествие по России. (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)ФГКак планировать семейный бюджет.

1

66

Путешествие по России(по Уралу, по северу европейской России) ФГУчимся составлять семейный бюджет.

1

67

Путешествие по России.(по Волге, по югу России)

1

68

Презентация проектов

1

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

1.«Окружающий мир» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций  в комплекте с приложением  на электронном носителе. В 2 частях (А.А. Плешаков, Е.АКрючкова.) -  М.: Просвещение, 2021г.

2. .«Окружающий мир» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций  в комплекте с приложением  на электронном носителе. В 2 частях (А.А. Плешаков, Е.АКрючкова.) -  М.: Просвещение, 2015г.

3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»4 класс в 2 частях(А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.)- М.:Просвещение, 2021.,

4. Программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», Москва: «Просвещение» 2011г.УМК «Школа России»

5. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразовательные организации. – М.: Вако 2018г.

6. Болотова С.А. Азбука Смоленского края ч.1 Мир природы, ч.2 Мир истории, ч.3 Мир культуры. Смоленск: Русич, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"

Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаи­модействии;знакомство с методами изучени...

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс. УМК "Школа России". Плешаков....

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" к УМК А. А. Плешакова2 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена  на основе Федерального компонента стандарта начального общего обра­зования по окружающему миру,...

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" по программе "Школа 2100"

Эта программа на курс написана на 4 года с 1 по 4 классы по программе "Школа 2100"...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...

Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окруж...