Урок по окружающему миру на тему "Где живут слоны"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Данный урок содержит в себе интерактивные приемы, а так же игровые элементы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._gde_zhivut_slony.docx | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 3.02.2022
База практики: МБОУ СОШ №1
Класс: 1
Учитель:
Студентка: Позднякова Алина Ивановна
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: УМК «Школа России»
Тема: Где живут слоны?
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для знакомства учащихся с жаркими районами планеты и их обитателями
Задачи:
Дидактические:
- Познакомить учащихся с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.
- Формировать умение находить данные районы на карте
- Учить называть отличительные признаки растительности и животных этих районов.
Развивающие:
- Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
- Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
- Развивать умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Формировать умение делать вывод в совместной работе.
- Формировать умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
- Формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знание новых понятий “Саванна”, Тропики”.
- Умение находить данные районы на карте
- Знание отличительных признаков растительности и животных этих районов.
Личностные:
- Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Интерес к предмету, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Метапредметны:
Познавательные:
- Умение строить рассуждение по теме урока.
- Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
- Умение делать вывод в совместной работе.
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
- Умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация, карточки «Светофор»
План урока:
1.Этап мотивации (2 мин.)
1.1.Приветствие
1.2. Этический заряд
2.Этап актуализации и пробного учебного действия (6 мин.)
2.1. Игра «Составь слова»
2.2. Распределение животных на столбцы
3. Этап выявления места и причины затруднение (6 мин.)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)
4.1. Определение темы урока
4.2. Определение цели и задач урока
5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)
5.1. Какие жаркие районы есть на Земле?
5.1.1. Самостоятельная работа с карточками. Экспедиция
5.1.2. Проверка самостоятельной работы
5.1.3. Формулирование вывода
5.2. Как найти эти районы на глобусе
5.2.1. Беседа о глобусе
5.2.2. Беседа по карте полушарий
5.2.3. Формулирование вывода.
5.3. Приведите примеры животных жарких районов
5.3.1. Рассказ о животных живущих в теплых странах
5.3.2. Беседа о слонах
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи(8 мин.)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Этап фрагмента урока их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1.Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ивановна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. 1.2. Этический заряд - Ребята, сегодня у нас с вами не простой урок. Если вы готовы к работе и полны сил, поднимите желтый квадрат, а если вам не интересна тема урока и вы не хотите работать, поднимите красный квадрат. - Хорошо, я вижу, что большинство из вас готовы к работе. Пусть этот урок вам принесет хорошее настроение и новые знания. | Приветствуют учителя Анализируют свою готовность к уроку | Создание ситуации успеха | Фронтальная | Карточки (желтый треугольник, красный квадрат) | Самооценка | Л1, Л2 | |||
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1. Игра «Составь слова» - Ребята, расскажите, где вы путешествовали на прошлом уроке? Я предлагаю небольшую подсказку-загадку: из слогов собрать слова-ответы: – Арк-ка-ти; - да, ти, Ан, тарк. - Ребята, так с каким двумя холодными районами вы познакомились? (Антарктика и Антарктида) 2.2. Распределение животных по столбцам - Ребята посмотрите на доску. Здесь есть столбик «Антарктика» и «Антарктида». У меня есть картинки животных, давайте распределим их по районам (пингвин, альбатрос, морж, тюлень, треска, белый медведь, морской леопард,) | Собирают слова из слогов Распределяют животных | Дидактическая игра, загадк Работа со схемой, классификация | Фронтальная Фронтальная | Слова Картинки Доска | Фронтальный контроль | К1, К2, П1, П2, Р2 | Л1, Л2 | ||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением). - Кто из вас самый догадливый? (Холодный – жаркий) -Куда мы попадем? (Попадаем в Жаркие страны). - А какие жаркие страны вы знаете? - Правильно. А страны эти: Африка и Индия. ( показываю на карте полушарий на слайде) - Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:
- Ребята, а еще мы познакомимся с самым главным животным, и это… О С Н Л - Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть вы мне снова поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось? СЛОН - Верно, ребята! Сегодня мы обязательно встретимся со слоном. | Отвечают на вопросы учителя Отгадывают загадки Составляют из букв слово | Беседа Самостоятельная работа Работа с таблицей | Фронтальная Индивидуальная | Презентация Презентация Загадки Слово из букв | Фронтальный контроль | К1, К2, Р2, П2 | Л2 | ||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Определение темы урока - Кто догадался, какая тема нашего урока? (Где живут слоны?) - Давайте, откроем учебник на странице и проверим ваши предположения. 4.2. Определение цели и задач урока - Какую цель вы поставили бы на этом уроке? (познакомится с жаркими районами) - Какие учебные задачи вы поставите сегодня перед собой? (узнать больше о животном мире в жарких странах) | Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя | Беседа Работа с учебником Беседа | Фронтальный | Учебник | Самоконтроль | П3, Р1, Р2, К1 | Л2 | ||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Какие жаркие районы есть на Земле? 5. 2. Как найти эти районы на глобусе? 5.3. Животные живущие в жарких районах | 5.1.1. Самостоятельная работа с карточками. Экспедиция - Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на два ряда и каждый получит своё исследовательское задание. Первые два ряда геологи: 1 ряд: отправится в путешествие в «Саванну», для этого рассмотрит рисунок на с. 14. И прочитает текст на карточках. 2 ряд: отправится в путешествие в «Тропический лес», для этого рассмотрит рисунок на с. 15. И прочитает текст на карточках. - Но для начала я предлагаю вам ознакомиться с алгоритмом, по которому вы должны составить свой рассказ о Саванне и Тропических лесах. Откройте страницу 15. - Маша прочитай 1 пункт - Саша прочитай 2 пункт - Петя прочитай 3 пункт -Вова прочитай 4 пункт - Приступайте к работе. 5.1.2. Проверка самостоятельной работы - Первым свои результаты исследования представит 1 ряд. - В каком районе вы побывали? - Какая была погода? - Какие растения были вокруг? - Каких животных вы встретили? - Теперь свои результаты исследования представит нам второй ряд? - В каком районе вы побывали? - Какая была погода? - Какие растения были вокруг? - Каких животных вы встретили? 5.1.3. Формулирование вывода - Ребята, какой вывод мы можем сделать о Саванне и Тропическом лесе? - Что у них общего? Физкультминутка - Ребята, а теперь встаньте. Я буду называть вам животное, когда вы слышите название рыбы, то с помощью пантомимы показываете, как плавает рыба в воде. Когда слышите название птицы, машете руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топаете ногами. - Щука, лиса, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот. 5.2.1. Беседа о глобусе -Вы знаете, что такое экватор? -Экватор – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса. Экватор опоясывает земной шар, разделяя его на северное и южное полушария. Найдите на глобусе линию-экватор. -По обе стороны этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы, какие? -А кто-нибудь знает, где находится Африка? А где Южная Америка? -А́фрика — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга. Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон. -Южная Америка- континент в Америке, расположенный в основном в Западном и Южном полушариях планеты Земля. Омывается на западе Тихим океаном, на востоке — Атлантическим, с севера ограничивается Северной Америкой, граница между Америками проходит по Панамскому перешейку и Карибскому морю. 5.2.2. Беседа по карте полушарий -Посмотрите на доску. Что вы видите? (карту полушарий) -Кто-нибудь хочет показать на карте, где находится Африка? Южная Америка? Учитель показывает, где они находятся на карте. 5.2.3. Формулирование вывода. - Кто нибудь хочет показать еще раз где находиться Африка? Южная Америка? - Покажите экватор - Ребята, какой вывод вы можете сделать? 5.3.1. Рассказ о животных живущих в теплых странах - Сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с некоторыми животными из этих районов. Страусы – самые крупные птицы в мире. Их высота достигает до двух с половиной метров, а вес – 50 килограммов. Живут страусы в Африке и в Австралии. У страусов длинная шея, маленькая голова, красивое серое оперенье, а крылья и хвост – белоснежные. Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги. Бегают они так же быстро, как и лошади. Рядом со страусом всегда пасутся антилопы и зебры. Увидев опасность, страусы падают сигнал и животные убегают. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков. Гнездо для потомства устраивает страус – отец. Высиживают яйца оба родителя. Люди обучают их возить тележки с поклажей и человеком. Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты. Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Слоны живут семьями. Питаются слоны травой, ветками и плодами. Слоны живут вблизи водоемов. Они любят купаться, отлично плавают. Спят слоны мало, стоя. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу. 5.3.2. Беседа о слонах - Давайте подробнее изучим слонов. -Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга. - Ребята, кто сможет найти отличия Индийского слона от африканского? 1.Уши африканского слона большие. Уши Индийского слона меньше. 2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки. У индийских слонов бивни бывают только у самцов. 3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров. 4. Африканские слоны - коричневато-серые. Индийский слон темно – серый - Ребята, внимательно рассмотрите слона. Ответьте на вопрос -Что такое бивни? - Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов. - Ребята. Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды) - Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. - Ребята, Что такое хобот? - Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. - Ребята, что нового вы узнали о слонах? - Какие страны помогли нам изучить слонов? | Читают текст, анализируют, отвечают на вопросы учителя Дети рассказывают о своих исследованиях Дети делают вывод Дети отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Показывают на карте Африку и Южную Америку Слушают рассказ Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Сравнивают | Беседа Работа с текстом учебника Работа с карточками Беседа Беседа Беседа Беседа Демонстрация Беседа Беседа Рассказ Беседа Рассказ | Групповой Фронтальный Работа в группе Фронтальный Фронтальный Индивидуальный Фронтальный Фронтальный Фронтальный Фронтальный | Учебник Карточки Групповой Презентация Карта Презентация Презентация Презентация | Фронтальный контроль Фронтальный контроль Взаимопроверка Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль | ПР1, ПР2 ПР1, ПР2 ПР3 ПР1, ПР2 ПР1 ПР2 ПР3 | П1, П2, П3, К1, К2, Р2 П1 П2 К1 К2 П3 К1 К2 П1 П2 П3 К1 К2 П1 П3 К1 П1 П2 П3 К1 К2 П1 П2 П3 К1 К2 | Л1,Л2 Л1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Ребята, сейчас я предлагаю вам открыть рабочие тетради на странице 12, упражнение 1. Ваша задача определить кто из этих слонов индийский, а кто африканский. На обдумывание у вас 1 минута. - Давайте проверим ваши ответы. - Какой слон изображен на 1 картинке? - Почему? - Какой слон изображен на 2 картинке? - Почему? - Ребята, какой вывод вы можете сделать? | Работают по рабочим тетрадям Отвечают на вопросы учителя | Практическая работа Беседа | Индивидуальная Фронтальная | Рабочая тетрадь Презентация | Наблюдение Фронтальный опрос | ПР1, ПР2 | К1, К2, П1, П3 | Л1 | |
7. Этап самостоятель-ной работы с самопро-веркой по эталону Задача: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлек-сия достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - Сейчас я предлагаю вам сделать упражнение 2 самостоятельно. - Вам надо указать стрелками где живут эти животные: в Саванне или Тропическом лесу. Приступайте. - Ребята, сверьте со слайдом правильность выполнения этого задания. - У кого все правильно поднимите руку. - У кого были допущены ошибки? В чем? | Делают самостоятельную работу в рабочей тетради Сверяют с эталоном Оценивают себя | Самостоятельная работа | Индивидуальный Фронтальный | Рабочая тетрадь Таблица Презентация | Самоконтроль Самооценка | П1, П2 | К1, П1, П2, П3 | Л2 | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного | - Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и смогли узнать больше информации о нашем мире. - С какими двумя районами вы познакомились? - Какие животные обитают в Саванне? - Какие животные обитают в Тропических лесах - Ребята, где живут слоны? - В чем отличие индийского слона от африканского? - Ребята, а какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? - А какие задачи помогли нам достичь этих целей? | Отвечают на вопросы учителя | Беседа | Фронтальный | Презентация | Самоконтроль, самооценка, наблюдение | Р1, Р2, П1, П2, К1, К2 | Л1, Л2 | ||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Ребята, достигли ли мы целей? - Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке? -Что нового вы узнали? - Ребята, а теперь поднимите красный квадрат, кому было не интересно на уроке и он нечего нового не узнал; и поднимите желтый треугольник, если вам понравился этот урок и вы узнали много интересного. - Ребята, мне очень понравилось с вами работать. До свидание! | Оценивают себя Оценивают свою работу на уроке Прощаются с учителем | Беседа | Фронтальный Индивидуальный | Презентация | Самооценка | К2 | Л1, Л2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Где живут слоны?" 1 класс
Урок формирования представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни....
Презентация и конспект урока по окружающему миру по теме "Где живут Слоны?" УМК "Школа России".
Презентация и конспект поможет учителю провести интересный урок. К презентации предлагаю физ.минутку и релаксацию....
Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс
Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...
Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс
Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны?" УМК "Школа России", 1 класс.
Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"
Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"...
Разработка урока по окружающему миру "Где живут слоны".Школа России.1 класс.
Разработка урока по окружающему миру "Где живут слоны"1 класс".Школа России"....