Открытое занятие по внеурочной деятельности объединения «Мир проектов» с учащимися первого класса на тему «Школа почемучек: гипотеза: предположения и проверка»
проект по окружающему миру (1, 2 класс)

Для нашей работы хорошим фундаментом и основой проектной деятельности стало инновационное пособие «Мои первые проекты», разработанное сотрудниками ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» совместно с ведущими учителями Республики Татарстан.  И если раньше проектная деятельность охватывала не весь класс, а носила более локальный характер, то теперь такие уроки стали систематическими, появилась возможность заинтересовать и вовлечь в поисково-исследовательскую  деятельность всех учащихся, отслеживать динамику их результатов, а также составлять  часть своих уроков в виде  различных проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности

  объединения «Мир проектов» с учащимися первого класса

 на тему  «Школа почемучек: гипотеза: предположения и проверка»

Хасанова Лилия Рузаловна

МБОУ  «Гимназия № 125» Советского района г. Казани

Задачи современного образования сложны и многогранны. Школа должна не только давать фундаментальные знания по разным предметам, но и подготовить в будущем успешную личность, умеющую самостоятельно планировать, анализировать, определять перспективы, конечную цель своей деятельности, получать результаты.  Такие задачи учащиеся  учатся решать в процессе выполнения разных проектов. В процессе проектной деятельности создаются связи между теорией и практикой, знаниями и умениями.  Для творческого учителя есть много возможностей и средств для развития проектного, критического мышления учащихся.

Для нашей работы хорошим фундаментом и основой проектной деятельности стало инновационное пособие «Мои первые проекты», разработанное сотрудниками ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» совместно с ведущими учителями Республики Татарстан.  И если раньше проектная деятельность охватывала не весь класс, а носила более локальный характер, то теперь такие уроки стали систематическими, появилась возможность заинтересовать и вовлечь в поисково-исследовательскую  деятельность всех учащихся, отслеживать динамику их результатов, а также составлять  часть своих уроков в виде  различных проектов. Участие детей в такого рода деятельности дает большие возможности для экспериментирования, проявляет их любознательность, активность и интерес к окружающему миру. Работа в проектах  учит их активно сотрудничать со взрослыми и детьми,  взаимодействовать с социумом. Учащиеся получают возможность высказывать свое мнение, формировать активную гражданскую позицию.

Конспект занятия

Цель занятия: формировать понятие «гипотеза», показать ее значимость в исследовательской работе, познакомить со способами постановки гипотезы исследования. Развитие  умений строить предположения о неизвестном для объяснения тех или иных явлений, используя слова «может быть», «предположим», «возможно», «что если».

Задачи:

  • Раскрытие понятия «гипотезы»
  • Формирование умений подтверждать или опровергать гипотезы
  • Выдвигать предположения, находить причины событий
  • Поиск и проба известных и неизвестных способов действий
  • Развитие творческого, критического мышления.

Оборудование:

Компьютер, презентация,  карточки с заданиями;  тетрадь «Мои первые проекты», листы бумаги.

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Приветствие учащихся. Создание положительного настроя. Ввод в деятельность.

Давайте вместе подумаем «Почему у медведя нос черный?»

Предположения:

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

4. Другие варианты

  1. Основная часть:

Чтобы определить о чем мы будем говорить, я предлагаю вам загадку в хитром прямоугольнике. Что там спряталось? Как вы нашли ответ?

О

Р

А

Р

И

С

О

Л

Е

К

Н

О

Е

М

А

З

Д

А

А

Я

Ц

И

С

Т

Ответ: ГИПОТЕЗА.

- Для того, чтобы его найти, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем, соединили и прочитали эти буквы по вертикали.

У. Как вы думаете, что такое гипотеза?

- Это предположение, догадка, рассуждение.

У. Слово «гипотеза» имеет древнегреческое происхождение. Если заглянуть в толковый словарь С.М.Ожегова, то можно прочитать, что:

  • гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
  • гипотеза – предположение вообще, требующее подтверждение.

Я вам загадаю загадку:

Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год.

Учащиеся говорят предположения.

У: Ответ – заяц (рисунок зайца)

Почему зверек меняет шубы? Начните ответ со слов «Предположим», «Может быть».

Учащиеся дают ответы, в конце гипотеза подтверждается или опровергается.

У: Я вам буду задавать вопросы, а вы придумайте к ним разные гипотезы.  Поигрем в предположения.

А)Что произойдет , если дождь будет лить не переставая?

Учащиеся дают ответы:

1.Все затопит

2. Растения загниют

3. Другие ответы

Б) Как птицы находят дорогу на юг?

1. По солнцу и звездам

2. Хорошо ориентируются

3. Внутренним чутьем

4. По воздушным потокам

5. Другие ответы.

  В процессе дети должны понять, что такое предположение, догадка.

У. Молодцы ребята! Вот вы сейчас и попробовали решить проблему, т.е.  заставили появиться на свет гипотезу. Для того, чтобы нам с вами научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять и задавать вопросы. Но сначала я хочу обратить ваше внимание на важные слова, которые мы используем, делая предположения:

Может быть…

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что если…

У: Выполним еще упражнения на  способность вырабатывать гипотезы.

 Задание  « Предметные картинки»

Письменный стол

Апельсин

Чайник

Букет ромашек

Мобильный телефон

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Задание «Найдите возможную причину события»

звонят колокола

друзья поссорились

пожарный вертолет весь день кружил над лесом

медведь зимой не заснул, а бродил по лесу

Задание «Обратные действия»

При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Игрушечный кораблик

Реактивный самолет

Нефтяное месторождение

Охотничья собака

У: Можно придумать не только гипотезы, но и фантастические провокационные идеи.

Представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 твоих желания. Запиши ответы.

Обсуждение творческих работ с учащимися

3. Заключительная часть, подведение итогов:

- О чем мы сегодня говорили, какое новое слово узнали для себя?

- Что такое гипотеза

- Понравилось ли вам искать ответы на вопросы? Если да, то нарисуй и покажи «Солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» «Интеллектуальная игра» 1 класс.

Цель: развивать познавательные способности; умение анализировать и находить закономерности; развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности....

Открытое занятие по внеурочной деятельности ( проект). Тема: «Времена года» 1класс

Открытое занятие по внеурочной деятельности. Тема "Времена года". Вид проекта - книга. Дети приходят к выводу, что каждое время года по своему прекрасно....

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Путь к доброте" для учащихся 2 класса

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Путь к доброте" для учащихся 2 класса...