Окружающий мир 2 класс Тема: Будь природе другом!
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема: «Будь природе другом!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx892.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс:

Студентка: Ображей Алина Николаевна

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: «Будь природе другом!»

Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: Усвоение знаний о причинах сокращения численности растения и животных и первичное закрепление умения соблюдать правила друзей природы.

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомить с экологическими знаками и правилами поведения в природе, с охраняемыми растениями и животными родного края.
  2. Обучать правильному поведению в природе.
  3. Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение

Воспитательные:        

1.Способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре;

2.Содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знакомство  с экологическими знаками и правилами поведения в природе, с охраняемыми растениями и животными родного края.
  2. Обучение правильному поведению в природе.
  3. Обобщение  представления о факторах, угрожающих живой природе.

Личностные:

1.Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.

2.Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

1.Умение осознавать познавательную задачу, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний

2.Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний

3.Умение строить рассуждение по теме урока.

4.Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

1.Умение осознавать границы собственных знаний и умений

2.Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.

3.Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

1.Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.

2.Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

3.Умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материал

План урока:

  1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности

1.3.Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1.Определение темы урока

4.2.Определение цели урока

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Формы организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Алина Николаевна , и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я.

1.2 Проверка готовности

- Ребята, посмотрите, всё ли необходимое готово к уроку? У вас на столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

- Вам понадобятся цветные карандаши, посмотрите, на месте ли они.

1.3 Эмоциональный заряд

- Ребята, у вас на столах лежат карандаши: красный и зеленый.

- Если у вас отличное настроение, и вы готовы активно работать на уроке поднимите зеленый карандаш.

- Если у вас плохое настроение, вы совсем не готовы к активной работе, то поднимите красный карандаш.

- Надеюсь, к концу урока у всех будет хорошее настроение.

Проверяют готовность к уроку

Объяснение

Создание ситуации успеха

Беседа

Самоконтроль

Раздаточный материал

Самоконтроль

К1

Л1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?»

- Ребята, мы сейчас с вами сыграем в игру

«Кто быстрее назовет ответ?»

• Копытное животное, родственник коровы — живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (Зубр.)

• Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.)

• Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.)

• Журавль с белым оперением. (Стерх.)

• Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.)

• Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.)

2.2 Проверка остаточных знаний

- Что такое красная книга?

— О каком редком растении или животном нашего края вы узнали?

- Приведите примеры растений и животных?

Мыслительная

беседа

Беседа

Фронтальная  

Презентация

Самоконтроль

К1

К2

Л1

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

У вас на столах карточки, возьмите и выполните задание.

— Выберите правильный ответ.

1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?

а) станет больше цветковых растений;

б) станет меньше цветковых растений;   +

в) станет меньше птиц;  +

г) станет больше птиц.

2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?

а) станет меньше комаров и мошек;

б) станет больше комаров и мошек;    +

в) станет меньше цапель и аистов,      +

г) станет больше цапель и аистов.

— Закончите предложения-правила.

1. Не будем... (срывать).

2. Не будем... (ломать).

  1. Не будем... (обижать).

Давайте проверим с вами

Обменяйтесь карточкой с соседом , сверьтесь со слайдом.

Поднимите руку у кого все правильно.

Молодцы, а остальным повторить материал.

Мыслительная деятельность

Слушание загадок

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

ПР1

П1

П2

К1

К2

Л1

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1.Определение темы урока

- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об охране природы)

- Давайте проверим ваши предположения. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 92-ой, и прочтите тему урока. (Будь природе другом)

4.2. Определение цели урока

-  Давайте поставим цель сегодняшнего урока.

- Что нам нужно сегодня узнать?

- Ребята, нам нужно будет сегодня узнать
,какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Договоримся о выполнении правил друзей природы. Будем учиться читать и рисовать экологические знаки.

Определяют тему урока.

Сверяют предположения по учебнику.

Определяют цель урока

Беседа

Работа по учебнику

Беседа

Фронтальная

Учебник

Самоконтроль

П1

П2

Р1

Р2

К1

К2

Л1

Л2

5. Этап

реализации

построенного проекта

5.1. Работа по учебнику

- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

- В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

-  Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

5.2. Работа в паре по учебнику. С. 92.

– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

– При входе в лес можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.)

– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».

– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

– Правильно. Это запрещающие знаки.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Дети отвечают на вопросы.

Работа с учебником

Беседа

Фронтальная

Учебник

Самоконтроль

Пр1

Пр2  

П1

П2

К1

Л1

Л2

6. Этап первичного закрепления

Откройте рабочие тетради на стр.62

Прочитайте, что нам нужно сделать

— Прочитайте текст  самостоятельно «Сидел в траве кузнечик...» Ю. Аракчеева на с. 94—95 учебника.

— Что вас насторожило в тексте?

— Какой момент показался самым интересным?

— Какой вывод вы сделали?

— Для чего мы прочитали этот текст?

— Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях.

Фронтальная

Самоконтроль

Пр1

Пр2

П1

П2

Л2

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону

7.1.Самостоятельная работа

 Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

— Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.

1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко);

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков).

2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

а) покормлю птенца (3 очка);

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков);

в) буду наблюдать издали (1 очко).

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков);

б) расспрошу об этом учительницу (2 очка);

в) не пойду (1 очко).

4. После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход?

а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 очко);

б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков);

в) закопал бы в землю (3 очка).

5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы?

а) почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка);

б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко);

в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очков).

Проверьте самостоятельно

 Ключ к тесту

5 — 11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать побольше.

11 — 18 очков — ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.

19 — 25 очков — ты, наверное, любишь природу — это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

Проверяют товарища

Взаимопроверка

Индивидуальная

Презентация

Взаимоконтроль

Пр1

П1

П2

П3

Л1

Л2

8. Включение в систему знаний и повторение

На стр. 62

- Что нам нужно сделать ?

Прочитайте задание

Мыслительная деятельность

Выполняют задание

Работа с рабочей тетрадью

Фронтальная

Индивидуальная

Рабочая тетрадь

Самопроверка

Самоконтроль

Пр2

К1

К2

Р2

Л1

Л2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

- Итак, давайте вспомним, какова же была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой? -

Ребята, достигли ли мы нашей цели?

- У вас на партах лежат ваши карандаши.

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

  • Зелёный: я работал хорошо, у меня всё получилось.
  • Красный: я хорошо работал, но были трудности.

- Я рада, что у большинства все хорошо получалось.

-Спасибо за работу. До свидания.

Отвечают на вопросы, проводят анализ своей деятельности

Беседа

Фронтальная

Фронтальный опрос

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Будь природе другом»

Цели:1. Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе2. Сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение.3. Воспитывать желание помогать...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Интеллектуальная игра по окружающему миру на тему: «Будь природе другом!»

Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)...

Интеллектуальная игра по окружающему миру на тему: «Будь природе другом!»

Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию...