Окружающий мир 2 класс Тема: Будь природе другом!
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2А
Студентка: Ображей Алина Николаевна
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: «Будь природе другом!»
Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: Усвоение знаний о причинах сокращения численности растения и животных и первичное закрепление умения соблюдать правила друзей природы.
Задачи:
Дидактические:
- Познакомить с экологическими знаками и правилами поведения в природе, с охраняемыми растениями и животными родного края.
- Обучать правильному поведению в природе.
- Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе.
Развивающие:
- Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
- Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
- Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
- Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение
Воспитательные:
1.Способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре;
2.Содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знакомство с экологическими знаками и правилами поведения в природе, с охраняемыми растениями и животными родного края.
- Обучение правильному поведению в природе.
- Обобщение представления о факторах, угрожающих живой природе.
Личностные:
1.Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
2.Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Метапредметные:
Познавательные.
1.Умение осознавать познавательную задачу, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний
2.Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний
3.Умение строить рассуждение по теме урока.
4.Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
Регулятивные:
1.Умение осознавать границы собственных знаний и умений
2.Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
3.Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
Коммуникативные:
1.Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
2.Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3.Умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.
Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материал
План урока:
- Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности
1.3.Эмоциональный заряд
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1.Определение темы урока
4.2.Определение цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Формы организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
1. Этап мотивации | 1.1 Приветствие - Здравствуйте, ребята! - Меня зовут Алина Николаевна , и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я. 1.2 Проверка готовности - Ребята, посмотрите, всё ли необходимое готово к уроку? У вас на столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. - Вам понадобятся цветные карандаши, посмотрите, на месте ли они. 1.3 Эмоциональный заряд - Ребята, у вас на столах лежат карандаши: красный и зеленый. - Если у вас отличное настроение, и вы готовы активно работать на уроке поднимите зеленый карандаш. - Если у вас плохое настроение, вы совсем не готовы к активной работе, то поднимите красный карандаш. - Надеюсь, к концу урока у всех будет хорошее настроение. | Проверяют готовность к уроку | Объяснение Создание ситуации успеха Беседа | Самоконтроль | Раздаточный материал | Самоконтроль | К1 | Л1 Л2 | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | 2.1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?» - Ребята, мы сейчас с вами сыграем в игру «Кто быстрее назовет ответ?» • Копытное животное, родственник коровы — живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (Зубр.) • Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.) • Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.) • Журавль с белым оперением. (Стерх.) • Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.) • Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.) 2.2 Проверка остаточных знаний - Что такое красная книга? — О каком редком растении или животном нашего края вы узнали? - Приведите примеры растений и животных? | Мыслительная беседа | Беседа | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | К1 К2 | Л1 Л2 | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | У вас на столах карточки, возьмите и выполните задание. — Выберите правильный ответ. 1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек? а) станет больше цветковых растений; б) станет меньше цветковых растений; + в) станет меньше птиц; + г) станет больше птиц. 2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек? а) станет меньше комаров и мошек; б) станет больше комаров и мошек; + в) станет меньше цапель и аистов, + г) станет больше цапель и аистов. — Закончите предложения-правила. 1. Не будем... (срывать). 2. Не будем... (ломать).
Давайте проверим с вами Обменяйтесь карточкой с соседом , сверьтесь со слайдом. Поднимите руку у кого все правильно. Молодцы, а остальным повторить материал. | Мыслительная деятельность | Слушание загадок | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | ПР1 | П1 П2 К1 К2 | Л1 Л2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | 4.1.Определение темы урока - Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об охране природы) - Давайте проверим ваши предположения. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 92-ой, и прочтите тему урока. (Будь природе другом) 4.2. Определение цели урока - Давайте поставим цель сегодняшнего урока. - Что нам нужно сегодня узнать? - Ребята, нам нужно будет сегодня узнать | Определяют тему урока. Сверяют предположения по учебнику. Определяют цель урока | Беседа Работа по учебнику Беседа | Фронтальная | Учебник | Самоконтроль | П1 П2 Р1 Р2 К1 К2 | Л1 Л2 | |
5. Этап реализации построенного проекта | 5.1. Работа по учебнику - В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней. - В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома). - Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых). - Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом! 5.2. Работа в паре по учебнику. С. 92. – Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы). – Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.) – При входе в лес можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.) – Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила. Дети читают вслух «Правила друзей природы». – Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы). – Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета) – О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки). – Правильно. Это запрещающие знаки. Физкультминутка. А теперь, ребята, встали! | Дети отвечают на вопросы. | Работа с учебником Беседа | Фронтальная | Учебник | Самоконтроль | Пр1 Пр2 | П1 П2 К1 | Л1 Л2 |
6. Этап первичного закрепления | Откройте рабочие тетради на стр.62 Прочитайте, что нам нужно сделать — Прочитайте текст самостоятельно «Сидел в траве кузнечик...» Ю. Аракчеева на с. 94—95 учебника. — Что вас насторожило в тексте? — Какой момент показался самым интересным? — Какой вывод вы сделали? — Для чего мы прочитали этот текст? — Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях. | Фронтальная | Самоконтроль | Пр1 Пр2 | П1 П2 | Л2 | |||
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону | 7.1.Самостоятельная работа Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» — Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков. 1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко); б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков). 2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца (3 очка); б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков); в) буду наблюдать издали (1 очко). 3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков); б) расспрошу об этом учительницу (2 очка); в) не пойду (1 очко). 4. После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход? а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 очко); б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков); в) закопал бы в землю (3 очка). 5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы? а) почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка); б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко); в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очков). Проверьте самостоятельно Ключ к тесту 5 — 11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать побольше. 11 — 18 очков — ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу. 19 — 25 очков — ты, наверное, любишь природу — это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных. | Проверяют товарища | Взаимопроверка | Индивидуальная | Презентация | Взаимоконтроль | Пр1 | П1 П2 П3 | Л1 Л2 |
8. Включение в систему знаний и повторение | На стр. 62 - Что нам нужно сделать ? Прочитайте задание | Мыслительная деятельность Выполняют задание | Работа с рабочей тетрадью | Фронтальная Индивидуальная | Рабочая тетрадь | Самопроверка Самоконтроль | Пр2 | К1 К2 Р2 | Л1 Л2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | - Итак, давайте вспомним, какова же была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Ребята, достигли ли мы нашей цели? - У вас на партах лежат ваши карандаши. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
- Я рада, что у большинства все хорошо получалось. -Спасибо за работу. До свидания. | Отвечают на вопросы, проводят анализ своей деятельности | Беседа | Фронтальная | Фронтальный опрос | К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Будь природе другом»
Цели:1. Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе2. Сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение.3. Воспитывать желание помогать...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...
Презентация 2 класс, Тема "Будь природе другом"
Школа России 2 класс,....
Интеллектуальная игра по окружающему миру на тему: «Будь природе другом!»
Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)...
Интеллектуальная игра по окружающему миру на тему: «Будь природе другом!»
Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию...