«Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».
презентация к уроку по окружающему миру на тему
Описание опыта педагогической деятельности. «Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта педагогической деятельности | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в наше время – одна из важнейших задач общества и образования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать экологическое образование обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной общей школы.
Это направление включает ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Всем от природы что-то нужно. Только сама природа никому не нужна. И она, где-то медленно, где чуть быстрее, погибает.
«Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: люди погубят, прежде всего, себя, если в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут, бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в родном крае и в стране.
Ведущая моя педагогическая идея, над которой я работаю в течение нескольких лет - «Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников»
Я ставила цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Планируемые результаты
- свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому,
- обладающая знаниями экологической культуры,
- соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования,
- ведущая активную природоохранительную деятельность.
На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: Массовые, Групповые, Индивидуальные
С чего начинается экология? Конечно, с самого малого:
- закрываем ли мы открытый без пользы кран; выключаем ли свет, выходя из комнаты;
- перешагиваем ли осторожно жука или муравья, бегущего по асфальту;
- не забываем ли полить цветы на подоконнике;
- убираем ли после себя мусор в лесу?
Экологическое мышление формируется, прежде всего, на уроках окружающего мира. Для этого учебник «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа») достаточно заполнен экологическими вопросами. Дополняют эту линию и многие тексты из хрестоматии.
Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой.
Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Учитывая рекомендации О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова о применении проблемно-поисковых методов в преподавании окружающего мира, на уроках использую: эксперимент, наблюдение, работу с измерительной аппаратурой.
Ведь естествознание – это экспериментальная область человечества, а младшие школьники – пытливые исследователи окружающего мира.
Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В этом мне помогают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН, урок-путешествие. К данным видам урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс, а иногда и родители.
«Математика» создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений…
На уроках Литературного чтения включены темы уроков, на которых имеют место наши Экологические сказки.
Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.
Многообразна и интересна внеклассная экологическая работа с младшими школьниками. Я выделила направления внеклассной работы:
- Познавательно-исследовательское:
- Духовно-творческое:
- Просветительское:
- Природоохранное:
- Туристско-оздоровительные
Мы прежде всего организовали творческую группу «Эко-студия Радуга». Со своим девизом «Наблюдаем, охраняем, учимся, играем». С детьми пришли к мысли, что без нас природа проживёт, а мы без неё – нет!
Для этого мы проводим увлекательные:
- однодневные походы и экскурсии в природу,
- на промышленные предприятия,
- на выставки, в музеи, заповедники.
- это фенологические наблюдения, опытническая работа в «Эко-студии «Радуга».
- это составление экологического календаря с экологическими праздниками
Это проведение экологических праздников таких как: «День Земли».
- «Зелёная акция»
- уборка лесной поляны, школьной территории
- «День птиц», «Всемирный день окружающей среды», «Праздник осени»
- проведение орнитологического КВН, «Счастливого случая»;
- просмотр видеофильмов на экологическую тематику;
- эколого-краеведческая работа.
Мы ещё к тому же за здоровый образ жизни.
Мы активные участники многих конкурсов на экологическую тему.
О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные:
Количество учащихся, победителей и призёров в конкурсах
1 место
- Школьный уровень – 3
- Муниципальный уровень – 1
- Республиканский уровень – 4
- Межрегиональный уровень – 3
2 место
- Муниципальный уровень – 2
- Республиканский уровень – 2
- Межрегиональный уровень - 4
3место
- Муниципальный уровень – 2
- Республиканский уровень – 2
- Межрегиональный уровень - 2
И вот таким я «вижу» портрет выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий начальными сведениями об экологии,
- любящий своё село, свой край и свою Родину,;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- имеющий представления о красоте родной природы
- понимающий ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты
- обладающий первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Анализируя результативность своего опыта, на мой взгляд, данная работа эффективна, так как в процессе её реализации произойдут существенные изменения в формирования личности учащихся, отношения личности к окружающей его среде, изменится стереотип мышления в отношении ценностей собственного здоровья.
В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Итак, экологическое воспитание как средство активизации познавательной деятельности младших школьников проводится через:
• Учебные предметы
• Внеклассную работу по направлениям
• Участие в экологических конкурсах
Все хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""
Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....
Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...
«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».
Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...
статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
В.А. Сухомлинский писал : «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот мо...
Экологические сказки как средство развития познавательной активности младших школьников
Из всех принципов работы с детьми по экологическому воспитанию мы эффективнее всего используем принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащ...
Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника
Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...
Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"
quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...