«Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».
презентация к уроку по окружающему миру на тему

Болькина Тамара Петровна

Описание опыта педагогической деятельности. «Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Экологическое воспитание в наше время – одна из важнейших задач общества и образования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать экологическое образование обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.  

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной общей школы.

   Это направление включает ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.    

   История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Всем от природы что-то нужно. Только сама природа никому не нужна. И она, где-то медленно, где чуть быстрее, погибает.

«Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». 

    Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: люди погубят, прежде всего,  себя, если в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут, бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в родном крае и в стране.

   Ведущая моя педагогическая идея, над которой я работаю в течение нескольких лет -  «Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников»

   Я ставила цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту. 

   Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека
  • обучение школьников методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали
  • физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
  • становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

 Планируемые результаты

  • свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому,
  • обладающая знаниями  экологической культуры,
  • соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования,
  • ведущая активную природоохранительную деятельность.

   На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:  Массовые, Групповые,  Индивидуальные

   С чего начинается экология?  Конечно, с самого малого:

  • закрываем ли мы открытый без пользы кран; выключаем ли свет, выходя из комнаты;
  • перешагиваем ли осторожно жука или муравья, бегущего по асфальту;
  • не забываем ли полить цветы на подоконнике;
  • убираем ли после себя мусор в лесу?

   Экологическое мышление формируется,  прежде всего,  на уроках окружающего мира. Для этого учебник «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа») достаточно заполнен экологическими вопросами. Дополняют эту линию и многие тексты из хрестоматии.

    Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой.

    Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

   Учитывая рекомендации О.Н.Федотовой,  Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова о применении проблемно-поисковых методов в преподавании окружающего мира, на уроках использую: эксперимент, наблюдение, работу с измерительной аппаратурой.

   Ведь естествознание – это экспериментальная область человечества, а младшие школьники – пытливые исследователи окружающего мира.

   Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В этом мне помогают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН, урок-путешествие. К данным видам урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс, а иногда и родители.

 «Математика»  создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений…

 На уроках   Литературного  чтения включены темы уроков, на которых  имеют место наши Экологические сказки.

   Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

    Многообразна и интересна внеклассная  экологическая работа с младшими школьниками.  Я выделила направления внеклассной работы:

  • Познавательно-исследовательское:
  •  Духовно-творческое:
  • Просветительское:
  • Природоохранное:
  • Туристско-оздоровительные

   Мы прежде всего организовали творческую группу «Эко-студия Радуга». Со своим девизом «Наблюдаем, охраняем, учимся, играем». С детьми пришли к мысли, что без нас природа проживёт, а мы без неё – нет!

     Для этого мы проводим увлекательные:

  • однодневные походы и экскурсии в природу,
  •  на промышленные предприятия,
  • на выставки, в музеи, заповедники.
  • это фенологические наблюдения, опытническая работа в «Эко-студии «Радуга».
  • это составление экологического календаря с экологическими праздниками

Это проведение экологических праздников таких как: «День Земли».

  • «Зелёная акция»
  • уборка лесной поляны, школьной территории
  • «День птиц», «Всемирный день окружающей среды», «Праздник осени»
  • проведение орнитологического КВН, «Счастливого случая»;
  • просмотр видеофильмов на экологическую тематику;
  • эколого-краеведческая работа.

  Мы ещё к тому же за здоровый образ  жизни.

  Мы активные участники многих конкурсов на экологическую тему.

 О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные:

Количество учащихся,  победителей и призёров в конкурсах

 1 место

  • Школьный уровень – 3
  • Муниципальный уровень – 1
  • Республиканский уровень – 4
  • Межрегиональный уровень – 3

2 место

  • Муниципальный уровень – 2
  • Республиканский уровень – 2
  • Межрегиональный уровень - 4

3место

  • Муниципальный уровень – 2
  • Республиканский уровень – 2
  • Межрегиональный уровень - 2

   И вот таким я «вижу» портрет выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий начальными сведениями об экологии,
  • любящий своё село, свой край и свою Родину,;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • имеющий представления о красоте родной природы
  • понимающий ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты
  • обладающий первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

  Анализируя  результативность своего  опыта, на мой взгляд, данная работа эффективна, так как в процессе её реализации произойдут существенные изменения в формирования личности учащихся, отношения личности к окружающей его среде, изменится стереотип мышления в отношении ценностей собственного здоровья.

  В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Итак, экологическое воспитание как средство активизации  познавательной деятельности младших школьников проводится через:

• Учебные предметы

• Внеклассную работу по направлениям

• Участие в экологических конкурсах

  Все хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».

Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Экологические сказки как средство развития познавательной активности младших школьников

   Из всех принципов работы с детьми по экологическому воспитанию мы эффективнее всего используем принцип разнообразия предлагаемых возможностей  для реализации способностей учащ...

Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника

Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...

Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"

quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...