«Байкал – жемчужина планеты» Рабочая программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал по окружающему миру (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности эколого-биологического направления «Байкал – жемчужина планеты» для учащихся 3-4 классов.
Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал и формирование экологического мировоззрения, мышления, сознания, культуры, направленной на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
эколого-биологического направления
«Байкал – жемчужина планеты»
для учащихся 3-4 классов
Муниципального автономного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №19, г. Улан-Удэ
2020 -2022 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Байкал – жемчужина планеты» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой эколого-биологическую направленность с опорой на краеведческое содержание и как дополнение к курсу « Окружающий мир».
Актуальность программы «Байкал – жемчужина планеты» для начальной школы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Познавательный аспект содержания раскрывается посредством знакомства с живыми и неживыми объектами природы, необходимыми для сохранения видов животных и растений. Способствует углублённому изучению окружающего мира, биологии и экологии. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придают программе особое значение, развивают творческую любознательность, интеллектуальную личность.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ СОШ №19, программа «Байкал – жемчужина планеты» реализуется в 3- 4 классах. Программа предназначена для детей 9 – 10 лет, проявляющие интерес к природе, к озеру Байкал- жемчужине нашего края, охране окружающей среды.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, рассчитана на 34 часа.
Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал и формирование экологического мировоззрения, мышления, сознания, культуры, направленной на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона.
Задачи:
Образовательные:
1. расширить экологические знания у детей о природе Бурятии , повысить экологическую грамотность;
2. формировать:
- представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека;
- экологическое понятие об уникальности и целостности природных комплексов родного края;
- навыки работы составления, оформления и представления проектов.
Развивающие:
Развить:
1. умения применять полученные знания в дальнейшем на практике;
2. потребность общения с природой; прививать чувство любви к природе
3. стремление познавать природу родного края;
4. умение и навыки исследовательской работы.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию
1. экологической культуры, экологической этики нахождения в природной и городской среде.
2. самооценки деятельности, в быту, на отдыхе, с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде и своему здоровью.
3. чувства ответственности человека за свои поступки, за результаты своей деятельности;
4. потребности к здоровому образу жизни, к пропаганде бережного отношения к окружающей среде.
Учебно – тематический план
3-4 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Мир живой природы | 21 | 10 | 11 | |
1 | История изучения озера. Удивительный мир воды. | 2 | 1 | 1 |
2 | Флора и фауна Байкала. | 3 | 2 | 1 |
3 | Мир живой природы | 2 | 1 | 1 |
4 | Редкие и исчезающие животные | 2 | 1 | 1 |
5 | Знакомство с разнообразием растений. | 2 | 1 | 1 |
6 | Редкие и исчезающие растения | 2 | 1 | 1 |
7 | Кто такие эндемики. Эндемики Байкала. | 2 | 1 | 1 |
8 | Эта забавная нерпа | 1 | 1 | |
9 | Байкальские сказки | 2 | 1 | 1 |
10 | Игра «Байкальский сундучок» | 1 | 1 | |
11 | Экскурсия в Музей природы | 1 | 1 | |
12 | Обобщающее занятие. «Природа Байкала» | 1 | 1 |
Планируемые результаты курса
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы направлены на достижение следующих результатов:
Личностные — формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Метапредметные — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Предметные результаты:
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой
развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций:
- Учебно- познавательная компетенция
-умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях;
-умение отличать факты от домыслов;
-владение приёмами в нестандартных ситуациях.
- Коммуникативная компетенция
-владение навыками работы в группе;
-знание правил культуры взаимоотношений;
-умение правильно задавать вопрос;
-умение представлять себя;
- умение владеть разными социальными ролями в обществе.
- Ценностно- смысловая компетенция
- способность видеть и понимать окружающий мир;
-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
- Общекультурная компетенция
-знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
-умение организовать быт и досуг;
-знание духовно- нравственных основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
В рамках программы «Байкал – жемчужина планеты» могут использоваться следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- конкурсы;
- экскурсии;
- выставки детских работ;
- коллективные творческие дела;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- наблюдения и практические работы;
- дидактические игры;
- работа с различными источниками краеведческой информации.
Календарно- тематическое планирование
Разделы программы | Темы занятий | Формы проведения занятий | Планируемые результаты | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | |||||
Мир живой природы | ||||||
История изучения озера. Удивительный мир воды. | Беседа | Личностные — формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 2 | |||
Флора и фауна Байкала. | Просмотр видео | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 3 | |||
Мир живой природы | Беседа | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 2 | |||
Редкие и исчезающие животные | Беседа | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 2 | |||
Знакомство с разнообразием растений. | Видео экскурсия | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 2 | |||
Редкие и исчезающие растения | Беседа | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 2 | |||
Кто такие эндемики. Эндемики Байкала. | Просмотр видеоматериала | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источниковдобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | 2 | |||
Эта забавная нерпа | Презентация | Познавательные УУД: делать предварительный отбор источниковдобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. | 1 | |||
Байкальские сказки | Коллективные творческие дела | Личностные — формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. | 2 | |||
Игра «Байкальский сундучок» | Викторина | Личностные — формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. | 1 | |||
Экскурсия в Музей природы | Экскурсия | Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. | 1 | |||
Обобщающее занятие. «Природа Байкала» | Творческие проекты | Личностные — формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, развитие познавательных интересов, любознательности, мотивов познания и творчества. | 1 |
Информационно - методическое обеспечение
Список литературы
- «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
- Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г.
- Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6.
- Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9.
- Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10.
- Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г.
Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5. - Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5.
- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка.С.Н. Асламова. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок». 2002. - 96 с.
- Энциклопедия «Экология». - М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрел, 2015. - 624с.
- Энциклопедия «Мир животных» - М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрел, 2014. – 452 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 3 класса и направлена на реализацию федерального государственного о...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья», поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самост...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 4 класс
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 4 класса и направлена на реализацию федерального государственного о...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета" для 1-4 классов ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...