проект "Надо ли бояться пчёл"
проект по окружающему миру (3 класс)
ПРОЕКТ
на тему: «Надо ли боятся пчёл?»
«Экология, биология, химия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Введение ………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть…………………………………………………………...5
2.1. Из истории пчеловодства..............................................................................4
2.2.Особенности жизнедеятельности пчел……………………………………..
2.3. Почему и когда пчелы могут жалить человека?.........................................11
2.4. Правила поведения на пасеке……………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………....14
Ресурсы
Приложение
- Введение
Однажды услышал, что некоторые из моих одноклассников ужасно боятся насекомых, особенно пчёл. Мой дедушка занимается пчеловодством, поэтому я знаю, что если соблюдать правила, то пчёлы не опасны, а очень полезны для человека. Многие одноклассники мало знают о пользе пчёл для общества, и мне захотелось рассказать им об этом в своем проекте.
Целью проекта является изучение особенностей жизнедеятельности и пользы пчёл.
Чтобы достичь цели, были сформулированы следующие задачи:
-Найти и проанализировать информацию о жизни пчёл.
-Узнать, как организована жизнь в пчелиной семье?
-Узнать, почему и когда пчелы могут жалить человека?
-Познакомить одноклассников с миром пчёл.
Актуальность – пчелы - одни из самых известных и трудолюбивых насекомых. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.
Для достижения поставленных цели и задач будут использованы следующие методы: изучение информации; социологический опрос; освещение информации; анализ; обобщение.
Вся работа состоит из нескольких этапов: организационного; практического; обобщающего.
- Теоретическая часть
- Из истории пчеловодства
Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50 тыс. лет раньше человека. Пчёл всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мёд Божьим даром. О том, что пчелиные гнёзда ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных продуктов был воск. Воск приравнивали к золоту.(Приложение, фото1)
- Особенности жизнедеятельности пчел
Пчелиная семья
Медоносные пчелы – общественные насекомые. Они живут большими дружными семьями. У каждой пчелы есть свои обязанности. Матка – самая крупная пчела, которая занята только тем, что откладывает яйца. Все пчелы в гнезде – ее дети. В одном гнезде может быть только одна матка. Рабочие пчелы– это небольшие самки, которые выполняют всю работу: охраняют дом, ухаживают за маткой и личинками, кормят их, чистят гнездо, собирают в поле еду для всей семьи. Трутни – это самцы пчел. Они не могут сами есть и собирать нектар. Единственная их задача – встреча с маткой во время брачного полета. После этого они погибают. Матка после встречи с трутнем может откладывать яйца до конца своей жизни. Матка откладывает по одному яйцу в каждую ячейку. Через три дня из яйца выходит личинка. Первые три дня всех личинок кормят маточным молочком. Потом личинок рабочих пчел кормят пергой – смесью меда и пыльцы. Через пять дней пчелы закрывают ячейки восковыми крышечками. Внутри ячеек каждая личинка превращается в куколку, покрытую шёлковым коконом. В коконе развивается пчела. Через 21 день после того, как матка отложила яйцо, из куколки выходит молодая рабочая пчела. Пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи. (Приложение, фото2, фото 3)
Ульи
Улей – это большой деревянный ящик на четырех ножках с открывающейся крышей, в котором живут пчёлы . Внутри улья есть рамки. Внутри этих деревянных рамок пчёлы строят из воска ячейки – соты. Некоторые из ячеек в сотах заняты мёдом, а в других матка откладывает яйца.
Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к лотку, пчела открывает его и предъявляет запах сторожам как пропуск. (Приложение, фото 4)
Пчелиный рой
Новая пчелиная семья называется рой. Как она возникает? Матка откладывает яйца. Личинок, а затем и пчел становится все больше. Рабочие пчёлы строят по краям сот специальные большие ячейки. Внутри их вырастут новые матки. А старая матка с частью пчел покидает гнездо. Новый рой ищет новое место для жизни. Это может быть старое дупло, ящик, а может ловушка пчеловода, из которой он пересадит их в новый улей. (Приложение, фото 5)
Общение насекомых
Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи танцев.
Когда пчела - разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища, и как к ней добраться. Танцы пчёл можно разделить на два вида: «танец по кругу» и «танец - колебание». Если пчела танцует первый танец, то это значит, что найденная полянка находится близко, а если второй – то далеко, но при этом в танце она передает точный маршрут, как добраться до поляны.
Опыление цветов
Цветы привлекают насекомых своим ароматом и яркой окраской. Пчелы прилетают к ним, ищут нектар и при этом пачкаются пыльцой. Когда они перелетают на другие цветки, то переносят на них эту пыльцу – опыляют растения. Для растений это очень важно, потому что только после опыления могут развиваться семена. Если не будет пчёл, у цветов не будет семян, и они не вырастут в следующем году. Пчёлам необходимы цветы, а цветам необходимы пчелы. (Приложение, фото 6)
Хлопоты пчеловода
Мой дедушка говорит, что за пчелами нужен особый уход. Нужно обрабатывать ульи в определенное время. Постоянно осматривать пчелиные семьи. В период роения необходимо постоянно находиться на пасеке.
Зимой пчелы находятся в омшанике. Весной дедушка расчищает снег на пасеке, в лесу для того, чтобы выставить пчелиные улья. Выставив их, он хорошо моет их внутри, затем обдаёт кипятком, обрабатывает горелкой, чтобы уничтожить все микробы. Затем пересаживает пчелиные семьи в обработанные ульи. (Приложение, фото 7)
В начале июня у пчел начинается процесс роения. Вылетевший рой дедушка собирает в роевник (специальный ящик) и ставит в темное место. Через сутки дедушка отпускает рой в новый улей.
После процесса роения у пчел начинается медосбор. Мой дедушка ставит в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, дедушка снимает магазины и откачивает мед. Кроме меда от пчел получают воск, пергу, прополис, маточное молочко, пчелиный яд.
Продукты пчеловодства
Я решил узнать, что знают мои одноклассники о мёде. Для этого я провел социологическое исследование: попросил их ответить на несколько вопросов анкеты, а потом проанализировал ответы.
1.Любите ли вы мёд?
2.Знаете ли вы, чем полезен мёд?
3.Знаете ли вы, откуда берётся мёд?
4.В каких целях вы его используете?
5.Знаете ли правила поведения на пасеке?
Из 19 человек, принявших участие в анкетировании, 12 любят мёд, 4 - не любят, 3 - не очень любят. О пользе мёда не знают 6 человек; знают, что полезен, но не знают чем - 6 человек. 7 человек могут объяснить, чем полезен мёд. На вопрос «Откуда берётся мёд?» было два варианта ответов:
1 - из ульев,
2 - из пыльцы.
В лечебных целях мёд используют 5 человек, добавляют постоянно в чай - 4 человека, просто едят мёд - 7 человек и 2 человека его не используют. О правилах поведения на пасеке знает только 1 человек. (Приложение, рис 1)
Мёд и другие продукты пчеловодства являются уникальными продуктами, которые используются как ароматное лакомство, а также в качестве источника здоровья, жизненных сил и долголетия.
Расскажу кратко о пользе мёда и продуктах пчеловодства, и правилах поведения на пасеке.
Мед
Нектар – это сладкая сахаристая жидкость, которую выделяют разные части цветков. Он скапливается там в специальных углублениях. Пчелы сосут нектар и собирают в специальный медовый зобик, в котором приносят нектар в гнездо. В гнезде они пережёвывают его около 30 минут, добавляя в него некоторые вещества, меняющие его состав.Затем они переносят эту жидкость в открытые ячейки. В теплом гнезде нектар густеет и превращается в мед. Через несколько дней пчелы закрывают ячейки с медом восковыми крышечками. Мед - это запас пищи, который пчелы собирают для себя, а вовсе не для человека. Вкус и цвет меда зависит от цветов, на которых пчелы собирали нектар.
В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза.
Прополис
Прополис - смолистое вещество от коричневого до тёмно-зелёного цвета, вырабатываемое пчелами для замазывания щелей. Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу.
Воск
Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным действием.
Маточное молочко
Маточное молочко – это пища для личинки пчелиной матки, которая закладывается в отдельную ячейку из воска.
Маточное молочко содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины.
Лечебное действие:
- повышает аппетит, вес;
- стимулирует рост волос;
- улучшает память и зрение;
- повышает иммунитет.
(Приложение, фото 8)
2.3. Почему и когда пчелы могут жалить человека?
Эти правила написаны с учетом особенностей жизни пчел и пасеки, на основе многолетнего опыта работы с пчелами, и призваны обеспечить наибольший комфорт и безопасность человека на пасеке, с одной стороны. С другой стороны, обеспечить условия для нормальной, спокойной и продуктивной работы пчел.
Безопасностью и комфорт для человека – это не быть искусанным пчелами. Для здорового человека в пчелином укусе нет ничего плохого, скорее наоборот. Но приятного в этом мало, поэтому понятно стремление избежать укусов пчелы.
Для пчел же главное это работа. И чем меньше их от этого их отвлекают, будоражат и мешают – тем продуктивнее их работа, и тем лучше и пчелам и пчеловоду.
Кого кусает пчела? Прежде всего хочу повторить, что пчела кусает лишь в случае угрозы для себя либо для гнезда. Поэтому надо научиться вести себя на пасеке – не махать руками, не делать резких движений. В этом случае даже насекомое, до этого издававшее грозное тревожное жужжание, через некоторое время улетит, успокоившись. Если же насекомое все же село на Ваше тело – не надо пытаться его убить, шлепнуть по нему – просто щелчком ногтя скиньте его. Однако, если пчела запуталась у Вас в волосах – тут не до сантиментов, единственный правильный выход – убить ее.
Но что же делать, если пчела все же укусила? Необходимо как можно скорее освободиться от жала – при укусе оно отрывается от тела пчелы и остается у Вас в ранке. Чтобы его извлечь, достаточно иметь пинцет или достаточно длинные ногти. При этом имейте в виду. При пчелином укусе вместе с жалом от тела пчелы отрывается и мешочек с ядом, который находится та конце жала, оторвавшемся от брюшка, поэтому при извлечении жала не надавите на него – иначе яд из мешочка попадет к Вам в организм и усилит последствия укуса. После извлечения жала протрите место укуса раствором соды или намажьте мылом – яд пчелы имеет кислую реакцию и нейтрализуется щелочью. Не смачивайте ранку водой, тем более из неизвестного источника – в нее может попасть гораздо более серьезная инфекция, чем пчелиный яд. В случае, если наблюдается слишком сильная реакция от укуса не только местная, но и появляются признаки головокружения, удушья и т.п. – обязательно примите противоаллергический препарат. Больше пейте – это позволит быстрее вывести яд из организма. Внимательно наблюдайте за своим состоянием, и в случае продолжения ухудшения самочувствия – необходима квалифицированная помощь врача.
Медоносные пчелы по своей природе миролюбивые насекомые. Ни одна пчела, занятая в саду работой по сборке нектара или пыльцы не тронет человека, как бы близко он к ней не подходил. Она слишком занята, чтобы обращать на Вас внимание. Почувствовав опасность, она скорее улетит, чем станет атаковать. Но вблизи гнезда поведение пчелы меняется. Любое существо, ставшее возле улья на пути лета пчел, воспринимается ими как угроза для семьи. А свои владения пчелы защищают не щадя своей жизни.
В результате длительного общения с пчелами на протяжении веков человек выработал специальные правила поведения, без которых не обходится ни один пчеловод. (Приложение, фото 9)
2.4. Правила поведения на пасеке
На первом месте гигиена. От вас не должны исходить посторонние, чужеродные для пчел запахи (пот, табак, алкоголь, одеколон и т.д.).
Раздражает пчел шерсть, волосы, темная одежда. Поэтому работая с пчелами закрывайте голову специальной маской, а костюм или комбинезон выбирайте светлых тонов из хлопка или льняной ткани.
Резкие движения, удары по улью или подставке, бег по пасеке также озлобляют пчел.
Стойко переносите боль, когда ужалит пчела. Если вас все же укусила пчела, сразу промойте место укуса, т.к. запах яда провоцирует остальных пчел и заставляет атаковать, защищая гнездо. Не трогайте и не отгоняйте пчелу, даже если она кружится у самого вашего носа. Убедившись, что вы для неё не опасны, пчела улетит или сядет вам на одежду и будет чистить свои усики.
Не открывайте ульи без надобности и надолго. Лучшее время для осмотра гнезда - середина дня, когда большинство пчел занято работой в поле. Заранее продумайте весь цикл работ, подготовьте необходимый инвентарь. При осмотре гнезда будьте предельно внимательны и осторожны, чтобы не придавить матку и пчел осматриваемыми рамками. Дым - самое сильное средство для усмирения пчел. Пользуйтесь им осторожно и в меру, чтобы не вызывать удушения пчел. (Приложение, фото 10)
Заключение
В ходе работы над проектом, выполнил задачи: изучил особенности жизнедеятельности и пользы пчёл:
-проанализировал информацию о жизни пчёл.
-Узнал, как организована жизнь в пчелиной семье?
-Узнал, как и когда пчелы могут жалить человека?
-Узнал, чему может научить пчела человека?
-Познакомил одноклассников на уроке окружающего мира с жизнью пчёл.
Рассказал ребятам, что медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности. Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.
Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.
Проект будет полезен на уроках окружающего мира, на занятиях по профориентации. Возможно, кому-то понравится профессия пчеловода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Пчёлы"
Презентация содержит материал исследовательской работы по эколгическому проекту "Домашние животные в жизни человека"...
Тема урока:"Не бойся сказок. Бойся лжи."
Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 4 класс.Тип урока: Обобщающий урок....
Исследовательская работа ученика 1 Б класса Хлапонина Захара "Откуда у пчёл мёд?"
В данной работе ученик 1 класса исследует историю пчеловодства, определяет качество мёда химическим путём, а также наблюдает за жизнью пчёл....
проектная работа "Для чего люди разводят пчёл?"
Данный проект первый шаг к приобретению обучающимися знаний о пчёлах. Пчёлы — самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются пр...
Шаблоны презентаций "Пчёлы и мёд"
Шаблоны для создания презентаций PowerPoint. В архиве представлено 3 шаблона. Данный ресурс можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям по любым предметам. Для соз...
Пчёлы в моей семье
Пчёлы в моей семье - проектно - исследовательская работа...
Проект "Пчёлы"
Работа ученицы 3 класса...