Технологическая карта урока по окружающему миру «Наши ближайшие соседи» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру

Невзорова Ангелина Сергеевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

 

Цель урока:  формирование представлений у обучающихся со странами, которые соседствуют с Россией

Задачи урока

Дидактические:

1 Познакомить со странами, соседствующие с Россией;

2 Сформировать навык чтения, навык работы с текстом.

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемые страны, соседствующие с Россией

2 Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1Воспитывать ориентацию в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

Планируемые результаты

Предметные:

1 Научатся создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе

2 Проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

Личностные:

1 Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности

2 Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 25.04.2023

Школа: №153

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:30-9:10     Кабинет: 311

Студент: Невзорова Ангелина

Группа: 43

Учитель: Флейта Светлана Николаевна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока «Наши ближайшие соседи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:  формирование представлений у обучающихся со странами, которые соседствуют с Россией

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Познакомить со странами, соседствующие с Россией;

2 Сформировать навык чтения, навык работы с текстом.

Предметные:

1 Научатся создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе

2 Проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемые страны, соседствующие с Россией

2 Развивать коммуникативные навыки.

Личностные:

1 Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности

2 Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности

Воспитательные:

1Воспитывать ориентацию в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

УМК: «Школа России» Окружающий мир. 3 класс, часть 2 - Плешаков А.А.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

М:словесный

П:беседа

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

классная работа.

Р: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М:словесный

П:беседа

Задает вопросы по прошедшим темам.

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Мы  с вами продолжаем  работать над новым разделом нашего учебника: Путешествие по городам и странам.

-Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

-Какие взаимные дела могут быть у соседей.

-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

Так и у России много  государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.

Участвуют в беседе.

-Дружеские.

К: описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного)

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:словесный

П:беседа

Подводит к формулировке темы и целей урока.

- Верно, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Какие цели поставим?

- Замечательно.

Формулируют тему и цели. Участвуют в беседе.

-О соседях нашей страны.

Узнать какие страны граничат с нашей страной.

Р:  планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М:наглядный

П:демонстрация

Знакомит с новым материалом.

-Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.

А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Быстро в небо проплывает.

Что же это?

-Верно! Мы отправимся в путешествие на самолете. Чтобы самолет взлетел нужно принять правильное положение.

Делай раз(показывают что пристегиваются)

Делай два (показывают что пристегиваются)

Делай три (садятся ровно).

- Итак, проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.

- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)

- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки.(слайд)

- Подробнее об этих странах мы узнаем на следующем уроке. Итак,на северо-западе с Россией граничат две страны –Норвегия и Финляндия. Отметье эти государства на  у себя карте.

-А какие государства граничат с Россией на западе и на юго-западе? Найдем на карте три небольшие страны, расположенные по берегам  Балтийского моря, мы отправляемся туда.

- Это страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе.

- Столица Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столица Литвы – Вильнюс (слайды).

-Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широкий водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды).

- Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава.

- Отметьте у себя  на карте Эстонию, Латвию, Литву и Варшаву.

-А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения? И мы отправляемся туда.

- Правильно, это Украина и Белоруссия. (слайды).

- А вы знаете столицы этих государств ?

- Молодцы!

- Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.

- Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.

-Отметьте  Украину и Белоруссию на карте.

-И мы отправляемся в страны, расположенные вдоль южных границ России.

-Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды)

- Молодцы.

- У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские.

- Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.

- Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?

Отметьте  их на карте.

- Где они расположены?

- Молодцы! Отметьте  их на карте.

- Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток).

- Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

США находится на другом материке

– В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

С Японией и США наша страна имеет морские границы!!!

Участвуют в беседе.

- Самолет.

Слушают рассказ учителя

Запоминают информацию со слайдов

Показывают страны на карте

Показывают на карте

- Киев, Минск

П: читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

К: описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Атлас, презентация

Физкультминутка

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

П

М:продуктивный

П:заполнение таблиц

Организовывает работу в парах.

-А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?

-У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте всё необходимое для выполнения заданий. Работаем в парах. Время выполнения задания – 2  минуты.

Выполняют работу в парах.

Задание1. С помощью карты и учебника впиши в таблицу названия столиц.

Страны-соседи России

Название страны

Название столицы

Эстония

Литва

Латвия

Польша

Белоруссия

Украина

Абхазия

Южная Осетия

Грузия

Азербайджан

Казахстан

Монголия

Китай

Северная Корея или КНДР

Япония

США


Задание 2.
Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Найди их и закрась цветным и карандашами разного цвета.

А

с

т

Б

а

В

а

е

к

К

и

н

а

Т

к

и

р

П

и

и

М

с

н

б

у

с

ш

а

н

е

в

к

а

и

л

и

а

в

Определи столицами, каких стран являются  эти города.

Р: устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия;  выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

Раздаточный материал в виде карточек

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М:продуктивный

П:ответы на вопросы

Проводит самостоятельную работу

-Чтобы проверить как хорошо вы запомнили материал, выполните задание в карточке.

Какие страны имеют сухопутную границу?

- Какие страны имеют морскую границу?

_________________________________

Задает вопросы по пройденному уроку.

- Давайте вспомним, каковы были задачи нашего урока?

1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научиться находить и показывать их на карте.

-Достигли ли мы задач нашего урока?

-Почему так важны доброжелательные отношения между странами?

-В чем они проявляются? Оцените свою работу на уроке.

Выполняют самостоятельно работу на карточках.

-  Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

Участвуют в беседе.

Обмениваются впечатлениями.

Р: устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия;  

Раздаточный материал в виде карточек

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М:словесный

П:беседа

Задает вопросы по пройденному уроку.

- Давайте вспомним, каковы были задачи нашего урока?

1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научиться находить и показывать их на карте.

-Достигли ли мы задач нашего урока?

-Почему так важны доброжелательные отношения между странами?

-В чем они проявляются? Оцените свою работу на уроке.

Участвуют в беседе.

Обмениваются впечатлениями.

К: описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного)

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М:словесный

П:беседа

Подводит итоги урока.

- Вам понравился урок и эта тема?

- Много нового вы узнали?

- Вы большие молодцы!

- Спасибо за урок. До свидания.

Участвуют в беседе.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия;  

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру " Наши ближайшие соседи."

Тип урока: открытие новых знаний....

Конспект урока по окружающему миру «Наши ближайшие соседи», 3 класс УМК "Школа России"

Тема: «Наши ближайшие соседи»Цель: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации....

Конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Наши ближайшие соседи»Цель деятельности учителя: формирование понятия «граница» России; знакомство со странами-соседями нашей страны....

Конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи" (3 класс Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.Тема урока: "Наши ближайшие соседи" Цели деятельности учителя: знакомство с государствами-соседями России; формирование умения ориентироваться по карте;р...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Наши ближайшие соседи». УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме «Наши ближайшие соседи»Задачи урокаДидактические:1.      П...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:Развить представление о странах ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:...