Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» для 3 класса УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» для 3 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 21.04.23

Школа: МАОУ «СОШ № 91»

Класс: 3 «а»

Урок: 2

Время: 08:45 - 09:25                Кабинет: 34

Студент: Елисеева Елизавета Олеговна

Группа: 42

Учитель: Силина Ирина Юрьевна

Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Тема урока: «Наши ближайшие соседи»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представлений учащихся о странах-соседях России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить со странами-соседями России;

2. Познакомить с достопримечательностями  стран-соседей России.

Предметные:

1. Показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

2. Фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы.

Развивающие:

1.  Развивать наблюдательность через работу с иллюстративными материалами.

2. Развивать внимание, память при работе с текстом.

Личностные:

1. Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний;

2. Проявление культуры в общении, уважительное отношение к людям.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к одноклассникам через групповую и парную формы работы.

2. Воспитывать аккуратность.

УМК: «Школа России», учебник «Окружающий мир»: 3кл.: Учебник: А.А Плешаков- М.: Просвещение, 2013.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Этап самоопределения к деятельности

(2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Приветствует учеников.  

Создает эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята!

-Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте продуктивной работы.

—Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат карточки «Моя успешность на уроке».

В них вы будете оценивать свои результаты в течение урока. + – с заданием справился(ась), - – были допущены ошибки.

Приветствует. Показывает готовность к уроку.

-Желаю продуктивной работы.

УУКД: выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации

Проектор с презентацией.

II. Актуализация знаний и мотивация

(5 мин).

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Группа практических методов (выполнение задания)

Повторяет с учащимися материал предыдущего урока

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Мы  с вами продолжаем  работать над новым разделом нашего учебника: Путешествие по городам и странам.

— Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами — физическую или политическую?

– Кто покажет на карте границу России?

Отвечает на вопросы. Повторяет прошлую тему.

- Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —высказывать мнения, суждения.

УУРД: оценивать рациональность своих действий.

Проектор с презентацией.

III. Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Подводит к определению темы и цели урока.

-Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

-Какие взаимные дела могут быть у соседей.

-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

  • Так и у России много  государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.

- Верно, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Какова  тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим на урок?

Давайте составим план урока. На слайде есть слова, продолжите фразы.

  1. Узнать…
  2. Научиться...

Определяет тему, цель урока.

Дружеские.

-О соседях нашей страны.

- «Наши ближайшие соседи»

- Узнать, какие страны граничат с Россией.

1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научиться находить и показывать их на карте.

УУПД:выбирать, анализировать информацию различных видов и форм представления

УУКД:принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

УУРД:аргументировать предлагаемые варианты решений

Проектор с презентацией.

IV. Открытие нового знания (8 мин.)

Открытие нового знания (8 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа.

 Групповая работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации, учебник)

Группа

практических методов (выполнение заданий)

Внешний контроль

Фронтальная работа.

 Групповая работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации, учебник)

Группа

практических методов (выполнение заданий)

Внешний контроль

-Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.

А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Быстро в небо проплывает.

Что же это? (Самолет)

-Верно! Мы отправимся в путешествие на самолете. Чтобы самолет взлетел нужно принять правильное положение.

Делай раз(показывают что пристегиваются)

Делай два (показывают что пристегиваются)

Делай три (садятся ровно).

- Итак, проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.

- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)

- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки.(слайд)

- Подробнее об этих странах мы узнаем на следующем уроке. Итак,на северо-западе с Россией граничат две страны –Норвегия и Финляндия. Отметье эти государства на  у себя карте.

-А какие государства граничат с Россией на западе и на юго-западе? Найдем на карте три небольшие страны, расположенные по берегам  Балтийского моря, мы отправляемся туда.

- Это страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе.

- Столица Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столица Литвы – Вильнюс (слайды).

-Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широкий водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды).

- Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава.

- Отметьте у себя  на карте Эстонию, Латвию, Литву и Варшаву.

-А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения? И мы отправляемся туда.

- Правильно, это Украина и Белоруссия. (слайды).

- А вы знаете столицы этих государств ?

- Молодцы!

- Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.

- Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.

-Отметьте  Украину и Белоруссию на карте.

-И мы отправляемся в страны, расположенные вдоль южных границ России.

-Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды)

- Молодцы.

- У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские.

- Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.

- Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?

Отметьте  их на карте.

- Где они расположены?

- Молодцы! Отметьте  их на карте.

- Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток).

- Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

США находится на другом материке

– В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

С Японией и США наша страна имеет морские границы!!!

Отгадывают загадку

-Самолет

Слушают рассказ учителя

Запоминают информацию со слайдов

Показывают страны на карте

-Показывают на карте

 

УУПД: знать, какие страны граничат с Россией.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля

УУПД: знать, какие страны граничат с Россией.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля

Проектор с презентацией. Раздаточный материал. Учебник.

Проектор с презентацией. Раздаточный материал. Учебник

V. Первичное закрепление

(5 мин.)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа.

Парная.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации, раздаточный материал)

Группа

практических методов (выполнение заданий)

Внешний контроль

-А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?

-У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте всё необходимое для выполнения заданий. Работаем в парах. Время выполнения задания – 5 минут.

Работают в парах.

УУПД: знать, какие страны находятся на севере Европы

УУКД:воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля

Проектор с презентацией. Раздаточный материал. Учебник

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Группа практических методов (выполнение задания)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации, раздаточный материал)

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

  • Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. Для этого  обменяйтесь своими листочками с соседом. Посмотрите на экран, здесь вы можете увидеть верные ответы.

Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А у кого 1 ошибка? У кого 2? А у кого три и более?

Как вы думаете, почему вы допустили здесь ошибки?

-Оцените выполнение задания в карте успеха. Под номером 3 обведите знак «+» или «-».

Выполняет самостоятельную работу

УУРД: владеть способом взаимоконтроля

УУКД: выражать свою точку зрения

Проектор с презентацией. Раздаточный материал.

VII. Включение в систему знаний, повторение

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная.

Парная работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (раздаточный материал)

Группа практических методов (выполнение задания)

Внешний контроль

Организует беседу по итогам урока.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема урока?

- Каковы были задачи нашего урока?

- Достигли ли мы задач нашего урока?

- Почему так важны доброжелательные отношения между странами?

В чем они проявляются? Оцените свою работу на уроке.

Выполняет задание.

- «Наши ближайшие соседи»

1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научиться находить и показывать их на карте.

УУПД:осуществлять анализ информации, применять полученные знания

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

составлять план действий; владеть способами самоконтроля

Проектор с презентацией. Раздаточный материал. Учебник

VIII. Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

(раздаточный материал)

Внешний контроль

Самоконтроль

Обеспечивает подведение итогов. Задает вопросы. Организовывает самооценивание деятельности учащихся на уроке.

—Теперь, проанализируйте свою карту успеха. Посчитайте сколько у вас «+».

-Ребята, кто справился со всеми заданиями и обозначил на карте успеха «+» во всех номерах?

- Кто обозначил «+» в 2 номерах?

- У кого минусы во всех заданиях?

-Вы хорошо поработали.

- Спасибо за урок. Вы большие молодцы.

Подводит итоги урока. Отвечает на вопросы. Выполняет самооценку своей деятельности на уроке.

УУПД: анализировать информацию

УУКД:уметь полно и точно выражать своё мнение.

УУРД: владеть способами самоконтроля, рефлексии

Проектор с презентацией. Раздаточный материал.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о наших ближайших соседяхЗадачи урокаДидактические:сформировать знания о странах, которые являются ближайшими соседями России;сформировать знания о столицах ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с ближайшими странами и их соседями;Расширить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.Задачи урокаДидактические:Организовать деятельнос...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями и имеют сухопутные и морские границы с Россией.Задачи урокаДидактические:Познакомить с поня...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи." 3 Класс.

Тема урока «Наши ближайшие соседи.» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации, и их достопри...

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.Задачи урока:Дидактические:,1. Познакомить детей со странами и их столицами, которые являются ближайшими с...