Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представлений учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.
Задачи урока
Дидактические:
- Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.
- Развивать умение самостоятельно находить государства-соседей на карте.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
- Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наши ближайшие соседи | 69.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 29.04.2022 Школа: МКОУ «Потаповская ООШ» Класс: 3 Урок: 5 Время: 11:40-12:20 Кабинет: 2 | Студент: Кистанова Анна Николаевна Группа: 42 Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ |
Тема урока «Наши ближайшие соседи»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представлений учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.
Задачи урока
Дидактические:
- Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.
- Развивать умение самостоятельно находить государства-соседей на карте.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
- Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма: фронтальная. Словесный метод: беседа | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. Доброе утро, класс! - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Проверьте, все ли готово у вас к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал с принадлежностями. | 1.Показывают готовность к уроку. 2. Отвечают на вопросы. - Здравствуйте! Готовят рабочее место | Самоопределение (Л); Целеполагание (Р); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Форма: фронтальная Словесный: учебный диалог, беседа | 1.Подготовка учащихся к объяснению нового знания. - Наш урок мы начнем с повторения изученного материала. - Как называется наш раздел? - Перечислите города Золотого кольца. - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока. -Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело». -Какие взаимные дела могут быть у соседей. -Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте? -Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться | 1.Подведение обучающихся к теме урока. - Путешествие по городам и странам. - В Золотое кольцо России входят десять городов: это Суздаль, Ярославль, Плес, Кострома, Ростов, Углич, Переславль-Залеский, Сергиев Посад, Иваново и Владимир -Дружеские. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма: фронтальная Словесный: учебный диалог, беседа | 1.Выдвигает проблему; 2. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? - Какие цели поставим? - Замечательно. -Давайте составим план урока. | 1.Определяют тему, цели и план урока; 2. Отвечают на вопросы и выполняют задания. - Наши ближайшие соседи Цель: Узнать какие страны граничат с нашей страной. План: 1. Познакомиться с соседними странами. 2. Выполнить задания в рабочей тетради. 3. Обобщить тему. | Подведение под понятие (П); Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); Постановка и формулирование проблемы (П). | презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Форма: фронтальная Словесный: беседа, учебный диалог . | 1.Учитель открывает новое знание. -Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями. А на чѐм совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку: Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Быстро в небо проплывает. Что же это? -Верно! Мы отправимся в путешествие на самолете. Чтобы самолет взлетел нужно принять правильное положение. Делай раз (показывают, что пристегиваются) Делай два (показывают, что пристегиваются) Делай три (садятся ровно). -Оправляясь в путешествие, учти, что запоминать названия всех стран и их столиц необязательно. Главное- научиться находить и показывать их на карте. - Итак, проследим по карте границу России. - Что такое государственная граница? - Что находится за границей? -Верно! -Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок. Откройте свои рабочие тетради на стр. 60 №1. Походу нашего путешествия вы должны будете заполнить таблицу - Мы начнем свое путешествие с северо– запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия – ее столица г. Осло. - Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. Запишите в тетрадь. -Подробнее об этих странах мы узнаем на следующем уроке. Итак, на северо-западе с Россией граничат две страны –Норвегия и Финляндия. Запишите в тетрадь. -А какие государства граничат с Россией на западе и на юго- западе? Найдем на карте три небольшие страны, расположенные по берегам Балтийского моря, мы отправляемся туда. - Это страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – эти страны расположены на западе. - Столица Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столица Литвы – Вильнюс. Запишите в таблицу. -Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широкий водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. - Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава. Запишите в таблицу. -А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения? И мы отправляемся туда. - Правильно, это Украина и Белоруссия. А вы знаете столицы этих государств? Запишите в таблицу. - Молодцы! - Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины. - Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия. -И мы отправляемся в страны, расположенные вдоль южных границ России. -Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. Запишите в таблицу. - Молодцы. - У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские. - Прочитайте о них на странице 103 в учебнике. - Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?. - Где они расположены? - Молодцы! Отметьте их на карте. - Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток). - Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ. США находится на другом материке – В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. С Японией и США наша страна имеет морские границы!!! | Слушают учителя Отгадывают загадку Самолет - Линия раздела между территориями государств. Другие города и страны Показывают на карте Киев, Минск | познавательный процесс к новому материалу (Л); Определение последовательности(Р). | презентация |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Форма: П | 1.Проводит параллель с ранее изученным материалом; 2.Органезует работу в рабочей тетради. - А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины? -У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте все необходимое для выполнения заданий. Работаем в парах. Откройте рабочею тетрадь на стр. 61 №2. С помощью карты и учебника впиши в таблицу названия столиц. Стр. 63 №4 Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Найди их и закрась цветным и карандашами разного цвета. | Читают задания; 2.Объясняют свой выбор Астана — столица Казахстана Баку — столица Азербайджана Варшава — столица Польши Пекин — столица Китая Киев — столица Украины Минск — столица Белоруссии Тбилиси — столица Грузии | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Осознание ответственности за общее дело (Л); Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П). | Раздаточный материал Презентация |
Динамическая пауза | Создание ситуации успеха | Форма: фронтальная Метод: Наглядный. | -Вы, наверное, устали? Надо немного размяться, встаем со своих мест. - Сейчас вам нужно будет повторять движение с видео. - Вы готовы? | Выполняют движения -Да | Р: следовать инструкциям учителя. Л: понимание нравственных норм поведения. | Видео |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная. Форма: индивидуальная. | 1.Контролирует выполнение работы. -Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу. Найдите задание 3 на стр. 62. -Вам нужно разгадать кроссворд. 1. Страна с самым большим населением в мире. | 1.Объясняют свой выбор; 2. Выполняют задания самостоятельно. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Осознание ответственности за общее дело (Л); Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П). | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа. Форма: фронтальная. | Повторение и закрепление ранее изученного. - С какими странами-соседями вы познакомились? - Какие страны граничат только с Калининградской областью? - Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны? - Где они расположены? - Молодцы, вы хорошо усвоили материал | Рассказывают запомнившуюся информацию Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. - Литва и Польша. - США и Япония - Япония (на юго-востоке) и США (на северо-востоке). | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. | презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма: фронтальная | 1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Какая тема нашего сегодняшнего урока? Какая цель нашего урока? Достигли ли мы задач нашего урока? Почему так важны доброжелательные отношения между странами? В чем они проявляются? -Дети, вот и завершилось наше заочное путешествие по странам-соседям России. Каждый путешественник, возвращаясь из очередной экспедиции, обязательно приобретает сувениры, делает фотографии на память или записывает в дневник свои впечатления. Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке. Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их. Теперь я знаю… Теперь я могу… На уроке у меня получилось… | 1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. - Наши ближайшие соседи Цель: Узнать какие страны граничат с нашей страной. | Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы. | презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1. знать, что такое Конституция РФ, пр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (1 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...
Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (2 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 2 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 3 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умений определять местоположение городов Золотого кольца России на карте, распознавать основные достопримечательности городо...