Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.
план-конспект по окружающему миру
Расширить представление детей о жителях блокадного Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 134.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Познавательные:
Познакомить детей с понятием блокада;
Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;
Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме детей переживших блокаду;
Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.
Социально-коммуникативные:
Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
Воспитывать любовь к Родине
Использование игровой технологии.
Пособия и оборудование:
Фотографии дневника Тани Савичевой
Фотографии блокадного Ленинграда
Белые листы бумаги
Конструктор Лего (для постройки домов), фигурки людей
Военные машинки, самолетики, танки
Листы для рисования, гуашь, кисточки, стаканчики с водой ,салфетки
Предварительная работа: чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде, беседы с жителями блокадного города, посещение музея «Дорога жизни» и музея обороны и блокады Ленинграда
Ход НОД
Воспитатель:
- После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о девочке, которая жила в блокадном Ленинграде– Тане Савичевой.
- Давным-давно, рано утром ,22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так началась Великая Отечественная война.
- Осенью 1941 года, немцы окружили наш с вами город, раньше он назывался Ленинград. Враги хотели взять и уничтожить город. Гитлер, так звали предводителя армии, хотел «задушить» город голодом, поэтому он организовал блокаду города.
- Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как нельзя было выйти из города или войти в него. А еще город постоянно обстреливали и бомбили. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда были установлены громкоговорители. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Услышав звук сирены люди, бежали прятаться в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.
Воспитатель предлагает детям представить, как это было. На столе выставляются дома построенные из конструктора Лего и располагаются фигурки взрослых и детей, воссоздается сцена из мирной жизни.
Воспитатель начинает свой рассказ:
- На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным.
Воспитатель выставляет на стол военную технику: самолеты и танки, инсценируя блокадное кольцо.
Во время блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. (Воспитатель показывает детям фотографии блокадного Ленинграда).
- Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В городе были введены продовольственные карточки, по ним выдавали норму хлеба. Вот такой небольшой кусок клейкой массы, всего 125 г на человека ( воспитатель показывает детям кусок хлеба), в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком хлеба на весь день? (ответы детей)
- Людям не хватало еды, от голода, холода и болезней умирало все больше и больше человек с каждым днем. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать «Дорога Жизни», так ее называли ленинградцы. Дорога спасала от голодной смерти многих жителей города. Шоферы вели свои машины по тонкому льду, а враги бомбили «Дорогу Жизни», и тогда машины проваливались под лёд. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
- По озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно вывозили детей, раненых и истощенных людей. Эта дорога спасла очень много жизней.
Воспитатель добавляет в экспозицию блокадного города макет Ладожского озера и грузовые машинки, везущие в город муляжи продуктов и вывозящие из города фигурки детей.
- Ребята, я предлагаю вам попробовать перейти на другой берег Ладожского озера.
Физкультминутка:
По воображаемым льдинкам (листы бумаги на полу) детям предлагается перейти с одного берега озера на другой.
Воспитатель продолжает рассказ:
- Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...
- После смерти девочки была найдена аленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:
(Детям демонстрируется фото дневника Тани Савичевой).
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
- Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».
- Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню. И сейчас я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать машины, везущие хлеб в блокадный Ленинград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дети блокадного Ленинграда"
Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...
Дети блокадного Ленинграда
1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...
Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
Материал классного часа знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....
Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
Данный материал познакомит учащихся с тяжёлой судьбой, выпавшей на долю детей из блокадного Ленинграда....
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД
«Дети блокадного Ленинграда»«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направле...
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка
«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»
Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....